Файл: Учебная программа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Теория и история литературы

Тематический план курса «Теория и история мировой литературы»

4.1. Русская литература

Содержание курса «Теория и история мировой литературы»

Раздел I. Введение в литературоведение

Тема 1. Содержание литературоведения, его методология и состав.

Тема 2. Специфические свойства художественной литературы. Художественный образ.

Тема 3. Художественное пространство и художественное время.

Тема 4. Сюжет и композиция в литературном произведении.

Тема 5. Авторская позиция и способы ее выражения в литературном произведении.

Тема 6. Литературный процесс. Литературные роды и жанры.

Раздел II.

Тема 1. Возникновение древнерусской литературы.

Тема 2. Литературные памятники XI–XII веков.

Тема 3. Эмоционально-экспрессивный стиль.

Тема 4. Литература XVI–XVII веков.

Тема 5. Литература XVIII века

Тема 6. Классицизм как литературное направление

Тема 7. Сентиментализм как литературное направление XVIII века

Практическое занятие 3 «Основные тенденции развития русской классицистической поэзии в XVIII веке»

2 Часа

Практическое занятие 4 «Бедная Лиза» н. М. Карамзина как сентименталистская повесть

2 Часа

Вопросы для подготовки к зачету

Список литературы Художественная литература

Критическая и научная литература

Учебная литература Основная

Дополнительная

Исследования

Справочно-библиографическая литература

Литература XVIII века тексты

Учебная Основная

Дополнительная

Исследования

Справочная литература

Рекомендуемая литература по 2 разделу древнерусская литература тексты

Ссылки на электронные ресурсы

Перечень ключевых слов

А. Д. Кантемир. Литературная деятельность Кантемира. Сатиры как самобытные публицистические произведения. Их актуальность. Обличение реакционного духовенства, дворянства. Гуманистический характер сатир, их народность. Стиль, язык сатир («На хулящих учение», «К уму своему» и др.).

М. В. Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа. Философско-материалистические взгляды. Деятельность в Академии наук. Создание Московского университета. Значение М.В. Ломоносова в развитии русской науки и культуры. М. В. Ломоносов – один из значительных представителей русского классицизма. «Витийственная» ода в творчестве М. В. Ломоносова, ее связь с принципами стиля барокко. Торжественные и философские оды М. В. Ломоносова, особенности их поэтики. Гражданская лирика М. В. Ломоносова («Разговор с Анакреоном»).

А. П. Сумароков и развитие русского классицизма. Его трагедия «Димитрий Самозванец» как образец драматургии классицизма. Единство места, времени, действия. Характер конфликта, особенности композиции.

Г. Р. Державин как поэт «заката» русского классицизма. Новаторский характер его оды (автобиографизм, введение лирического героя, фабулы, демократизация языка и стиля, сатирический характер). Торжественные, сатирические и философские оды в творчестве Г. Р. Державина.

Основные идеи русского Просвещения, особенности его формирования и антикрепостническая направленность. Связь с идеями европейского Просвещения. Идеология русского Просвещения и творчество Д. И. Фонвизина.

Раннее творчество Д. И. Фонвизина – лаборатория его исканий. Басни. Путь Фонвизина-драматурга. «Бригадир» как комедия нравов. «Недоросль» как общественно-политическая комедия. Основной метод Фонвизина – метод просветительского реализма.


Тема 7. Сентиментализм как литературное направление XVIII века

Н. М. Карамзин как глава русского философско-психологичес-кого сентиментализма. Художественные особенности прозы Карамзина. Культ чувственности. Выдвижение нового героя. «Новый слог» Карамзина.

А. Н. Радищев как глава русского демократического сентиментализма. Просветительская основа творчества. «Путешествие из Петербурга в Москву». Идейно-художественное своеобразие. Особенности жанра, сюжета и композиции.

ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие 1 – 2

«Развитие повествовательных жанров

в древнерусской литературе XIXVII вв.»

4 часа

План

1. Система литературных жанров Древней Руси. Житие как жанр. «Сказание о Борисе и Глебе» – первый образец житийного произведения в русской литературе.

2. Летопись как жанр средневековой литературы. Типы летописного повествования.

3. Эволюция жанра жития в литературе Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии»: фольклорная и книжная основа.

4. Литературная новизна «Жития» протопопа Аввакума.

5. Новый герой в русских повестях второй половины XVII века («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Горе-Злочастии»).

Задания

1. Составить схему, отражающую жанровый состав «Повести временных лет». Привести примеры.

2. Дать определения основным жанрам древнерусской литературы.

3. Какие разновидности повести знала русская литература XI–XVII веков?

4. Выписать в тетрадь примеры использования в своем «Житии» протопопом Аввакумом разных стилистических пластов языка.

Список литературы

1. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – 2-е изд. – Л.,1987. – С. 26–33, 40–66.

2. Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования. Статьи. – М., 1990. – С. 164–260. («Повесть о Горе-Злочастии»).

3. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «Жития» протопопа Аввакума // Виноградов В. В. Избр. труды: О языке художественной прозы. – М., 1980. – С. 3–41.

4. Адрианова-Перетц В. П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI–XIII веков // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970.

