Файл: Учебная программа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Теория и история литературы

Тематический план курса «Теория и история мировой литературы»

4.1. Русская литература

Содержание курса «Теория и история мировой литературы»

Раздел I. Введение в литературоведение

Тема 1. Содержание литературоведения, его методология и состав.

Тема 2. Специфические свойства художественной литературы. Художественный образ.

Тема 3. Художественное пространство и художественное время.

Тема 4. Сюжет и композиция в литературном произведении.

Тема 5. Авторская позиция и способы ее выражения в литературном произведении.

Тема 6. Литературный процесс. Литературные роды и жанры.

Раздел II.

Тема 1. Возникновение древнерусской литературы.

Тема 2. Литературные памятники XI–XII веков.

Тема 3. Эмоционально-экспрессивный стиль.

Тема 4. Литература XVI–XVII веков.

Тема 5. Литература XVIII века

Тема 6. Классицизм как литературное направление

Тема 7. Сентиментализм как литературное направление XVIII века

Практическое занятие 3 «Основные тенденции развития русской классицистической поэзии в XVIII веке»

2 Часа

Практическое занятие 4 «Бедная Лиза» н. М. Карамзина как сентименталистская повесть

2 Часа

Вопросы для подготовки к зачету

Список литературы Художественная литература

Критическая и научная литература

Учебная литература Основная

Дополнительная

Исследования

Справочно-библиографическая литература

Литература XVIII века тексты

Учебная Основная

Дополнительная

Исследования

Справочная литература

Рекомендуемая литература по 2 разделу древнерусская литература тексты

Ссылки на электронные ресурсы

Перечень ключевых слов

Тема 2. Специфические свойства художественной литературы. Художественный образ.

Предмет и содержание художественной литературы. Художественная литература как вид искусства. Искусство – специфическая форма отражения действительности общественным сознанием. Отличие художественного познания от научного по предмету изучения и способу обобщения. Человек в его многосторонних связях с природой и обществом – основной предмет искусства. Пути определения роли и значения искусства в жизни общества. Синкретизм как этап развития искусства. Нерасчлененность труда и искусства в дофеодальном обществе. Г. В. Ф. Гегель о назначении искусства.

Вклад А. А. Потебни в разработку теории художественного образа. Сравнение как основа структуры художественного образа. Язык, речь и их этимологическая образность. Сравнение – универсальное средство образности в широком смысле. Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, способ и форма познания жизни.

Тезис В. Г. Белинского «художник мыслит образами». Художественный образ как единство общего и индивидуального, выраженное через единичное, неповторимое.

Тема 3. Художественное пространство и художественное время.

Пространство и время в литературном произведении, их связь с образной природой произведения. Художественное пространство и художественное время как границы целостности художественного образа. М. М. Бахтин о времени и пространстве. Отличие художественного пространства и времени от физического времени и пространства. Время в литературном произведении: линейное, циклическое, остановившееся, дробное, однократное, вечное. Характеристики пространства: большое – малое, замкнутое – разомкнутое. Связь времени и пространства в литературном произведении. Понятие о хронотопе. Связь хронотопа с сюжетом, конфликтом, жанром литературного произведения. Понятие о событии. Связь события с изменением смысла произведения.

Тема 4. Сюжет и композиция в литературном произведении.

Сюжет и композиция как понятия, относящиеся к содержанию и структуре литературного произведения. Связь понятий «сюжет» и «событие». Концепция сюжета, изложенная в «Поэтике» Аристотеля. Вклад в концепцию Аристотеля, сделанный представителями формального литературоведения (Ю. Тынянов, В. Шкловский). Концепция сюжета В. Кожинова. Вклад в разработку понятия о сюжете М. М. Бахтина и Ю. М. Лотмана. Сюжет и конфликт. Сюжет как художественная реализация конфликта, как «движущаяся коллизия». Основные элементы построения сюжета с точки зрения возникновения, развития и завершения конфликта. Различные типы построения сюжета. Социально-исторический характер сюжетов, их жизненные источники. Роль вымысла в создании сюжета.


Понятие композиции как понятие, противоположное сюжету. Композиция как членение и взаимосвязь разнородных элементов и частей произведения, обусловленная авторской позицией. Принципы и приемы композиции: соблюдение пропорций, подчинение части целому, соблюдение перспективы развития событий и характеров, мотивировка действий, прием контраста. Ремарка, реплика, диалог, монолог, авторская афиша, формула жанра как характерные композиционные формы драматургического произведения. Описание и повествование – композиционные формы, присущие прозе. Особенности композиции в лирическом произведении. Место и значение повторов и параллелизмов. Типы композиций в лирике: кольцевая, ступенчатая, спиральная; композиция, основанная на параллелизме.


Тема 5. Авторская позиция и способы ее выражения в литературном произведении.

Значение термина «автор» в современном литературоведении, субъективно-объективная организация литературного произведения: автор как эстетически деятельный субъект, как повествователь, рассказчик, герой. Субъективная организация литературного произведения: точка зрения; дистанция; субъект речи; субъект сознания; формально-субъективная организация.

