ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 303
Скачиваний: 5
применяются такие элементы декора, как рог изобилия, цветы в вазонах, снопы колосьев и т.п. В целом в 60-х и 70-х гг. XIX в. в работах якутских резчиков вместе с элементами классицизма отмечены сухость и рационалистичность.
Новые явления наблюдаются с 1880-х гг. Наряду со снижением художественного уровня утилитарно-бытовых изделий отмечается появление жанровых объемных скульптурных композиций, при создании которых резчики использовали опыт деревянной скульптуры и традиции жанровых композиций ларцов [32, с. 25–30, 60].
В начале XX столетия на фоне общего упадка кустарных косторезных промыслов в якутских мастеров осваивались традиции резьбы соседних северных народов. В 1930–1940-х гг. косторезы Якутии активно работали над тематикой, передающей советскую жизнь: на изделиях появляются сцены современного колхозного быта. Объемная скульптура чаще всего размещается на плоской невысокой подставке, которая не всегда органично сочетается с фигурой. Появляются новые предметы: декоративные пластины, ножи для разрезания бумаги, чернильные приборы, подставки для письма, портсигары и шахматы. Изображения на крышке портсигара обычно выполнялись на гладком полированном фоне в технике глухой резьбы. Однако для целого ряда как рельефных, так и произведений мелкой пластики 1940-х – первой половины
1950-х гг. стала характерной излишняя детализация и натуралистические тенденции в решении декоративной формы. Показательны в этом смысле костяные чороны с барельефной резьбой, где даже орнамент выглядит как лепнина, а сюжетные композиции утяжеляют корпус.
Во второй половине 1950-х гг. в искусстве косторезов наметился поворот в сторону сдержанности и строгости пластических решений. Выполненные в
1960–1970-е гг. работы характеризуются заметным стремлением к декоративной условности, скульптурные объемы трактуются монолитно и цельно. Подставка и фигура воспринимаются теперь как единый объем, а иные мастера и совсем отказываются от подставки.
177
В 1969 г. была создана Якутская сувенирная фабрика «Сардаана», однако художники этого предприятия не всегда учитывали специфику народного искусства и, произвольно изменяя пропорции, упрощая орнаментацию и способы обработки различных материалов, создавали стилизованные под народные традиции предметы. В настоящее время это предприятие называется
«Акционерная фирма художественных промыслов «Сардаана». Это единственное в Республике Саха (Якутия) специализированное предприятие народных художественных промыслов [116].
Тобольская резьба развивалась на основе художественной обработки кости, распространенной среди коренного населения Западной Сибири.
Косторезный промысел сложился здесь лишь в XIX в. Своеобразие костерезного промысла – в причудливом переплетении традиций русской художественной культуры и искусства соседних народов – ненцев, селькупов,
хантов, манси. Для мастеров тобольского косторезного промысла главный художественный прием – объемная миниатюрная резная скульптура,
объединенная из отдельных фигур в сложные композиции. Так, тобольские мастера резали из кости сцены из жизни остяков-охотников. Первыми из широко известных в России XIX в. косторезных работ стали знаменитыми
«остяцкие хозяйства» – сцены из жизни остяков, как называли тогда хантов и селькупов. Это вырезанные из моржовой кости крохотных чумы и нарты,
фигурки людей в меховой одежде, занимающихся промыслом или отправляющих религиозные обряды (рис. 143).
С 2001 г. учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр народных художественных промыслов и ремесел» проводит научно-
исследовательские и прикладные работы по изучению и восстановлению технологии обработки рыбьей кожи. В Центре ремесел были проведены научно-практические семинары по обработке рыбьей кожи и мастер-классы с участием народных мастеров, владеющих этой технологией. В 2004 г. по итогам этих мероприятий было издано методическое пособие «Обработка рыбьей кожи».