5. Кожинов В. В. Происхождение романа. – М.,1963.


6. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

7. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. – С. 25–71, 107–146.

8. Шайкин А. А. Фольклорные традиции в «Повести о Петре и Февронии» // Фольклорные традиции в русской и советской литературе. – М., 1987. – С. 26–36.

9. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1990. – С. 53–66.

Практическое занятие 3 «Основные тенденции развития русской классицистической поэзии в XVIII веке»

2 Часа

План

1. Истоки русской сатиры XVIII века. Место сатиры в системе жанров русского классицизма. Жанр сатиры в творчестве А. Д. Кантемира.

2. Силлабическое стихосложение, основные принципы построения стиха. Реформа русского стихосложения в трудах В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова.

3. Классицизм как художественный метод. Национальное своеобразие русского классицизма. Принципы изображения человека и мира в произведениях классицистов.

4. Место оды в системе жанров. Поэтика торжественной оды. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.».

5. Эволюция жанра оды в творчестве Г. Р. Державина. «Фелица». Новизна оды.

6. «Пейзаж души» в лирике поэтов-сентименталистов. Взаимосвязь мира природы и человеческих чувств. Поэтика лирических произведений М. Н. Муравьева, И. Ф. Богдановича.

Задания

1. Дайте определения таким поэтическим жанровым формам XVIII века, как сатира, ода, послание.

2. Изучите стиховедческие понятия: «силлабическое стихосложение», «силлабо-тоническое стихосложение», «тоническое стихосложение», стопа, метр, ритм, рифма.

3. Составьте конспекты статей М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского по проблемам реформирования системы русского стихосложения.

4. Проведите сравнительный анализ поэтических трактатов «Искусство поэзии» Н. Буало и «Наставление хотящим быти писателями» А. П. Сумарокова.

5. Выпишите жанровые признаки торжественной оды. Сопоставьте оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. В чем их отличие?

6. Определите, используя справочную, учебную литературу, основные признаки «легкой поэзии».

Список литературы

1. Кантемир А. Д. К уму своему. Филарет и Евгений // Русская литература XVIII века. 1700–1775: Хрестоматия / Сост. В. А. Западов. – М.,1979. – С.63–76.

2. Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В. К. Избр. произведения. – М.; Л.,1965 (1986). – С. 486–494. («Библиотека поэта». Бол. серия).

3. Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М. В. Избр. произведения. – М.;Л.,1965 (1986). – С. 486–494. («Библиотека поэта». Бол. серия).


5. Ломоносов М. В. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. (любое издание).

6. Сумароков А. П. Эпистола о стихотворстве // Русская литература XVIII века. 1700–1775: Хрестоматия / Сост. В. А. Западов. – М., 1979. – С. 88, 97–104, 120–126, 141–150,224–226.

7. Стихотворения М. Н. Муравьева и Н. А. Львова. «Душенька» И. Ф. Богдановича // Русская литература XVIII века / Сост Г. П. Макогоненко. – Л., 1970. – С. 449–479, 538 – 549.

8. Державин Г. Р. Фелица // Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г. П. Макогоненко. – Л,1970. – С.561 – 564.


Практическое занятие 4 «Бедная Лиза» н. М. Карамзина как сентименталистская повесть

2 Часа

План

1. Причины появления и быстрого развития в русской литературе сентиментальной повести.

2. Поэтика названия повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Конфликт в произведении: внешний и внутренний.

3. Образ рассказчика в повести, отношение его к героям.

4. Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности образов главных героев повести. Анализ системы образов произведения.

5. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Природа как действующее лицо в произведении.

6. Язык и стиль повести Карамзина, их новизна.

Задания

1. Выделите в тексте повести фрагменты, позволяющие судить об отношении рассказчика к своим героям.

2. Выделите в тексте повести художественные детали, использованные автором для создания образов героев, описания художественного пространства и времени в произведении.

3. Дайте характеристику конфликта в произведении.

Список литературы

1. Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Карамзин Н. М. Избр. соч.: В 2 т. – М.;Л., 1964. – Т. 1. – С. 605 – 521 (или любое другое издание).

2. Пиксанов Н. К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век: Сб. науч. ст. – М.;Л., 1958. – С. 309–325.

3. Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. – М., 1979. – С. 5–32.

4. Топоров В. Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет // Славяноведение. – 1992. – № 5. – С. 3–35.

5. Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. – Саратов, 1974. – С. 148–158.

6. Орлов П. А. Русский сентиментализм. – М., 1977. – С. 209–216.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Литературоведение в системе наук. Понятие о системном анализе.

2. Проблемы интерпретации текста.

3. Художественность и оценка произведения.

4. Литературный процесс, его уровни и стадиальность.

5. Хронотоп в исторической и описательной поэтике.

6. Сюжет, фабула, композиция (соотношение понятий).

7. Точка зрения (перспектива), понятие об архитектонике.

8. Автор и герой в художественном мире.

9. Стиль, реминисценция, аллюзия.

10. Пафос и жанр, пафос и родовая характеристика произведения.

11. Своеобразие древнерусской литературы, ее художественного метода и жанровой системы. Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы.