ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей
1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей
1.2 Изучение творческих способностей в психологии
1.3 Творческие способности и специальность
Глава 2. Факторы, способствующие и препятствующие развитию творческих, актерских способностей.
2.1. Природа актуализации творческого потенциала.
2.2.Нейрофизиологические задатки и их роль в развитии творческих способностей.
2.3. Природа творческих способностей
Особенности протекания творческого процесса как ментального (душевного) акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.
Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи творчества и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.
Можно привести некоторые наиболее характерные высказывания. А. де Виньи: «Я свою книгу не делаю, а она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»; В. Гюго: «Бог диктовал, а я писал»; блаженный Августин: «Я не сам думаю, но мои мысли думают за меня»; Микеланджело: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы» — и так далее. С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в творческом акте связан и ряд других особенностей творчества, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении.
2.4. Личностные барьеры в творчестве.
Как показывают данные исследований, люди отличаются не только по уровню творческого потенциала, но и по способности к его реализации в рамках продуктивной творческой деятельности, которая определяет общий уровень успешности, актуализированности личности. Способность к продуктивной самореализации формируется в детстве и зависит от взаимоотношений с родителями, которые способствуют развитию или блокируют творческую активность ребенка35.Негативный опыт реализации творческой активности в детстве образует установки (барьеры) личности, блокирующие творческую деятельность взрослого человека.
В то же время, условия реализации творческого потенциала, а также препятствия, возникающие на этом пути, недостаточно изучены. В связи с этим целью нашего исследования стало выявление и изучение личностных образований, препятствующих творческой деятельности человека, и психотерапевтических приемов, способствующих их преодолению.
В психологической литературе существует несколько подходов к проблеме психологических барьеров в творчестве. Такой барьер определяется как внутреннее препятствие выполнению определенной деятельности, отрицательное влияние прошлого опыта, препятствующее пониманию и правильной оценке ситуации, фактов, закономерностей, выбору способов действия, стратегии решения проблемы, инновациям.
Исследователи описывают несколько видов барьеров: «познавательно-психологический барьер» (Б. Кедров), «барьер дефицита информации», «ценностные (первичные) и операциональные (вторичные)» (Р. Шакуров), «функционально-мыслительный барьер», «семантический барьер»(А. Антонов), «перцептивные, интеллектуальные, эмоциональные барьеры» (А. Холл), «личностные и организационные барьеры» (П. Хилл), «барьер темперамента», «барьер акцентуации характера», «барьер манеры общения», «барьер отрицательных эмоций», «барьер неправильной установки сознания» (стереотипы, предвзятость, отсутствие интереса), «барьер речи», «физические барьеры», барьеры «социально-ролевые», «информационно-по- знавательные», «социально-психологические»; «организационно-психологические» (Л. Божович и Е. Руденский) и т.д.
Все многообразие аспектов изучения психологических барьеров можно условно разделить на три основных направления исследований:
- психические барьеры (негативная установка к «новому», ригидность) (Д. Узнадзе, Надирашвили, Л. Подлеская и другие);
- когнитивные барьеры (Б. Кедров, Э. Де Боно, Н. Элиава, И. Бурганова и другие);
- личностные барьеры (П. Хилл, Л. Божович, Усман Аль-Беш Самир и другие).
Личностные барьеры в творчестве актёров.
Изучению психологии актера, его способности выходить за пределы своей личности, посвящены многолетние труды театральных педагогов, режиссеров, деятелей искусства (К. Станиславский, Е. Вахтангов, В. Немирович-Данченко, М. Кнебель, В. Мейерхольд, П., Ершов, М. Чехов, Е. Гротовский и другие). По словам Л. Выготского, «не было, кажется, ни одного сколь-нибудь значительного театрального педагога или критика, ни одного вообще человека театра, который так или иначе не ставил бы этого вопроса и который в практической деятельности, игре, преподавании, оценках не исходил бы из того или иного понимания психологии актера».
Отмечается, что в процессе творчества человек выходит за пределы своей личности: «творческое «Я» отличается от обыденного «Я», в творчестве человек превосходит сам себя, и за «эту амбивалентность творец часто расплачивается психологическим здоровьем, судьбой, жизнью» (А. Мелик-Пашаев).
Исследователь в области психологии искусства В. Грязева акцентирует внимание на том, что основным свойством творческой личности является стремление к достижению предельных состояний: «творческая личность, очевидно, обладает способностью к достижению катастрофических состояний, являющих следствие предельного усиления противоположных тенденций и продуктивных с точки зрения неожиданных открытий. Эта внутренняя катастрофичность творческой личности не однажды становилась предметом художественного и научного анализа (Д. Мережковский о Леонардо да Винчи, М. Лермонтове, Л. Тайлер, о множественности и противоречивости как обязательных атрибутах творческой личности и др.)».
