Файл: УП История народного искуства Сибири.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

применяются такие элементы декора, как рог изобилия, цветы в вазонах, снопы колосьев и т.п. В целом в 60-х и 70-х гг. XIX в. в работах якутских резчиков вместе с элементами классицизма отмечены сухость и рационалистичность.

Новые явления наблюдаются с 1880-х гг. Наряду со снижением художественного уровня утилитарно-бытовых изделий отмечается появление жанровых объемных скульптурных композиций, при создании которых резчики использовали опыт деревянной скульптуры и традиции жанровых композиций ларцов [32, с. 25–30, 60].

В начале XX столетия на фоне общего упадка кустарных косторезных промыслов в якутских мастеров осваивались традиции резьбы соседних северных народов. В 1930–1940-х гг. косторезы Якутии активно работали над тематикой, передающей советскую жизнь: на изделиях появляются сцены современного колхозного быта. Объемная скульптура чаще всего размещается на плоской невысокой подставке, которая не всегда органично сочетается с фигурой. Появляются новые предметы: декоративные пластины, ножи для разрезания бумаги, чернильные приборы, подставки для письма, портсигары и шахматы. Изображения на крышке портсигара обычно выполнялись на гладком полированном фоне в технике глухой резьбы. Однако для целого ряда как рельефных, так и произведений мелкой пластики 1940-х – первой половины

1950-х гг. стала характерной излишняя детализация и натуралистические тенденции в решении декоративной формы. Показательны в этом смысле костяные чороны с барельефной резьбой, где даже орнамент выглядит как лепнина, а сюжетные композиции утяжеляют корпус.

Во второй половине 1950-х гг. в искусстве косторезов наметился поворот в сторону сдержанности и строгости пластических решений. Выполненные в

1960–1970-е гг. работы характеризуются заметным стремлением к декоративной условности, скульптурные объемы трактуются монолитно и цельно. Подставка и фигура воспринимаются теперь как единый объем, а иные мастера и совсем отказываются от подставки.

177

В 1969 г. была создана Якутская сувенирная фабрика «Сардаана», однако художники этого предприятия не всегда учитывали специфику народного искусства и, произвольно изменяя пропорции, упрощая орнаментацию и способы обработки различных материалов, создавали стилизованные под народные традиции предметы. В настоящее время это предприятие называется

«Акционерная фирма художественных промыслов «Сардаана». Это единственное в Республике Саха (Якутия) специализированное предприятие народных художественных промыслов [116].

Тобольская резьба развивалась на основе художественной обработки кости, распространенной среди коренного населения Западной Сибири.

Косторезный промысел сложился здесь лишь в XIX в. Своеобразие костерезного промысла – в причудливом переплетении традиций русской художественной культуры и искусства соседних народов – ненцев, селькупов,

хантов, манси. Для мастеров тобольского косторезного промысла главный художественный прием – объемная миниатюрная резная скульптура,

объединенная из отдельных фигур в сложные композиции. Так, тобольские мастера резали из кости сцены из жизни остяков-охотников. Первыми из широко известных в России XIX в. косторезных работ стали знаменитыми

«остяцкие хозяйства» – сцены из жизни остяков, как называли тогда хантов и селькупов. Это вырезанные из моржовой кости крохотных чумы и нарты,

фигурки людей в меховой одежде, занимающихся промыслом или отправляющих религиозные обряды (рис. 143).

С 2001 г. учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Центр народных художественных промыслов и ремесел» проводит научно-

исследовательские и прикладные работы по изучению и восстановлению технологии обработки рыбьей кожи. В Центре ремесел были проведены научно-практические семинары по обработке рыбьей кожи и мастер-классы с участием народных мастеров, владеющих этой технологией. В 2004 г. по итогам этих мероприятий было издано методическое пособие «Обработка рыбьей кожи».

178


Обработка кожи и ее роспись являлись объектами художественного промысла чукотских художников в 1970–80-е гг. Художественно-технические приемы отражали связь с декорированием кости. Контур рисунка служил его основой, внутренняя поверхность изображений разрабатывалась штрихами, как в гравировке. Сюжеты рисунков также являлись продолжениями мотивов декорирования бивней и клыков мамонта и моржа.

У некоторых народов Сибири кузнечество оформилось в ремесленные центры. В Бурятии центры художественных ремесел находились в Иволгинском районе. Хоринские, агинские, селенгинские, еравнинские мастера издавна занимались литейным ремеслом. Создание ремесленных центров в к.

ХIХ – начале ХХ в. послужило сложению более узкой специализации мастеров металлообработки. Серебряных дел мастера подразделялись на чеканщиков –

«сэлбэртэ бэрхэ дарханууд», филигранщиков – «шаблаад хэдэг дарханууд» и

литейщиков – «шудхаланай дарханууд». Критерием мастерства считался уровень работы и степень художественного совершенства выполнения заказов.

Кузнецы дарханы работали на заказ и для продажи изделий [104, с. 13].

В к. ХIХ – нач. ХХ вв. бурятские мастера деревообработки достигли определенных высот в этом виде искусства. В этот период в улусах Верхний Оронгой и Харганы Иволгинского района возникают ремесленные центры

(деревообработкой здесь занималось 80-90 % мужского населения).

