ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 5
У девочек бачатских телеутов были куклы из ткани «кыдак». Игра в куклы называлась «наадагай/нат ыгай» – от «нат ы» (друг). Основу куклы, как и у хантов, составлял плотно скатанный валик из ткани или бумаги. Ниже лица,
черты которого не обозначались, кукла обертывалась цветной тканью, и на нее надевалось одно или несколько платьев, иногда подпоясанных цветной ленточкой. Среди кукол встречались фигурки женщин, девушек, детей. В
фондах Музея антропологии и этнографии Санкт-Петербурга (Кунсткамеры)
хранятся двенадцать кукол, изготовленных в начале ХХ в., среди которых – кукла-ребенок в люльке, кукла девушка, две куклы-женщины с ребенком,
четыре куклы-женщины и четыре куклы-мужчины. В фондах музея
«Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского госуниверситета
(КМАЭЭ) хранится кукла, изготовленная в такой же технике, привезенная из экспедиции от бачатских телеутов в 1980-е гг.
2.8. Бисер в декоре народов Сибири
Как правило, бисер и бусы приобретались автохтонными народами Сибири в результате торговых или обменных операций. Археологические находки раннего железного века и эпохи средневековья Западной Сибири включают бисер, а также стеклянные бусы, бусы из полудрагоценных камней,
бронзовые бусы и свидетельствуют о существовавшем импорте с территории Средиземноморья, Средней Азии и из стран Востока. Начало ввоза на территорию Западной Сибири посредством русской торговли бус из полупрозрачного или непрозрачного стекла, янтаря, сердолика, горного хрусталя, бронзы и серебра, а также бус булгарского и западноевропейского производства относят к эпохе средневековья (XI–XIII вв.) [57, с. 65–83; 133,
с. 105–132] .
Перечень товаров, привозимых бухарскими купцами в Тобольск и на Ямышевскую ярмарку в конце XVI – начале XVIII в., показывает, что бисер в это время поступал из Европейской России, а бусы «одекуй» – из Средней Азии и Китая [17, с. 185, 205]. Через русских и бухарских купцов проникали в
169
Западную Сибирь изделия булгарских мастеров. С Волжской Булгарией, где,
как предполагается, было развито производство бус и бисера, связывают их широкое распространение у поволжских финнов, чувашей и русских, а также их импортирование на территорию проживания обских угров [30].
В последующее время русская торговля постепенно захватывает западносибирский рынок, а русские купцы становятся посредниками,
импортируя товары, в том числе бисер и бусы среднеазиатского, европейского и юго-восточного происхождения. В целом проникновение этих украшений в Западную Сибирь, вероятно, можно обозначить двумя исторически сложившимися направлениями: западным (европейским) и восточным (Средняя Азия, Китай, Индия). Предполагается также, что бисер поступал к обским уграм через северо-восточные арктические народы (якутов, ненцев и др.), через татарское и русское население, что, в целом, соответствует обозначенным направлениям [10, с. 59].
Ареал использования бисера на территории Сибири достаточно широк.
Он включает обских угров, алтайцев, хакасов, шорцев, кетов, эвенков, эвенов,
долган, коряки, якутов, юкагиров. По техническому исполнению бисерные украшения у народов Сибири подразделяются на вышитые, плетеные и комбинированные. Вышивкой бисером украшалась плечевая одежда из сукна и ткани, головные уборы, женские кожаные башмаки, пояса, накосные и нагрудные украшения, рукавицы, снеговые очки. Часто бисером вышивались суконные полосы, которые затем крепились к одежде (рис. 152).
По плотности и технике нашивки бисера различаются несколько способов
(рис. 162):
–нашивка бисера по 1–5 шт. в виде строчки или орнамента;
–крест из пяти бисерин;
–горизонтальный или вертикальный стежок в две бисерины;
–горизонтальный стежок в две бисерины с добавленной третьей под стежком;
–двойной стежок в две бисерины;
170
– нанизывание бисера на одну нитку и пришивание другой.
Бисерным плетением изготавливали съемные украшения: нашейные,
нагрудные, накосные. Плетеные бисерные полосы нашивались на плечевую одежду, меховую обувь, пояса, а также прикреплялись к нижнему краю мехового женского капора, косынке, к концам пояса из ткани [10].
У эвенков так же как известна вышивка путем группировки бисерин по
2–3 шт. и плотная вышивка, при которой каждая бисерина пришивается по отдельности [89, с. 94]. Орнамент из бисера украшал высокие голенища обуви эвенков (рис. 151), их женские и мужские нагрудники, снеговые очки (рис. 146). Предварительно вышитые бисером полосы нашивались на меховую одежду ненцев, долган (рис. 152).
Аналоги бисерным украшениям обских угров обнаруживаются у кетов
[111], селькупов. Томские татарки носили на шее низки бус [81, с. 210]. Якуты украшают конские чепраки и кычимы в технике шитья бисером и бусами с отделкой мелкими металлическими круглыми и фигурными бляшками.