178
Обработка кожи и ее роспись являлись объектами художественного промысла чукотских художников в 1970–80-е гг. Художественно-технические приемы отражали связь с декорированием кости. Контур рисунка служил его основой, внутренняя поверхность изображений разрабатывалась штрихами, как в гравировке. Сюжеты рисунков также являлись продолжениями мотивов декорирования бивней и клыков мамонта и моржа.
У некоторых народов Сибири кузнечество оформилось в ремесленные центры. В Бурятии центры художественных ремесел находились в Иволгинском районе. Хоринские, агинские, селенгинские, еравнинские мастера издавна занимались литейным ремеслом. Создание ремесленных центров в к.
ХIХ – начале ХХ в. послужило сложению более узкой специализации мастеров металлообработки. Серебряных дел мастера подразделялись на чеканщиков –
«сэлбэртэ бэрхэ дарханууд», филигранщиков – «шаблаад хэдэг дарханууд» и
литейщиков – «шудхаланай дарханууд». Критерием мастерства считался уровень работы и степень художественного совершенства выполнения заказов.
Кузнецы дарханы работали на заказ и для продажи изделий [104, с. 13].
В к. ХIХ – нач. ХХ вв. бурятские мастера деревообработки достигли определенных высот в этом виде искусства. В этот период в улусах Верхний Оронгой и Харганы Иволгинского района возникают ремесленные центры
(деревообработкой здесь занималось 80-90 % мужского населения).
Ремесленники-столяры «нарин дарханууд» изготавливали сундуки, покрытые росписью, седла и остовы юрт. Также были мастера по изготовлению предметов домашней утвари, которые нередко являлись и искусными резчиками и художниками, расписывавшими изделия [104, с. 18–19]. С начала
1990-х гг. возрождение национальных промыслов, связанных с бурятским народным искусствам, осуществляется при поддержке Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК), созданной в 1992 г. [104, с. 351]. В
Бурятии существуют окружные целевые программы, направленные на восстановление и развитие народных ремесел: в 2001 г. принята программа
«Развитие культуры в Агинском Бурятском автономном округе на 2002–2005
179
гг.», в 2002 г. – «О народных художественных промыслах» западных бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Традиционное декоративно-прикладное искусство хантов и манси является объектом изучения и восстановления в имеющем окружной статус «Центре народных художественных промыслов и ремѐсел» Ханты-
Мансийского автономного округа. В 2008 г. принято Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №85-п от 22 апреля 2008 г. «Об утверждении Порядка отнесения изделий, изготавливаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, к изделиям народных художественных промыслов». В рамках целевой программы «Культура Югры на 2006-2008 годы» осуществлялись комплексные экспедиции, в ходе которых проведены исследования и фотофиксация памятников народного декоративного искусства [106].
Декоративно-прикладное искусство народов Сибири, которое развивалось только в рамках домашней промышленности, и в настоящее проявляет себя спонтанно, в форме небольших выставок во время проведения народных праздников, организуемых национально-культурными центрами при поддержке департаментов культуры. Департаменты культуры и подчиненные им учреждения готовы поддержать возрождение народных традиций в области декоративно-прикладного творчества. Например, в Кемеровской области, где распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области в 2009 г. утверждена «Концепция сохранения культурного наследия Кемеровской области», работает школа традиционной национальной культуры. Одним из приоритетных направлений является оказание методической и практической помощи центрам народных промыслов и ремесел, выполняющих задачи по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов.
Основной проблемой является недостаточная компетентность мастеров прикладного творчества в специфике искусства собственного народа. Поэтому среди шорских сувениров на фестивале можно встретить меховые розетки-
180
подвески, характерные для традиционного декоративного искусства чукчей и коряков, а в урало-сибирской росписи – мотивы росписи городецкой и т.д.
Таким образом, в условиях современности очевидна необходимость изучения народного декоративно-прикладного искусства. Знание подлинных памятников, их специфики у отдельных народов имеют важное значение для возрождения, сохранения и развития народных художественных традиций в их культуре.
