Файл: Подковырин Теория драмы УМК.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В традиционной пьесе есть время действия – в «Лысой певице» время разрушаются: часы бьют 17, 3, 5, 2, 0 раз, «как попало» - ломается само время. Итак, мы видим, что все традиционные основания драмы в «Лысой певице» рушатся. Вместе с характерами и временем рушится и язык героев – герои с самого начала говорят каким-то обезличенным, отчуждённым языком.

Вместо авторского космоса пьесы Ионеско предлагает нам хаос, в котором действуют предельно обезличенные герои.


Содержание практических занятий

Занятие № 1. Анализ трактата Аристотеля «Поэтика» («Искусство поэзии»).

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое, с т. з. Аристотеля, мимесис? Чем различаются выявленные Аристотелем типы мимесиса?

2. Как вы объясните мысль Аристотеля о том, что «поэзия философичнее и серьёзнее истории»?

3. В чём основа, по Аристотелю, различия комедии и трагедии?

4. Какие шесть частей, по мнению Аристотеля, должны быть во всякой трагедии? Какая из этих частей самая важная и почему? Что из Аристотелевых представлений о шести частях трагедии актуально для современной драмы? (Поясните на конкретных примерах).

5. Катарсис как самая знаменитая и загадочная категория «Поэтики». Как вы понимаете значение этого аристотелевского термина? Как катарсис связан с пафосом (страстью: состраданием, страхом)? Почему катарсис достигается только посредством сострадания и страха? Насколько Аристотелево представление о катарсисе значимо для современной драматургии? (Поясните это на примере какой-либо из совр. пьес). Актуально ли явление катарсиса для других жанров словесного творчества?

6. Какие разновидности фабул (сказаний) выделяет Аристотель? Чем они отличаются друг от друга? Что такое перипетия и узнавание?

7. Какие характеры и действия должны изображаться в трагедии и почему? Какие требования к ним предъявляет Аристотель?

Основная литература:

1. Аристотель. Поэтика [Электронный ресурс]. URL: http://nevmenandr.net/poetica/aristotle.php (дата обращения: 13.05.2012).

Дополнительная литература:

1. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга [Текст] / А. А. Аникст. – М.: Наука, 1967. – 455 с.

Занятие № 2. Теория драмы французского классицизма (трактат Н. Буало «Поэтическое искусство»).

Вопросы для обсуждения:

1. Можно ли, с точки зрения Буало, научиться быть поэтом или же умение создавать художественные тексты – это божественный дар?

2. Как, по мнению Н. Буало, соотносятся в поэтическом произведении форма и смысл? Приведите примеры из текста трактата.

3. Каким должно быть разумное отношение поэта к собственному творчеству?

4. Почему поэт (в том числе – трагический) должен добиваться правдоподобия в своих произведениях? Каким образом он достигает правды изображения?


5. По каким принципам, с точки зрения Буало, должно строиться действие в драме?

6. В соответствии с какими законами должны изображаться герои в драме?

7. Какие жанры Буало считает высокими, а какие – низкими? К каким жанрам он причисляет трагедию, комедию и почему?

8. Как Буало относится к правилу трёх единств?

Основная литература:

1. Буало, Н. Поэтическое искусство [Электронный ресурс]. Пер. с фр. Э.Л. Линецкой. URL: http://www.philolog.ru/filolog/bupoet.htm (дата обращения: 13.05.2012).

Дополнительная литература:

1. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга [Текст] / А. А. Аникст. – М.: Наука, 1967. – 455 с.

Занятие № 3. Просветительская теория драмы в «Парадоксе об актёре» Д. Дидро.

Вопросы для обсуждения:

1. Как в игре актёра должны соотносится чувствительность и рассудочность? Почему «Первый» в диалоги, являющийся выразителем авторской позиции, утверждает, что «чувствительность отнюдь не является свойством таланта»?

2. Что, по мнению Д. Дидро, обеспечивает правдоподобие в театральной постановке? Каким образом на сцене соотносятся «игра» и «жизнь»?

3. Каким образом соотносятся в драме идеал и действительность?

4. Как Д. Дидро подходит к проблеме изображения характера на сцене?

5. Какие просветительские идеи и принципы проявляются в «Парадоксе об актёре»? Как соотносится концепция Д. Дидро с другими известными вам теориями драмы?

Основная литература:

1. Дидро, Д. Парадокс об актёре: пер.с фр. Р. Линцер [Электронный ресурс]. URL: http://www.philolog.ru/filolog/didropar.htm (дата обращения - 13.05.2012).

Дополнительная литература:

  1. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга [Текст] / А. А. Аникст. – М.: Наука, 1967. – 455 с.

Занятие № 4. Драма как «высшая ступень поэзии и искусства» в «Лекциях по эстетике» Г.В.Ф. Гегеля.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Гегель считает драму «высшей ступенью поэзии»?

2. Что, по Гегелю, является предметом изображения в драматическом произведении?

3. В чём, с точки зрения Гегеля, заключается отличие дамы от эпического и лирического родов литературы?


4. Как Гегель определяет драматическое действие? В чём его специфика? Как специфичность драматического действия влияет на изображение «индивидуального характера»?

5. Как понимает Гегель правила «трёх единств»? Как в его концепции согласуется единство действия и разность, а зачастую и противоположность, целей, к осуществлению которых стремятся герои драмы?

6. Каково, по Гегелю, содержание понятий «ситуация», «коллизия»? Какое из этих понятий наиболее актуально для описания родовой специфики драмы? Что такое «отсутствие ситуации»? Какие виды коллизий выделяет Гегель?

7. На каких основаниях Гегель делит драматическую поэзию на виды? Чем отличаются «субстанциональные» цели от «субъективных»? В чём специфика содержания трагедии, комедии, драмы?

Основная литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т.1. М.: Искусство, 1968. С. 187-253. Т.3. М.: Искусство, 1971. С. 537-616.

Дополнительная литература:

1. Аникст, А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса [Текст] / А. Аникст. – М.: Наука, 1983. – С. 28-119.

Занятие № 5. Взгляды на драматургию и театральное искусство К.С. Станиславского.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы истоки идей К.С. Станиславского? С какими классическими и современными ему взглядами на театр он спорит или соглашается?

2. Как соотносятся в концепции Станиславского такие понятия, как ремесло, представление, переживание? В чём специфика данных видов актёрской техники? Какой из них, по К.С. Станиславскому, предпочтителен и почему?

3. Какие философские модели актёрской игры различает Станиславский и почему?

4. Какие конкретные способы развития актёрской техники предлагает Станиславский?

5. В чём специфика учения Станиславского о «сверхзадаче»?

6. Как идеи Станиславского повлияли на теорию и практику театра в ХХ веке? Как соотносятся концепции Станиславского и Брехта? Станиславского и Мейерхольда?

Основная литература:

1. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Ч. 2. [Текст] / К.С. Станиславский // Искусство режиссуры. XX век. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. – С. 11-312.

Дополнительная литература:

1. Брехт, Б. Теория эпического театра [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht5_2_1.txt (дата обращения: 13.05.2012).


2. Мейерхольд, В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы [Текст] / В.Э. Мейерхольд. Ч. 1. – М.: Искусство, 1968. – С. 73-106.

Занятие № 6. Эстетика «театра жестокости» А. Арто.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Каковы истоки художественной концепции Арто? С какими другими теориями театра ХХ века соотносится его концепция?

2. Как Арто относится к словесной составляющей театрального действа? Почему Арто считает, что «надо сначала преодолеть подчиненность театра тексту»?

3. Как соотносятся в манифесте Арто театр и миф, театр и ритуал?

4. Какова, по Арто, роль сна, иллюзии в театральном действе?

5. Какую роль в спектакле Арто уделяет музыке, танцу, пантомиме и почему?

6. Почему для Арто именно режиссёр, а не автор пьесы, самая главная фигура в театре?

7. В чём специфика театрального языка А. Арто? Как должно быть организовано театрально пространство? Какие декорации, костюмы должны использоваться и почему?

8. Как идеи Арто развиваются в драматургии ХХ века? Как «театр жестокости» А. Арто повлиял на творчество Е. Гротовского, его концепцию «бедного театра»?

Основная литература:

1. Арто, А. Театр Жестокости (Первый Манифест) [Текст] // Театр и его Двойник / Пер. с франц. – СПб.: «Симпозиум», 2000. – С. 180-192.

Дополнительная литература:

1. Гротовский, Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. [Текст] / Е. Гротовский; Пер. с пол., вступ. ст. и примеч. Н.З. Башинджагян. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. – С. 55 – 77, 100-120.