Предметы конского снаряжения иногда так густо усыпаны ими, что говорить об этих попонах следовало бы как о ювелирных изделиях. Тонкие нити бисера голубого, коричневого, зеленого и белого цветов причудливо вьются и блестят,
контрастируя с матовой поверхностью металла. Мелкий бисер не всегда устраивал мастериц, и они применяли фарфоровые и янтарные бусины,
украшали края накидок крупными пластинами и яркими цветными кистями.
Использовали якуты бисер и для вышивки голенищ сапог.
Традиция использования бисера для украшения одежды сохраняется у хантов и манси и в настоящее время. Украшая бисером покупную одежду современного образца, ханты и манси тем самым придают ей этническую специфику, включая в круг предметов традиционной культуры. При работе с бисером ханты чаще всего используют геометрические мотивы орнамента. Это объясняется тем, что геометрический орнамент наиболее легок в исполнении.
Состоит он из кривых и прямых линий. Орнаментальная композиция создается с помощью чередования отдельных элементов и фигур, идущих в ряд,
171
расположенных по вертикали, горизонтали и диагонали. Самой используемой фигурой в составлении геометрического орнамента является ромб. Вариации его использования различны: продление стороны, пересечение диагоналей,
присоединение маленьких ромбообразных элементов. Ромбы могут быть как основой всей композиции, так и дополнением к другим мотивам. У хантов встречаются зооморфные геометризованные мотивы в плетении из бисера (рис.
29).
Хакасы в вышивке бисером остаются верны традиции использования растительного орнамента. Бисерные нагрудники хакасов «пого»
подковообразной и сердцевидной формы расшивались цветным бисером в сочетании с бусинами и перламутром. На тканевую основу «пого» в строго симметричной круговой композиции нашивались круглые перламутровые бляшки «тана марха» с кораллом или полудрагоценным камнем посередине вколичестве трех или пяти. Затем они обшивались бисерными низками вкруговую (рис. 157). К концу XIX в. перламутровые пластины заменялись ажурными или филигранными круглыми пластинами или круглыми большими пуговицами [39, с. 46].
Украшения из бисера и бус изготавливали и таежные шорцы. Ожерелье
«мунчук» представляло собой узкую полоску ткани, на которую нашивались ряды цветного бисера и бусин. Вдоль нижнего края укреплялись короткие низки из бусин [101, с. 137].
Кроме вышивки бисером по различным видам материалов, о чем уже излагалось в предыдущих разделах, народам Сибири была известна техника
низания бисера. Производилась она следующим образом: одна нить с двух концов заправлялась в две иглы; одной иглой набиралось определенное количество бисеринок, которые спускались по нитке на середину, вторая игла проходила в эти бисеринки, только в обратном направлении первой иглы и затягивала нить. Таким образом повторялся каждый ряд поочередно, при этом количество бисера могло прибавляться или уменьшаться (рис. 161). В этой технике выполнялись различного рода подвески из мелкого и крупного бисера,
172
нанизанного на одну нитку и прикрепленного к материалу за один конец, а
также кошельки или пояса, которые сплошь состояли только из бисера. Такие украшения были съемными. Ханты, селькупы плели бисерные низки-гайтаны, к
которым крепились православные кресты (рис. 159) [34, с. 118].
Бисер в сочетании с металлическими серебряными и медными нашивками являлся украшением меховой и кожаной одежды эвенков, якутов, долган. Мотивы орнаментации были такими же, что и для других материалов (рис. 163).
Таким образом, на основании приведенного материала очевидно, что декоративное искусство народов Сибири развивалось в ходе их культурно-
исторического взаимодействия. Культурно-исторические связи стимулировали исторический прогресс и взаимообогащали на протяжении многих веков сибирское искусство, оставаясь при этом для каждого народа тем фактором, на основе которого самостоятельно развивалась художественная культура с ярко выраженными этническими традициями.
Вопросы и задания по темам: «Способы украшения меха, кожи и шерсти», «Художественное оформление текстиля», «Бисер в декоре народов Сибири»
1.Какие виды кожи применялись для декорирования предметов быта и костюма?
2.На основе образцов из коллекций музеев охарактеризовать приемы декорирования текстиля меха у народов Сибири.
3.Что такое аппликация, и какие технологические приемы отличают ее использование на текстильных материалах, на коже?
4.Что такое мозаика и для каких видов материалов она характерна?
5.Какие виды вышивки известны народам Сибири? Охарактеризовать вышивку на различных предметах из музейных коллекций.
6.Выбрать из ряда предложенных образцов комбинирование типы декорирования меха.
7.Какие декоративные элементы отличают костюм народов Южной Сибири?
8.Объяснить специфику декорирования одежды народами Севера Сибири.
173
9.Какие виды украшений у народов Сибири изготавливались с использованием бисера?
10.Для каких народов характерно изготовление войлока и его декорирование?
11.Была ли известна народам Сибири роспись по коже? Каков ареал ее распространения?