Тема 6. Литературный процесс. Литературные роды и жанры.

Понятие о литературном процессе. Сквозные художественные образы и мотивы в мировой и русской литературе и их трансформация в современной литературе (образы судьбы, счастья, горя и бедности, жизни и смерти, покоя и движения, покоя и борьбы и т.д.).

Художественный стиль и метод. Реализм и романтизм.

Литературные роды в их историческом развитии. Эпос. Лирика. Драма. Понятие о жанре. Жанр как историческая категория. Связь литературных видов, родов и жанров с ведущими категориями эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, ужасное и радостное.

Раздел II.

История русской литературы ХХVШ веков

Тема 1. Возникновение древнерусской литературы.

Связь древней русской литературы с культурой Византии и русским устным народным поэтическим творчеством. Язык древнерусской литературы. Древнерусская книга. Общие особенности древнерусской литературы (надындивидуальный и религиозно-христианский характер, связь с древнерусским искусством). Древнейшие переводные жанры русской литературы (хроники, апокрифы, агиография).

Стиль монументального историзма. Герои древнерусской литературы. Проблемы вымысла в литературе X–XVII вв. Изображение человека в литературе Средневековья. Развитие жанров и периодизация литературы Древней Руси.

Тема 2. Литературные памятники XI–XII веков.

Древнерусское летописание. Соединение нескольких уровней исторического мышления в летописи (эпическое, религиозное, объективно-историческое). Эстетическое, эпические и познавательные функции летописи. «Повесть временных лет» как историко-литературный памятник; национальная идея «Повести».

Древнерусская агиография. Понятие о житии. Композиция жития. Соотношение христианской и народно-философской этики в «Житии о Борисе и Глебе». Историческая основа жития. Образы Бориса и Глеба. Элементы плача, моления в житии. Мотивы юности, страдания и смирения. «Житие» как предвосхищение национальной теории непротивления злу насилием (Л. Н. Толстой).


«Поучение Владимира Мономаха». Образ идеального русского князя. Историческая основа произведения и особенности композиции. Личность Владимира Мономаха.

«Слово о полку Игореве». Его особое место в древней литера­туре. Историческая основа «Слова». Особенности пространства и времени в произведении. Сюжет и композиция. Проблема автора и жанровое своеобразие. Отражение языческой культуры в сюжете. Значение «Слова» в истории русской литературы и культуры.

Тема 3. Эмоционально-экспрессивный стиль.

Общие особенности литературы ХШ–XIV вв. Повести о нашествии татаро-монголов на Русь («Повесть о Мамаевом побоище», «Повесть о Калкской битве»). «Повесть о разорении Рязани Батыем» как отражение национально-исторической трагедии. Патриотическое значение «Повести». Былинно-эпическое начало в образе Евпатия Коловрата.

Формирование стиля «плетение словес». Творчество Епифания Премудрого («Житие Сергия Радонежского»).


Тема 4. Литература XVI–XVII веков.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Особенности стиля авторов.

Общие особенности русской литературы XVII в. Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы. Появление новых жанров: бытовой повести, городской поэзии, «комедии». Зарождение литературного направления барокко.

Бытовая повесть второй половины XVII в. «Повесть о Горе-Злосчастии». Отражение в ней основного конфликта эпохи. Появление вымышленного героя. Связь «Повести» с устным народным творчеством. «Повесть о Фроле Скобееве». Полный разрыв героя с традиционными воззрениями на семью, брак, общественные отношения. Место и роль юмора, сатиры в повести. Элементы авантюрных жанров. Демократическая сатира второй половины XVII в. Обличение несправедливого суда в повестях о Шемякиной суде и Ерше Ершовиче. Роль сатиры в развитии реалистического стиля.

Раскол в русской церкви, его социально-историческая сущность. Личность патриарха Никона. Попытка Никона претворить в жизнь политическую теорию «Москва – третий Рим». «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и связь его содержания с историей движения старообрядцев. Новаторский характер «Жития»: личность автора и героя, соединение сюжета с бытом, юмор и «снижение» стиля. Мировоззрение и судьба Аввакума.

Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого. Элементы барокко в виршевой поэзии Симеона Полоцкого. Просветительский характер его поэзии.

Зарождение придворного театра и его репертуар.

Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы. Общекультурное и художественное значение древнерусской литературы.

Тема 5. Литература XVIII века

Общие особенности литературы XVIII века. Становление авторских стилей и литературных направлений. Роль петровских преобразований в развитии культуры. Сила западного влияния. Новые черты в литературе XVIII века (светский характер, становление лирических и драматургических жанров: зарождение любовной лирики, авантюрно-романной беллетристики).

Тема 6. Классицизм как литературное направление

Основные принципы эстетики классицизма. Изображение человека в произведениях писателей-классицистов. Особенности конфликта в трагедиях классицизма. Деизм как основа философии классицистов.