По мнению Ю. Клименко, «творческая активность не может осознать себя, пока она не встретит сопротивления, которое ей пришлось бы преодолеть»
Проблема личностных барьеров в творчестве лежит на стыке различных пластов науки: общая психология, психология личности, психология искусства, психология творчества, психотерапия, театральная педагогика, искусствоведение — и, с нашей точки зрения, есть смысл интегрировать знания, накопленные в них. По мнению Н. Рождественской, «сценическое поведение могло бы послужить прекрасной моделью изучения мотивов поведения и динамических проявлений личности в ее деятельности36»
Как подметил Ю. Клименко, «театр с точки зрения психологии — это веками самоорганизующаяся лаборатория по скрытому эксперименту над психикой человека»
В то же время личностные барьеры, препятствующие творчеству актера, исследованы недостаточно, хотя преодоление появляется необходимым моментом актерского творчества: «Чтобы прийти к цели — созиданию, актер должен преодолеть своеобразный барьер — миг перевоплощения» (Ю. Стромов)
В качестве личностных барьеров в творчестве актеров рассматривались психологические защитные механизмы личности (Усман Аль-Беш Самир (2001), Ю. Клименко (1998)).
По мнению некоторых авторов, личностными барьерами в творчестве являются «детские негативные решения» (С. Максимова, С. Зарипова (2003)).
2.5. Психологические особенности сценической деятельности
Чтобы понять, в чем заключается особенность психологии актеров, нужно определить, какие требования к личности предъявляет актерская профессия, в чем состоит «сверх-сверх-задача» (К. Станиславский) актера, так как она является главным «контролером» «поведения актера на сцене, да и не только на сцене, а и во всем профессиональном и общественным поведении. Она — та сущность, которая обнаруживается только в контексте всех сыгранных им ролей, всех его дел, всех интересов и всего поведения в целом» (П. Ершов) Каковы смысл и задачи искусства вообще и актерского искусства в частности — того контекста, сцены, на которой разыгрывается личная драма актера?
И. Силантьева рассматривает искусство актера как приобщение человека к божественному, вечному, вовлекающее в «мистериальный круг»: «Как любое искусство, в своем изначальном, высшем религиозном служении предназначенное для возвышения духа, магически ориентированная поэзия и драма вышли в архаическое время из святилищ и храмов: жрицы-танцовщицы мимикой и пением изображали деяния богов, достигая посредством танцев и в их результате столь желанных высших созерцательных состояний».
П. Симонов и П. Ершов ставят вопрос следующим образом: «Для чего актер выходит на сцену и воспроизводит поведение другого человека? Сверхзадача — личное и страстное стремление познать нечто новое и важное о мире, о добре и поделиться этим знанием с другими».
К. Станиславский понимает задачу актера так: «Все, что делает актер, работая над ролью, подчинено единой цели через логику действий героя создать и выразить его «жизни человеческого духа». Эта цель, в свою очередь, подчинена к даче выразить определенное, общественно важное и нужное содержание, чтобы оно, это содержание, воздействовало надлежащим образом на сознание зрителей37».
Основным средством актерского познания мира и человека является перевоплощение — из человека с одними качествами в человека с другими качествами. При этом «критерий успешности перевоплощения сводится к тому, открывает ли актер, перевоплощаясь, нечто новое в жизни и в человеке».
Ю. Клименко подчеркивает функцию воздействия актерского искусства, психотерапевтическое значение театра, как для самого актера, так и для зрителя: «...во время спектакля в психике зрителя происходит спонтанный, зачастую неосознанный внутренний психоанализ, приводящий к субкатарсису на когнитивном уровне... Конфликт «Я — не Я» разрешается в образ... Актер путем ассоциаций «вызывает из подсознания, не только собственного, но и зрительского, ранее пережитые чувства, выстраивая эмоциональную партитуру... Парадокс профессии актера в том, что он подвергает ломке свою психологическую природу, чтобы из ломаного состояния зрителя привести в гармоническое состояние... Хорошая пьеса всегда выбивает перипетиями зрителя из стереотипа мышления. Актер предлагает зрителю разломать сценарий социума, стать свободным». Таким образом, театральное искусство реализует все рассмотренные выше функции искусства. В то же время актерское искусство обладает определенным своеобразием.