ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Первые послереволюционные годы отличал небывалый всплеск интереса к вопросу кустарной формы промышленности , что было обосновано практической необходимостью разработки проблемы функционирования мелкой промышленности в условиях многоукладной экономики. Наиболее полное отражение данная тенденция получила в подготовке и издании «Атласа кустарной промышленности СССР». Настроениям эпохи был созвучен пробудившийся интерес этнологической мысли к проблемам материальной культуры (этнологические совещания по проблемам Центрально-промышленной области 1926 и 1927 гг., труды Д.К. Зеленина, этнографо-краеведческие исследования).
В это же время появились очень интересные работы искусствоведов (B.C. Воронова, А.И. Некрасова), уделявших особое внимание изучению творческой стороны деятельности мастеров, эстетической ценности изделий.
В дальнейшем с изменением экономической и политической ситуации интерес к кустарному производству заметно снизился3. В большинстве своем кустарное производство лишь косвенным образом входило в сферу внимания исследователей .
Тема развивалась в русле общеаграрной тематики капиталистической истории России. Лишь в среде искусствоведов внимание к народным промыслам сохраняло довольно стабильный характер. В данной области сложилась значительная исследовательская школа, была создана оригинальная теоретическая концепция на основе изучения традиций русского народного искусства и ряда его ведущих центров (работы 40-80-х годов А.Б. Салтыковой, В.М. Василенко, В.М. Вишневской, И.П. Работновой, Т.М. Разиной).
Обращение к истории кустарно-ремесленного производства и промыслов в первые годы советской власти было связано с задачей построения социализма в СССР, с необходимостью развития промышленной базы страны.
Для работ 20-х - начала 30-х годов было характерно обобщение и определенное переосмысление результатов дореволюционных исследований. Особое место среди них занимают труды А.А. Рыбникова, содержащие подробное описание неземледельческих промыслов дореволюционной России. Систематизировав земские исследования, автор впервые на научной основе попытался установить численность кустарей и ремесленников дореволюционной России Однако выводы и расчеты А.А. Рыбникова не потеряли актуальность и сегодня, так как позволяют воссоздать картину положения мелкого кустарно-ремесленного производства и промыслов в экономике России на рубеже XIX - XX веков.
С конца 30-х по 40-е годы данная проблема специально не рассматривалась. Лишь в работе А.Г. Рашина дана подробная характеристика процессу формирования фабрично-заводских рабочих из разорившихся кустарей, частично исследовано социальное положение лиц, занятых промысловой деятельностью, отрыв сельских товаропроизводителей от земледелия.1 С 60-х годов XX века изучение кустарно-ремесленного производства и промыслов заметно активизировалось. Этому способствовала дискуссия о мелкотоварном укладе и многоукладности в экономическом развитии России, развернувшаяся на страницах исторических журналов.
Наиболее обстоятельно история кустарных промыслов нашла отражение в работе П.Г. Рындзюнского «Крестьянская промышленность в пореформенной России (60 - 80-е годы XIX в.)», которая была своеобразным ответом его оппонентам по дискуссии 1960 - 1963 годов.
В работе приведена достаточно полная характеристика неземледельческих промыслов в первые два пореформенных десятилетия, показан их удельный вес в экономике России, прослежена деятельность правительственных и общественных организаций в изучении и поддержке этого вида хозяйственной деятельности населения3.
Так же появилось несколько исторических исследований по проблеме мелкотоварного производства, в которых с усиленным вниманием разрабатывались социально-экономические подходы к хозяйственной деятельности. Однако изучению подверглись лишь отдельные промыслы и регионы в довольно узких хронологических рамках.
В начале 70-х годов XX в. закончилось оформление так называемого «нового направления»1. Его приверженцы утверждали, что экономика России до 1917 г. носила переходный характер: капиталистический и государственно-капиталистический уклады имели в качестве питательной базы мелкотоварное производство, преобладавшее в хозяйственной жизни России.
Оживился интерес к этнографическим аспектам кустарной промышленности . В данных работах был использован опыт комплексных исследований материальной культуры русского народа4, учитывались выводы дискуссий о проблемах традиции. В современной науке взгляды на традицию в широком смысле можно свести к пониманию ее как формы существования культуры народа, в частности хозяйственной, как механизма аккумуляции, передачи и актуализации человеческого опыта, при котором моменту консервации соприсутствуют элементы новации.
Изучение кустарного производства в изменяющихся условиях должно было способствовать поиску решении многих вопросов, например, проблемы соотношения «устойчивости всяких, в особенности культурно-бытовых традиций», и процесса модернизации, обновления народной культуры.
Таким образом, советский период историографии несколько углубил разработку проблемы, начатую до революции. Несмотря на излишнюю идеологизацию научных трудов, вклад ученых 20-30-х, 60-80-х годов в разработку проблемы крестьянских промыслов весьма важен. Развитию темы в отечественной историографии способствовало обращение исследователей к методологии системного подхода и к новым методикам обработки статистических данных, подробно, всесторонне характеризовавших крестьянские хозяйства.
С середины 80-х годов начинается новый этап историографии. Происходит постепенный пересмотр старых концепций, делаются попытки непредвзятого и объективного анализа отдельных сторон жизни крестьянства. В этот период вышло несколько фундаментальных исследований по истории социально-экономического развития России. Они обобщили целый комплекс проблем, разработанных ранее. Это в первую очередь, вопросы, связанные с развитием в начале XX века капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. В этот период вышел ряд работ лидера «нового направления» К.Н. Тарновского, посвященных кустарно-ремесленному производству и промыслам, в которых выделены основные районы ее размещения в европейской части России, определены пути эволюции мелкотоварного производства, прослежена зависимость степени развития кустарной промышленности от политики правительства1. В 1995 г. опубликована его монография, посвященная указанным сюжетам, которая до настоящего времени является, на наш взгляд, единственным обобщающим трудом по истории мелкой промышленности России периода с 1888 по 1917 гг. В работе Г.Р. Наумовой «Русская фабрика»3исследована история фабричного производства на этапе капиталистической индустриализации в период с 1880г. по 1917г. Мелкое кустарно-ремесленное производство расценивается автором как своеобразный социальный и технический исток русской фабрики.