Ремесленники-столяры «нарин дарханууд» изготавливали сундуки, покрытые росписью, седла и остовы юрт. Также были мастера по изготовлению предметов домашней утвари, которые нередко являлись и искусными резчиками и художниками, расписывавшими изделия [104, с. 18–19]. С начала

1990-х гг. возрождение национальных промыслов, связанных с бурятским народным искусствам, осуществляется при поддержке Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК), созданной в 1992 г. [104, с. 351]. В

Бурятии существуют окружные целевые программы, направленные на восстановление и развитие народных ремесел: в 2001 г. принята программа

«Развитие культуры в Агинском Бурятском автономном округе на 2002–2005

179

гг.», в 2002 г. – «О народных художественных промыслах» западных бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Традиционное декоративно-прикладное искусство хантов и манси является объектом изучения и восстановления в имеющем окружной статус «Центре народных художественных промыслов и ремѐсел» Ханты-

Мансийского автономного округа. В 2008 г. принято Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №85-п от 22 апреля 2008 г. «Об утверждении Порядка отнесения изделий, изготавливаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, к изделиям народных художественных промыслов». В рамках целевой программы «Культура Югры на 2006-2008 годы» осуществлялись комплексные экспедиции, в ходе которых проведены исследования и фотофиксация памятников народного декоративного искусства [106].

Декоративно-прикладное искусство народов Сибири, которое развивалось только в рамках домашней промышленности, и в настоящее проявляет себя спонтанно, в форме небольших выставок во время проведения народных праздников, организуемых национально-культурными центрами при поддержке департаментов культуры. Департаменты культуры и подчиненные им учреждения готовы поддержать возрождение народных традиций в области декоративно-прикладного творчества. Например, в Кемеровской области, где распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области в 2009 г. утверждена «Концепция сохранения культурного наследия Кемеровской области», работает школа традиционной национальной культуры. Одним из приоритетных направлений является оказание методической и практической помощи центрам народных промыслов и ремесел, выполняющих задачи по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов.

Основной проблемой является недостаточная компетентность мастеров прикладного творчества в специфике искусства собственного народа. Поэтому среди шорских сувениров на фестивале можно встретить меховые розетки-

180



подвески, характерные для традиционного декоративного искусства чукчей и коряков, а в урало-сибирской росписи – мотивы росписи городецкой и т.д.

Таким образом, в условиях современности очевидна необходимость изучения народного декоративно-прикладного искусства. Знание подлинных памятников, их специфики у отдельных народов имеют важное значение для возрождения, сохранения и развития народных художественных традиций в их культуре.

181

 

СЛОВАРЬ

 

Автохтонный

(от греческого autóchthōn – местный) – изначально

 

живущий в данной местности, ее коренной обитатель.

Буреть

палеолитическая стоянка, расположенная в Иркутской

 

области на правом берегу Ангары, возле д. Буреть.

Галун

позументная тесьма золотого или серебряного цвета и

 

нашивка из этой тесьмы на одежде.

Гнейс

горная порода, состоящая из полевого шпата, кварца и

 

слюды, отличающаяся от зернистого гранита

 

сланцеватостью.

 

 

Голенище

верхняя часть сапога, пришитая к его головке (нижней

 

части)

 

 

Гончарство

хозяйственное занятие, в основе которого –

 

изготовление утвари из глиняного теста.

Гривна

украшение из меди, золота, серебра в виде обруча

Деревообработка

хозяйственное занятие, в основе которого – обработка

 

древесины различных пород в целях изготовления

 

утвари, деталей орудий труда, оружия и т.д.

Домашние

производство в натуральном хозяйстве готовых

промыслы

продуктов, предназначенных для личного потребления,

 

изготовляемых из сырья, которое добывается в этом же

 

хозяйстве.

 

 

Жертвенник

специально оборудованное, согласно традиционным

 

религиозным представлениям народов Сибири, место на

 

возвышении (гора, холм), где проводились обряды

 

поклонения

духам,

сопровождаемыми

 

жертвоприношениями.

 

Золотная нить

тонкая медная нить, покрытая золотой амальгамой или

 

искусственной позолотой.

 

Керамика

(греч. keramike – гончарное искусство, от keramos

 

глина), изделия и

материалы,

получаемые спеканием

глин и их смесей с минеральными добавками, а также

182


окислов и др. неорганических соединений.

Камлание (от хам, кам – название шаманов в ряде тюркских языков Южной. Сибири), обозначает особые ритуальные действия шамана, во время которых он «общается» с духами. Ударами в бубен, исступлѐнными плясками он приводил себя в состояние экстаза (с явлениями галлюцинации), «вступая» в общение с духами и воздействуя на них. Обряд камлания исполнялся на родовых праздниках, для «лечения» больных и др.

Камус

шкура с ног лошади, оленя, лося, используемая для

 

шитья одежды и обуви у народов Севера и Сибири, а

 

также для обтяжки охотничьих лыж. Прилагательное:

 

камусные.

 

 

 

 

Камус

шкура с ног лошади, оленя, лося, используемая для

 

шитья одежды и обуви у народов Севера и Сибири, а

 

также для обтяжки охотничьих лыж. Прилагательное:

 

камусные.

 

 

 

 

Канатулар

культовый предмет, изображающий охотничьего духа у

 

шорцев среднего течения Мрассу и у бачатских

 

телеутов.

 

 

 

 

Кап

шарообразный нарост на стволе и корнях обычной

 

березы.

 

 

 

 

Культ

(латинское cultus – почитание, поклонение) –

 

исторически

 

сложившийся

тип

религиозных

 

отношений.

 

 

 

 

Культовый

Посвященный ритуально-праздничным церемониям,

 

связанным

с

определенными

религиозными

 

верованиями

 

 

 

 

Культ огня

почитание духа огня, известного, тюркоязычных

 

народов Южной Сибири как «от-Эне» (мать-Огонь). У

 

телеутов сохранилось почитание огня в форме

 

бескровного жертвоприношения глиняным очажкам в

 

свадебном обряде.

 

 

Курмуш

культовый предмет в виде антропоморфного

 

изображения охотничьего духа бачатских телеутов.

183