ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7) Богородская игрушка

Наша страна до сих пор славится народными промыслами. В небольших городах, деревеньках и селах люди своими руками создают произведения искусства, через которые они передают наш русский характер, дух, особенности нашего менталитета.

Так, например, в богородской игрушке, которая представляет собой объемно-вырезанные фигурки людей или животных из дерева, преобладают русские народные мотивы. Богородская игрушка зародилась, а позднее и получила такое название, в поселке Богородское, где мастера стали использовать древние традиции объемной резьбы по дереву. Благодаря этому и появились такие замечательные игрушки, которые нравятся и взрослым и детям. Богородские мастера были реалистами, изображали то, что видели: нехитрый крестьянский быт, зверей из окрестных лесов. Любимым персонажем был медведь – герой многих народных сказок. Медведь был очень похож на человека.

Неокрашенные белые богородские игрушки легко узнать по сочетанию гладкой и порезанной ножом поверхности. Специальными порезками мастера точно передают густую шерсть на спине медведя, блеск шкуры коня или перья птицы. Самые популярные богородские игрушки - движущиеся. Их называют дергачами. Фигурки крепятся на нитке к внутренней планке или шару. Стоит им двинуться и деревянная сценка оживает. Такими дергачами с восторгом забавлялись дети во все времена. Богородская резьба в наши дни отличается разнообразием внешнего вида и сюжета. Конечно, говоря про богородскую игрушку, большинство из нас ассоциируют ее с «мужиком и медведем».

Действительно, ведь именно эта композиция богородской игрушки и стала символом промысла. Кузнецы, стучащие по наковальне, мишка-рыбак, мишка-дровосек, заяц-барабанщик, курочки, различные мышата - все это варианты богородской игрушки. Их так много, что все и не перечислить. А мастера создают все новые и новые неповторимые шедевры, которые так и хочется взять в руки и поиграть: постучать по барабану зайчика, покормить курочек, половить рыбку?. Вообще, богородская игрушка – замечательный подарок для ребенка. Во-первых, она выполнена из безопасного, экологически чистого и прочного материала – дерева. Можно и покусать, и постучать. Во-вторых, игрушка интересна и развивает моторику рук. Да и кого же могут оставить равнодушными расписанные яркими красками курочки, которых стоит чуть-чуть повращать и они тут же оживают и начинают клевать зерно. А сейчас в нашем магазине можно купить богородскую игрушку – курочки с девочкой, которая отличается от классических «курочек» тем, что на плоском основании стоит маленькая девочка и как-будто кормит их. Эта игрушка обязательно порадует и увлечет ребенка.


С таким удовольствием можно описывать любую богородскую игрушку. Ведь все они сделаны с любовью, и каждый ее создатель старается сотворить неповторимый образ, который будет радовать глаз, поднимать настроение, и делать наш мир чуточку лучше. Богородский промысел не исчез с веками. Живет он вместе с мастерами и с людьми, которым нужен.

Семеновские матрешки

Небольшой городок Семенов, что в 70 километрах от Нижнего Новгорода, с давних времен был традиционным центром ремесел по производству кустарных деревянных товаров посуды, игрушек, других бытовых изделий. Говорят, что ремесленники Семенова сделали свою особенную матрешку со своими особенностями и элементами дизайна в 1924 году. С этого времени производство матрешек в Семеновском стиле постоянно развивается.

В советское время специализированный завод по изготовлению деревянных игрушек и матрешки был основана на базе отдельных кустарных мастерских, а также индивидуальных ремесленников. Ныне это фабрика под названием "Семеновская роспись" она выпускает большой ассортимент изделий из дерева игрушки, матрешки, шкатулки, панно, вазы. Здесь мы хотим рассказать только об основных особенностях деревянной игрушки матрешка, выполненной в особенном стиле Семенова.

Первая Семеновская матрешка были ближе к духу старых традиционных Семеновских росписей, однако роспись матрешек была графически простой, даже примитивной. С течением времени рисунок матрешек была наполнен растительным орнаментом, стал более плотным, красочным и живописным.

