ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли - тонким черным контуром с легкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают легкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщенные, схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски - все это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одаренность мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везет ребенка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерется со своей старухой, мальчик-поводырь ведет нищего и т.д.

В гжельской майолике объединены пластические достижения народного гончарства, отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором.

Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах. С развитием во второй половине XIX в. капиталистической промышленности, выделением крупных фабрик, гжельский район с его мелкими крестьянскими мастерскими утратил сое значение, а многие бывшие владельцы мастерских и члены их семей пополнили ряды наемных рабочих.


Работая на крупных фабриках и заводах, они способствовали сохранению народной традиции в росписи дешевого фарфора и сыграли немаловажную роль в дальнейшем формировании русского фарфора. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX - начале XX в. получила название «агашка». Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок и было предано забвению. Только в 40=-50-х гг. благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н.И.Бессарабовой искусство Гжели стало возрождаться. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII в. И полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой.

Гжельская посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала большую популярность.

5) Вологодское кружево

Вологодское кружево – жемчужина народного промысла Русского Севера. В многообразии кружевных узоров, четкости линий самобытного орнамента, мастерском исполнении воплощена его художественная неповторимость. Вологодские кружева воспеты в фольклоре, в кинематографе, освещены в печатных изданиях. И это неспроста, ведь вологодское кружевоплетение имеет всемирную известность и является одной из ярких страниц русского народного искусства.

Название «кружево» образовано от слова «окружать», то есть украшать, отделывать одежду, белье и всевозможные текстильные изделия. Данное понятие, как и само кружевоплетение, имеет древние корни. На Руси плетение кружев было занятием женщин любых социальных слоев. Кружевные изделия из шелковых, золотых и серебряных нитей красовались на нарядах высшего сословия (царей, бояр, князей), льняные кружева украшали одежду простого люда. В конце 19 века стали использоваться также хлопчатобумажные нити.

Основы художественного своеобразия вологодского кружева были заложены еще в 17-18 веках. До 19 века занятие данным ремеслом носило индивидуальный характер, промышленный же масштаб оно приобрело лишь в 20-х годах 19 века, когда была создана первая кружевная фабрика в пригороде Вологды. Кстати, в это время уже начали сдавать квартиры посуточно в Вологде для тех, кто желал научиться сложному мастерству. На фабрике трудились несколько десятков крепостных мастериц, а уже к середине века плетением кружевных изделий занимались тысячи работниц в разных населенных пунктах. Наиболее значительных масштабов развитие ремесла достигло в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах. Потому квартиры на сутки в Вологде пользовались большой популярностью. Изделия каждого из них отличались характерными узорами, способами плетения, видами и формами, однако разобраться в этом под силу только настоящему специалисту. Вологодская губерния заняла лидирующие позиции в кружевоплетении. В 1893 году промысел объединял 4000 мастериц, а уже к 1912 году их насчитывалось 40000. Вологодские кружева стали желанным аксессуаром модниц не только в России, но и далеко за ее пределами.


Традиционно характерной особенностью вологодского кружева является его «парность строения» — явственное деление на узор и фон. Четкий, крупный, непрерывный, изящный основной орнамент хорошо просматривается на фоне плетеных узорных решёток в виде звёздочек и розеток. Первоначально ведущими мотивами в орнаментах волгодского кружева были стилизованные силуэты птиц, изображения древа жизни и тому подобные орнаменты, соответствующие старинным истокам. Современные изделия более вариативны и искусны в оформлении, среди многообразия узоров доминируют цветочные мотивы.

Вологодское кружевоплетение, воплощенное в талантливых высокохудожественных изделиях, хорошо известно не только в России, но и за рубежом. Многие работы вологодских мастеров в разное время по достоинству оценены на отечественных и международных презентациях, выставках: Гран-при в Париже (1937), золотая медаль в Брюсселе (1958). В 1968 году художники производственного объединения «Снежинка» были награждены Государственной премией РСФСР имени И.Е.Репина. Выдающимися мастерами своего дела, настоящими творцами можно назвать таких кружевниц, как К.В.Исакова, Э.Я.Хумала, В.В.Сибирцева, заслуженных художников РСФСР В.Д.Веселова, В.Н.Ельфина. Множество их работ можно встретить в экспозициях известнейших музеев страны.

Общие традиционные особенности вологодского кружева приобретают индивидуальные черты в работе каждого отдельного мастера. Тонкой лиричностью пронизаны работы К.В.Исаковой. Ее панно «Олени» (1968г.) – это ода нежности, любви ко всему живому, теплый взгляд на привычные образы. Кружевные повторяющиеся образы елей и скачущих оленей четко просматриваются на фоне невесомой льняной сквозной решетки, словно сотканной из снежинок, создавая ощущение присутствия в сказочности зимнего леса.