Значимым событием в историографии темы стала публикация в том же 1995 г. монографии Л.М. Архиповой «Мелкая крестьянская промышленность Центрально-нечерноземного района России в начале XX века».
Автор проанализировала процесс регулирования промыслового налогообложения и особое внимание уделила вопросу кооперирования мелких товаропроизводителей.
О возросшем интересе к изучаемой проблеме в современной России свидетельствует факт появления большого количества региональных исследований кустарно-ремесленного производства и промыслов.
Исследуемая проблема нашла отражение в материалах научных конференций проводимых межвузовским центром РФ «Политическая культура интеллигенции и ее роль в истории отечества», возглавляемая профессором B.C. Меметовым при Ивановском государственном университете . Обобщение и анализ данных по отдельным районам дополняет представление о развитии этой формы производства, выявляет его своеобразие и роль не только в экономике регионов, но и в масштабах России, в какой то степени позволяет выявить роль семейных традиций в развитии различных видов народных промыслов.
В целом в советской и постсоветской историографии проблема изучения истории мелкой кустарно-ремесленной промышленности получила различную степень освещения. Вместе с тем имеющиеся исследования не создали целостной картины в развитии анализа семейных традиций кустарно-ремесленного производства в России в интересующий нас период. В исторической литературе отсутствует четкое определение объекта исследования.
Современный этап развития историографической мысли характеризуется поворотом к изучению отечественного хозяйственного культурно-исторического типа, что приводит к соприкосновению целого ряда научных направлений, исторических, экономических, психологических, этнологических, культурологических, философских знаний. Исследователи обнаружили потребность разобраться во многих вопросах, связанных с сознанием русского народа, его национальными и религиозными идеалами, хозяйственными ориентирами .
Одно из ключевых мест в современной научной мысли занимает изучение историографической традиции разработки модели хозяйственной деятельности, выявления традиционных черт активности отдельных социально-экономических типов людей. Представляет интерес и работа ученых над определением понятий, связанных с «кустарным производством», «народным искусством».
Анализ научной литературы показывает, что история преемственности и семейных традиций в становлении и развитии крестьянских - кустарных промыслов Центрального региона в конце XIX - начале XX веков изучена явно недостаточно. Усилиями многочисленного отряда российских и региональных историков накоплен богатый фактический и статистический материал. Однако, при всем многообразии изданной литературы исторического и экономического характера, по-прежнему, пробелом историографии является отсутствие комплексного труда по истории преемственности и семейным традициям крестьянских -- кустарных промыслов Центрального региона конца XIX - начала XX веков. По этой теме до сих пор отсутствуют диссертационные исследования и монографические работы. Что касается немногочисленных научных статей, то они в силу своей специфики не способны всесторонне и полно осветить данную проблему. Данное обстоятельство определило цель и задачи исследования.
2)
3) Хохломская роспись
Хохломская роспись по дереву один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее - лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы - в страны Азии и Европы. С древних времен жившие тут умелые мастера изготовляли красивую деревянную посуду, а с XVII века этот художественный промысел сложился в современном его значении. Хохломская роспись получила всемирную известность благодаря оригинальной технологии и традиционности древних русских узоров. Выточенные на токарном станке или вырезанные специальными резцами изделия из дерева липы грунтуют глиной, натирают вареным льняным маслом - "олифой" и металлическим порошком. После этого хохломские изделия расписывают масляными красками, наносят несколько слоев специального лака и подвергают закалке в печи. Под воздействием температуры более 100о серебристая поверхность приобретает золотой цвет. Подобная технология позволяет использовать посуду в домашнем быту. Основные цвета хохломской росписи - черный, красный, золотой. Это классическое сочетание дополняется введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого. Роспись выполняется вручную, свободной кистью, без использования трафаретов.
Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: письмо "верховое", при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо "фоновое", где узор золотой, а фон черный или красный. Любимыми орнаментами хохломских мастеров являются: "травка" - стилизованное изображение травы; "кудрина" - сказочный золотой цветок с завитками - кудрями; "под листок" - узор из листьев и ягод клубники, смородины, рябины, крыжовника. Ассортимент изделий составляют: отдельные чаши, вазы, "поставки" - цилиндрические сосуды с крышкой, бочата, ложки, а также мебель, наборы столовой и чайной посуды, наборы для вина, мороженого, меда, рыбы.
В настоящее время традиции промысла в Нижегородской области успешно развиваются на двух крупных художественных фабриках: "Хохломской художник", расположенной в селе Семино и "Хохломская роспись" в городе Семенове, а также ряд мелких предприятий. Известны старые потомственные мастера Хохломы - братья Красильниковы, Подоговы, Федор Бедин, Архип Серов, Степан Веселов. Эти традиции промысла продолжают художники Ольга Лушина, Ольга Веселова, Александра Карпова, Екатерина Доспалова, Нина Сальникова и многие другие. Хохломские изделия украшают быт русского человека. Они экспортируются во многие страны мира, достойно представляют на международных выставках и ярмарках русское народное искусство.
4) Гжель
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел - подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и др., где было много мастерских. В произведениях майолики XVIII в., полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся», блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.