12.Как развиваются современные промыслы народного искусства Сибири?
Литература и источники
Ванштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М.: Изд-во «Наука»,
1985.
Валеева-Сулейманова Г. Ф., Шагеева Р. Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М.: Советский художник, 1990.
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX — начала XX в.). Народы Севера и Дальнего Востока. М.; Л.:
АН СССР, 1963.
Калашникова Н. М., Плужникова Г. А. Одежда народов СССР. – М.: Изд-
во «Планета», 1990.
Кидиекова И. К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997.
Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: Наука,
1992.
Петрова С.И. Традиционное шитье и вышивка: организация, технология,
семантика. – Якутск: изд-во ЯГУ, 2007.
Потапов Л. П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 – Вып. 13. – URL: http://web1.kunstkamera.ru.
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя / Сост. Т.Б. Митлянская. – М.:
Просвещение, 1983.
Функ Д.А. Бачатcкие телеуты в XVIII – первой четверти XX века:
историко-этнографическое исследование. – М., 1993.
174
2.9. Художественные промыслы
На основе древних традиций у ряда народов Сибири отдельные ремесла выходили за рамки домашних и развивались в художественные народные промыслы. В этом плане представляет интерес косторезный промысел,
получивший развитие в Сибири под влиянием русских косторезных традиций и сохранением местной специфики народов Сибири.
Традиции древних чукотских резчиков по кости продолжили мастера
«Уэленской косторезной мастерской» – художественного предприятия,
объединяющего резчиков и гравѐров чукотского посѐлка Уэлен. УКМ или
«Уэленская косторезка» (так часто называют еѐ на Чукотке), является одним из самых крупных в мире центров изобразительного искусства аборигенных народов Арктики. Скульптуры, гравированные клыки, декоративные изделия,
выполненные в мастерской, хранятся во многих отечественных и зарубежных музеях, их можно также увидеть в многочисленных частных коллекциях. На протяжении многих лет творчество художников УКМ привлекает к себе внимание искусствоведов, этнографов, писателей, журналистов.
Возникла Уэленская косторезная мастерская в 1931 г. Еѐ создателями были местные жители – Тегрынкеу и Вуквутагин. Тегрынкеу выполнял организаторские функции, а Вуквутагин, будучи искусным резчиком по кости,
стал художественным руководителем мастерской [29]. «Уэленская косторезка» объединила большую группу чукотских и эскимосских резчиков и гравѐров – главным образом, тех, кто в силу возраста или состояния здоровья уже не мог активно участвовать в морской охоте. Коллективные формы творчества имеют особое значение для народного искусства, и создание в Уэлене косторезной мастерской привело к появлению в резьбе и гравировке у чукчей и эскимосов новых, ярких художественных форм. В 1937 г. работы уэленцев впервые экспонировались в Москве, в Третьяковской галерее. Эта выставка стала для многих подлинным открытием глубоко оригинального художественного феномена – изобразительного творчества коренных жителей прибрежной
175
Чукотки. В 1930-х годах вслед за «Уэленской косторезкой» косторезные мастерские появились в других национальных чукотских селениях, но их существование оказалось недолгим. УКМ же продолжала работу и во время Великой Отечественной войны, когда Чукотка была на грани голода, и в не менее трудные послевоенные годы. В 1970-80-х гг. в мастерской работал едва ли не каждый третий житель посѐлка. В 1990-х гг. мастерская вновь, как во время войны, едва не была закрыта, однако и на этот раз уэленские художники отстояли своѐ право на творчество и самостоятельность. Уэленская косторезная мастерская продолжает работать и сегодня, а работы уэленских резчиков и гравѐров стали «визитной карточкой» современной Чукотки [116].
Одним из известных в Сибири был и косторезный промысел якутов.
Основанный на народных традициях, он пережил эпоху расцвета в XIX в.
Этому способствовало увеличение провозимого через Якутск сырья с открытых в к. XVIII – нач. XIX вв. островов Новосибирского архипелага, где были обнаружены залежи бивней мамонта. Наряду с увеличением добычи мамонтовой кости развитию косторезного искусства способствовал и возрастающий приток русских переселенцев, оседавших в Якутске и различных округах Якутской области.
О путях проникновения к якутам образцов и самих традиций северорусской резьбы по кости писал С. В. Иванов: «Колонизация Якутии развивалась за счет притока русского населения из городов Сольвычегодска,
Устюга Великого, Вологды, Вятки, Каргополя и Холмогор – древнейшего и прославленного центра русской резьбы по кости. Нет никакого сомнения в том,
что русские мастера, попав в Якутию, продолжали здесь заниматься тем же ремеслом, передавая художественные и технические навыки своим преемникам» [32, с. 549].
Как известно, северорусская резьба по кости в первой трети XIX в.
испытала сильное влияние господствовавшего в искусстве стиля зрелого классицизма с его строгостью и простотой форм, классическими типами орнамента. Фоном резьбы на костяных ларцах становится косая сетка,
176