Потомственная кружевница В.Д.Веселова, знающая все тонкости и секреты рукоделия, одинаково талантливо умеет создавать мелкие бытовые изделия и большие художественные панно. Скатерть «Ладья» — одна из ее фантастических, по красоте и уровню исполнения, работ. Она объединяет все выдающиеся особенности творчества мастерицы: содержательность, характерность и изысканность плетеных образов, техничность и насыщенность исполнения, проработка каждой детали.

Своим названием – «Снежинка» — вологодское объединение обязано выдающейся работе (одноименная скатерть 1964 года исполнения) талантливой кружевницы В.Н.Ельфиной. Этой же мастерицей создано в 1978 году замечательное панно «Поющее дерево». В основе сюжета – цветущее Древо Жизни с сидящими на его ветвях птицами как символ весеннего возрождения природы. Интенсивный основной узор ярко контрастирует с облегченным воздушным фоном. Переплетение суровых и белых нитей панно создает оттенок цвета серебра.


Современное вологодское кружево – это опытные и высокопрофессиональные кружевницы, художники фирмы «Снежинка», студенты профучилища – будущие мастера, слушатели учреждений дополнительного образования, знакомящиеся с историей и азами кружевоплетения. Фирма «Снежинка» продолжает принимать активное участие в отечественных и зарубежных выставках, сохраняя самобытность, создавая новые потрясающие творения: скатерти, панно, занавеси и др. Вологодское кружево с полной уверенностью можно причислить к сокровищам мировых традиций кружевного промысла.

6) Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, преимущественно на чёрном или красном фоне, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть «утолённые» в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывают зрительной плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Лёгкое узорное кружево из разнообразной «травки» окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса. Цветочный букет имеет несколько сложившихся типов композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Из реалистической живописи позаимствовано изображение «трепетной розы» и прозрачного колокольчика садового вьюнка.


В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д. Одной из тем в подносной росписи, успешно заимствованной из творческого арсенала лукутинской миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, летних и зимних троек. Эта тема закрепилась в 1850-1860 г. как общепринятый канон в сознании подносных мастеров. Но основная особенность манеры жостовской росписи – это свет через цвет. Здесь даже тени – прозрачны. Цель красок – достичь максимального свечения изображения, насытить все максимальной белизной, светоносными струями.

В Жостове находится единственный в мире музей подносов. На стенах музея - уникальные подносы, формы которых выкованы вручную ковалем. В музее представлены работы художников разных школ и династий, среди них большинство – заслуженные художники России, есть лауреаты Государственной премии имени Репина – одной из самых престижных в области изобразительного искусства.  Музей расположен на территории Жостовской фабрики декоративной росписи, которая сама стала своеобразным музеем. Ведёт своё начало с открытой мастерской в 1825 году. В музее собраны образцы живописи, которая представляет собой значительное и оригинальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве и художественной культуре. Промысел Жостово представлен в Эрмитаже, в Русском музее.  Жостовские подносы выставлялись на международной выставке Ambiente в Германии (Франкфурт-на-Майне), а четверо жостовских художников представляли свое искусство в Италии в рамках Недели российского искусства. Сегодня Жостовский поднос – один из символов русской самобытной культуры, уникальное явление в мировой художественной практике, национальное достояние России. Традиции уникального мастерства предаются новым поколениям, что позволяет промыслу жить и развиваться.

В Жостове чуть ли не в каждом доме рисуют, гнут и продают подносы. В первом же подворье хозяин не только показал десятка два образцов разной тематической насыщенности и калибра, но и в деталях объяснил и даже продемонстрировал процесс производства. По словам мастера, объём частного производства в Жостове очень значителен. Ведь подносный бизнес очень персонифицирован, и многие художники решили заняться частным промыслом. Подносы делаются в домашних мастерских, оборудованных в сарайчиках местных жителей. Мастера же, как и на фабрике, разделись на тех, кто изготавливает из металла подносы и на самих художников. Ковали (те, кто в ручную делает подносы) работают по старинной технологии. Пластину нужного размера мастер отрезает огромными ножницами. Юрий рассказал, что у каждого коваля свой набор узоров кромки, пользоваться чужими образцами нельзя. Потом - напольными ножницами гигантских размеров вырезает по намеченной линии. Готовые фигуры туго скрепляются в пачки по шесть пластин и отправляются на наковальню. У Юрия она стоит в соседнем сарайчике. Теперь начинается самое сложное - молотками различного размера мастер выстукивает на металле форму будущего подноса. Это кропотливая работа - сначала очертания дна, потом, постепенное его углубление. В ручной работе неизбежны вмятины и неточности. Эти огрехи Юрий убирает маленькими молоточками отдельно на каждом подносе. И последнее - загиб острой кромки на «загибочной» машинке.  Со стороны кажется, что мужик крутит ручку мясорубки. На самом деле ручка приводит в движение два металлических колёсика, между которыми проходит кромка подноса. За день, если работать с утра до вечера, можно сделать только пять подносов. О своих доходах мастер говорить не стал: «Так, работаю помаленьку».