Деревня Семенов была одним из главных центров по изготовления и покраски деревянных игрушек и посуды. Густые, иногда непроходимые леса этого региона Заволжского края дали приют старообрядцам, преследуемых сторонниками реформ патриарха Никона, беглым солдатам во времена жестких преобразований Петра I, крепостных, которые бежали от барской   тирании. В этих краях исстари были хорошо известны традиции росписи и декорирования деревянных изделий.

Знаменитый Хохломской стиль живописи родился именно в этих краях. При роспись деревянной посуды художники используют декоративные мотивы, которые имеют корни в культуре древней Руси. Деревня Семенов была близка к Хохломе, и это во многом определило стиль живописи Семеновских игрушек. Они были ярко окрашены кистью из травы под названием «Белоус» в красных и зеленых  тонах, готовые изделия часто покрывались лаком.

Первая Семеновская матрешка была сделана  умелым токарем Аверьяном Вагиным из деревни Мериново, которая была расположена в 8 км от Семенова. Его сын принес деревянную куклу, сделанные в Сергиев-Посаде,   окрашенную в светло-зеленый цвет, и изображающие человека с усами и бородой. По аналогии с пасхальными яйцами Вагин решил сделать деревянную куклу из двух частей. Это был прототип Семеновской матрешки. Первая матрешка была окрашена в пурпурный цвет. Особенно интересны были деревянные матрешки сделаны Вагиным: лысый человек с бородой и усами, дородный мужчина в шляпе пальто.


Происхождение живописи Семеновской матрешки было также связано с потомственным мастером Арсением Майоровым. Однажды глава семьи Арсентий Федорович привез из Нижнего Новгорода пустую неокрашенные матрешку. Деревянная кукла была расписана его дочерью Любой. Люба использовала гусиное перо для нанесения контуров, а для заполнения рисунка использовала маленькую кисточку и анилиновые красители. Люба разместила в центре куклы большой ярко-красный цветок.

Постепенно был сформирован определенный Сесеновский стиль  живописи матрешек, который в отличие от Сергиево-Посадского стиля росписи матрешек был более красочным и ярким. Художники Семенов использовали старые традиции применения цветочного орнамента. Они оставляли большие неокрашенные участки дерева  и рисовали матрешку анилиновыми красками, а затем покрывали лаком. И поныне прежде всего рисуют тонкой кистью контуры лица, глаза, губы, затем окрашивают шарф на голове матрешки, юбку, фартук, рукава.

В основе композиции Семеновской матрешки, является фартук, на котором рисуют букет красивых цветов. Художники используют в основном три цвета - красный, синий и желтый,  из них они делают различные комбинации цвета платка, платья и фартука.  Центральная декоративная часть матрешки на фартуке традиционно написана асимметрично и смещена немного вправо.

Роспись каждой Семеновской матрешки является уникальной и оригинальной. Токари Семенова создали свою собственную форму матрешки, она имеет относительно тонкий верхний более широкую часть внизу, в основании. Семеновская матрешка заметно отличается от матрешек других традиционных центров производства матрешек. Эти матрешки могут состоять из множества мест, здесь делают 15 - 20  кукольные матрешки.

На фабрике художественной росписи в городе Семенове была сделана самая большая матрешка, состоящая из 72 штук! Матрешка была в диаметре 0,5 м и высотой 1 метр. Здесь же была сделан набор матрешек, посвященный теме космоса, пара таких матрешек даже побывала в космосе – вот кто был первыми космическими туристами.

Ныне Семеновская фабрика под названием «Семеновская роспись» (наименование фабрике часто менялось из-за частых преобразований) успешно работает и производит, кроме различной продукции, большой ассортимент матрешек. Художники и дизайнеры Семеновской фабрики разработали множество оригинальных, часто забавных матрешек.


8) Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.

Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.  По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

Филимоновская игрушка

Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины со­здают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше под­ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.

У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник.

Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.