181
|
СЛОВАРЬ |
|
|
Автохтонный |
(от греческого autóchthōn – местный) – изначально |
||
|
живущий в данной местности, ее коренной обитатель. |
||
Буреть |
палеолитическая стоянка, расположенная в Иркутской |
||
|
области на правом берегу Ангары, возле д. Буреть. |
||
Галун |
позументная тесьма золотого или серебряного цвета и |
||
|
нашивка из этой тесьмы на одежде. |
||
Гнейс |
горная порода, состоящая из полевого шпата, кварца и |
||
|
слюды, отличающаяся от зернистого гранита |
||
|
сланцеватостью. |
|
|
Голенище |
верхняя часть сапога, пришитая к его головке (нижней |
||
|
части) |
|
|
Гончарство |
хозяйственное занятие, в основе которого – |
||
|
изготовление утвари из глиняного теста. |
||
Гривна |
украшение из меди, золота, серебра в виде обруча |
||
Деревообработка |
хозяйственное занятие, в основе которого – обработка |
||
|
древесины различных пород в целях изготовления |
||
|
утвари, деталей орудий труда, оружия и т.д. |
||
Домашние |
производство в натуральном хозяйстве готовых |
||
промыслы |
продуктов, предназначенных для личного потребления, |
||
|
изготовляемых из сырья, которое добывается в этом же |
||
|
хозяйстве. |
|
|
Жертвенник |
специально оборудованное, согласно традиционным |
||
|
религиозным представлениям народов Сибири, место на |
||
|
возвышении (гора, холм), где проводились обряды |
||
|
поклонения |
духам, |
сопровождаемыми |
|
жертвоприношениями. |
|
|
Золотная нить |
тонкая медная нить, покрытая золотой амальгамой или |
||
|
искусственной позолотой. |
|
|
Керамика |
(греч. keramike – гончарное искусство, от keramos – |
||
|
глина), изделия и |
материалы, |
получаемые спеканием |
глин и их смесей с минеральными добавками, а также
182
окислов и др. неорганических соединений.
Камлание (от хам, кам – название шаманов в ряде тюркских языков Южной. Сибири), обозначает особые ритуальные действия шамана, во время которых он «общается» с духами. Ударами в бубен, исступлѐнными плясками он приводил себя в состояние экстаза (с явлениями галлюцинации), «вступая» в общение с духами и воздействуя на них. Обряд камлания исполнялся на родовых праздниках, для «лечения» больных и др.
Камус |
шкура с ног лошади, оленя, лося, используемая для |
||||
|
шитья одежды и обуви у народов Севера и Сибири, а |
||||
|
также для обтяжки охотничьих лыж. Прилагательное: |
||||
|
камусные. |
|
|
|
|
Камус |
шкура с ног лошади, оленя, лося, используемая для |
||||
|
шитья одежды и обуви у народов Севера и Сибири, а |
||||
|
также для обтяжки охотничьих лыж. Прилагательное: |
||||
|
камусные. |
|
|
|
|
Канатулар |
культовый предмет, изображающий охотничьего духа у |
||||
|
шорцев среднего течения Мрассу и у бачатских |
||||
|
телеутов. |
|
|
|
|
Кап |
шарообразный нарост на стволе и корнях обычной |
||||
|
березы. |
|
|
|
|
Культ |
(латинское cultus – почитание, поклонение) – |
||||
|
исторически |
|
сложившийся |
тип |
религиозных |
|
отношений. |
|
|
|
|
Культовый |
Посвященный ритуально-праздничным церемониям, |
||||
|
связанным |
с |
определенными |
религиозными |
|
|
верованиями |
|
|
|
|
Культ огня |
почитание духа огня, известного, тюркоязычных |
||||
|
народов Южной Сибири как «от-Эне» (мать-Огонь). У |
||||
|
телеутов сохранилось почитание огня в форме |
||||
|
бескровного жертвоприношения глиняным очажкам в |
||||
|
свадебном обряде. |
|
|
||
Курмуш |
культовый предмет в виде антропоморфного |
||||
|
изображения охотничьего духа бачатских телеутов. |
183