Файл: Технология подготовки аналитич. обзора.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рубрикатор –это систематизированная совокупность ключевых слов, характери­зующих содержание обзора с указанием классификационных индексов и наименований тематических рубрик, к которым они относятся. Рубрикатор обзора в значительной мере предопределяет и логическое построение обзора, и полноту рассмотрения в нем отдельных вопросов, и взаимосвязь темы обзора с другими областями знаний.

Рубрикатор обзора принято рассматривать в качестве его чернового плана, кото­рый позволяет сделать вывод о достаточности отобранной коллекции документов для раскрытия темы обзора.

Основой построения рубрикатора обзора является логическая группировка ключевых слов, выделенных из заглавий (аннотаций, рефератов) документов на этапе 1.3. «Составление частотного словаря», по признаку их принадлежности к определенным тематическим направлениям.

Важнейшей операцией построения рубрикатора обзора является систематизация ключевых слов. Сущность ее заключается в определении принадлежности ключевых слов в соответствии с их смысловым содержанием к определенной тематической рубрике (классу объектов). При выполнении данной операции в качестве лингвистических средств ре­комендуется использовать Библиотечно-библиографическую классифи­кацию (ББК) или Универсальную десятичную классификации (УДК). Выполнение этой операции связано с использованием сведений о структуре терминосистемы обзора, полученной на этапе 1.1. «Разработка задания на составление обзора». При этом полученная терминосистема должна рассматриваться как иерархическая система, в которой имеется несколько поименованных уровней иерархии. Каждому из них следует присваивать цифровое кодовое обозначение. В частности, первый (высший) уровень иерархии следует обозначить цифровым кодом 1., следующий нижележащий уровень - 1.1., затем 1.1.1. и т. д. Например, для обзора по теме «Системное программное обеспечение персонального компьютера» такими уровнями будут: 1. –персональный компьютер; 1.1. –программное обеспечение; 1.1.1. –системное программное обеспечение; 1.1.2. –прикладное программное обеспечение; 1.1.1.1. –операционные системы; 1.1.1.2. –сервисные системы; 1.1.1.3.–инструментальные программные средства; 1.1.1.4. –системы технического обслуживания.

Ключевые слова, относящиеся к области общенаучной лексики (например, исследование, организация, создание, управление, применение и т. д.), при систематиза­ции должны быть отнесены к тем же тематическим рубрикам, что и логически связан­ные с ними объекты. Выявление этих связей осуществляется через обращение к биб­лиографическим описаниям документов, порядковые номера которых приведены на карточках с общенаучной лексикой.


Непосредственное построение рубрикатора предполагает упорядочение ключевых слов в соответствии с присвоенными им цифровыми кодовыми обозначениями по принципу «от общего к частному», т. е. по мере увеличения дробности кода. А именно, чем более дробным является цифровой код тематической рубрики, тем более низшее положение в иерархической структуре рубрикатора должна занять эта рубрика. Ключе­вые слова, имеющие одинаковый цифровой код и, следовательно, относящиеся к одной тематической рубрике, должны быть упорядочены по алфавиту. Каждая тематическая рубрика идентифицируется в рубрикаторе порядковым номером, цифровым кодом и наименованием.

Результаты систематизации ключевых слов первоначально фиксируются на кар­точках, составленных на предыдущем этапе (рекомендуемый размер 6x8 см). В даль­нейшем полученные данные переносятся на листы бумаги в соответствии с установ­ленным форматом записи. Пример оформления рубрикатора приведен в приложенияхя.

Учитывая, что рубрикатор в значительной мере формирует структуру и содержа­ние обзора, разработка его должна проводиться весьма тщательно, с использованием, при необходимости, различных источников информации, позволяющих установить ло­гические связи ключевых слов.

План –это систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, характеризующих структуру обзора. План представляет собой информа­ционную модель рассматриваемой в обзоре темы, согласованную с содержанием документов, отобранных для его составления.

Основой составления плана обзора является отбор в составе рубрикатора «ядерных» тематических рубрик, раскрывающих содержание темы обзора, и их последующее представление в виде иерархической структуры.

Важнейшей операцией по составлению плана обзора является анализ со­держания рубрикатора с целью выделения в его составе «ядерных» тематических рубрик. «Ядерными» следует считать те рубрики рубрикатора обзора, которые раскрывают сущность его темы и представлены ключевыми словами, имеющими высокую частоту встречаемости. Все остальные рубрики могут быть отнесены к «периферийным». При составлении плана обзора эти рубрики не используются.

«Ядерные» тематические рубрики, занимающие в иерархической структуре руб­рикатора высшие положения (имеющие наиболее короткие цифровые коды), могут при составлении плана стать основой формирования его разделов. В свою очередь другие «ядерные» рубрики, имеющие более развернутые цифровые коды, могут использовать­ся в качестве основы для формулирования при составлении плана его подразделов, пунктов и подпунктов соответственно длине их цифрового кода.


План обзора должен иметь иерархическую структуру, для которой обязательно выполнение следующих требований:

  • количество разделов, а также подразделов, пунктов и подпунктов должно составлять как минимум два;

  • обязательными элементами плана являются введение и заключение;

  • последний раздел плана должен быть непосредственно логически связан с сущностью (предметом) темы обзора;

  • все элементы плана, кроме введения и заключения, должны иметь цифро­вые обозначения с использованием арабских цифр, например, 1., 1.1., 1.1.1. и т. д.

Составление плана –это завершающий этап работы по созданию обзора на под­готовительной стадии. За ним следует непосредственное формирование текста обзора.


Основная стадия составления аналитического обзора

Текст обзора –это сводная характеристика вопросов темы, содержащая система­тизированную, обобщенную и критически оцененную информацию.

Текст обзора должен отвечать следующим основным требованиям:

  • полнота и достоверность использованной информации;

  • логичность структуры;

  • композиционная целостность;

  • наличие критической оценки приведенных сведений;

  • аргументированность выводов;

  • ясность, четкость и лаконичность изложения материала;

  • соответствие стиля изложения нормам литературного русского языка.

Основой подготовки текста обзора является аналитико-синтетическая переработка отобранной документальной информации.

Важнейшими операциями подготовки текста обзора являются, во-первых, отбор и систематизация концептографической и фактографической информации, характери­зующей заданную тему, а во-вторых –анализ, обобщение и оценка отобранных и систе­матизированных сведений.

Поиск документов, из которых должны быть отобраны необходимые сведения, ведется на основе картотеки, составленной на этапе 1.2. «Составление списка литературы». Перед проведением поиска следует обратить внимание на наличие на карточках данных об адресе их хранения. В соответствии с ним рекомендуется разделить массив карточек с библиографическими описаниями документов на подмассивы, относящиеся к конкретной библиотеке. В от­дельный подмассив собирают карточки документов, адреса хранения которых неиз­вестны. В случае отсутствия на карточке адреса хранения документа поиск адреса мо­жет быть связан с обследованием документальных фондов библиотек не только данно­го города, но и других городов через систему межбиблиотечного абонемента, обеспе­чивающего передачу книг из территориально удаленных библиотек во временное поль­зование. При наличии возможности выхода в глобальную сеть Internet тексты необхо­димых документов могут быть получены по каналам телекоммуникаций. В этом случае должны быть использованы сведения об электронных адресах документов (URL).

Дальнейшая группировка полученных документов должна быть осуществлена в соответствии с планом обзора.

При отборе информации для составления текста обзора следует руководствовать­ся следующими основными положениями:


  • в обзоре должны найти отражение все существующие взгляды на рас­сматриваемые вопросы, независимо от личной концепции автора;

  • особое внимание должно быть уделено новым сведениям, в частности, новым достижениям, новым путям решения проблем и т. д.;

  • не допускается использование в обзоре устаревших или вызывающих со­мнение сведений;

  • все подлежащие сравнению параметры должны приводиться в сопоставимом виде, в частности, в одной системе единиц измерения.

Формализованный анализ текстов документов связан с использованием в качестве маркеров ключевых слов. Связь между конкретными документами и конкретными ключевыми словами в пределах раздела, подраздела, пункта или подпункта обзора оп­ределяется его рубрикатором. Процедура формализованного анализа текстов докумен­тов включает, во-первых, выделение в составе оглавления (содержания) этих докумен­тов структурных элементов (частей, разделов, глав, параграфов и т. п.), подлежащих информационному анализу, а во-вторых, извлечение из них фрагментов (абзацев, пред­ложений), содержащих заданные ключевые слова в соответствии с рубрикатором обзо­ра. Каждый такой фрагмент фиксируется на отдельном листе бумаги. При этом, если ключевое слово рассматривается в документе в различных аспектах, то каждый аспект использования ключевого слова должен быть выделен и зафиксирован отдельно.

Каждый отобранный фрагмент текста первичного документа должен быть иден­тифицирован в соответствии с порядковым номером документа, из которого он выде­лен, и номером страницы, на которой он зафиксирован в этом документе (записывается в правом верхнем углу), а также номером подраздела, пункта или подпункта плана об­зора, к которому относится данный фрагмент (записывается в левом верхнем углу). Между этими данными приводятся сведения (Ф. И. О.) об авторе документа. Содержа­щиеся в выделенных фрагментах ключевые слова следует подчеркнуть.

Упорядочение отобранных фрагментов осуществляется двумя этапами: первичная группировка проводится в соответствии с планом обзора; дальнейшее упорядочение фрагментов текстов первичных документов (семантическая группировка) выполняется по признаку наличия в них одинаковых ключевых слов, что позволяет собрать в одном месте все фрагменты, освещающие конкретные аспекты темы обзора.

Дальнейшая работа по подготовке текста обзора связана с анализом и оценкой отобранных сведений. Особое внимание при этом должно быть уделено анализу новиз­ны, полноты и достоверности сведений; оценке событий, фактов; установлению связей между отдельными фактами.