ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности».
2. Потребности людей первобытного общества: физиологические и мировоззренческие.
3. Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
4. Человек и его потребности в теориях киников, стоиков, Эпикура.
5. Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.
6. Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).
8. Взгляды на человека и его потребности классической немецкой философии.
9. Человек и его потребности в философии конца XIX – начала XX века.
10. Человек и его потребности в понимании российской философской мысли.
12. Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека.
14. Классификация потребностей.
Факторы, формирующие потребности
15. Иерархия потребностей по а. Маслоу.
16. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.
17. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.
18. Продукт, товар, услуга – как средства удовлетворения потребностей.
19. Домохозяйство. Базовые потребности домохозяйства.
20. Туристская услуга как средство удовлетворения потребностей клиента.
21. Классификация потребностей по Садохину.
1) Необходимость классификации потребностей человека.
2) Критерии классификации потребностей человека.
3) Социальные потребности человека.
1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности».
Цель курса «Человек и его потребности» - сформировать систему знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества.
Задачи:
- Изучение мировоззрения, составляющего глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения потребителя.
- Анализ процесса формирования человека в ходе истории.
- Изучение взаимосвязи биологического и социального начал в человеке, определение их влияния на развитие потребностей.
- Анализ возникновения, управления, изменения потребностей.
- Изучение основ сервиса как инструмента удовлетворения человеческих потребностей.
- Анализ процесса принятия решения потребителем о покупке.
Предмет науки «Человек и его потребности» включает:
- объективные законы и закономерности философско-психологического понимания человеком смысла своего существования и вытекающих из этого потребностей;
- изучение возможности использования этих законов в практической деятельности при анализе поведения потребителей на разных стадиях принятия решения о покупке товаров;
- разработку и совершенствование современных концепций, методов и подходов в управлении поведением потребителей на рынке товаров и услуг.
Содержание предмета «Человек и его потребности» - это анализ теории потребностей; изучение подходов к проблеме человека и его потребностей, возникших в истории цивилизации; изложение современной философской концепции человека; анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на поведение потребителей.
Методология предмета – это совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых при описании современных представлений о человеческих потребностях, обеспечивающих переход от познания системы законов развития потребностей к их практическому использованию при регулировании экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и элементах.
Объектом исследования является одна из сфер человеческой жизни – процесс потребления и анализ удовлетворения исходных человеческих потребностей посредством разового или длительного использования товаров и услуг.
2. Потребности людей первобытного общества: физиологические и мировоззренческие.
Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы.
За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.
В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.
Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу не только, своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с помощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на природу. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку человек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества, Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании — это уже духовная потребность.
Не было ни одного племени, у которого бы не было развитой и эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех моральных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллектива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом — личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени — пусть даже в ущерб личным интересам — делала это племя жизнеспособным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей, управляющим распределением жизненных благ.
Несколько позже морали в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство. Их появление — это крупнейший скачок в развитии потребности в познании. Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствуется только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребностей.
У всех первобытных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формировании системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и сказаний, осмысливавших устройство природы и общества в фантастической художественно-образной форме. Затем возникает религия — система взглядов на мир, признающая существование сверхъестественных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий — фетишизме, тотемизме, магии и анимизме — понятие бога еще не сформировалось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фантастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (ХVI-ХVIII вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибочным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой деятельности.
3. Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Они рассматривали человека как микрокосм - миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы Вселенной. Между природой, человеком и социальным миром существует некая гармония, и удовлетворение потребностей не должно нарушать ее.
Демокрит.
Демокрит учил: «Человек есть микрокосмос, а мир в целом – макрокосмос. Разум и страсть – вот составляющие человеческой души. Разум должен обуздать страсть».
Демокрит обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных. Он одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями, разумное ограничение желаний. «Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле,» - утверждал Демокрит. Он высоко ценил потребность в познании и утверждал, что скорее «предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол».
Сократ.
Для Сократа самопознание – главнейшая и единственная потребность человека. Потребность в саморазвитии, мыслительной активности, правильный выбор ценностей Сократ ставит на первое место. Он увидел, что человек внутри «не пуст», отсюда и знаменитое «познай самого себя». Сократ говорил, что глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь. Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить.
Платон.
Платон попытался упорядочить потребности, создать классификацию потребностей. Именно он называет главные формы экономических потребностей: питание, одежда, жильё. По Платону человек – социальное существо.
Аристотель.
Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Он утверждал, что человек – существо социальное, общественное, т.к. обладает речью. Под обществом Аристотель понимает любое объединение людей, чем-нибудь объединенных между собой.
Он считает общество абсолютно необходимым условиям существования человека. Высшей формой деятельности является деятельность познавательная. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, а в самом процессе теоретической деятельности – в созерцании.
4. Человек и его потребности в теориях киников, стоиков, Эпикура.
Киники.
Кинизм (основатели - Антиcфен из Афин, ок. 450 - ок. 360 гг. до н.э. и Диоген Синопский - умер ок. 330-320 гг. до н.э.) возник как движение социального протеста среди людей, считавших себя незаслуженно обиженными существовавшей тогда общественной системой. Идеология кинизма предполагает демонстративное неуважение к существующим в обществе законам, обычаям и ценностям, стремление жить автономно, независимо от окружающего мира. С точки зрения киников подлежат удовлетворению только самые необходимые, насущные материальные потребности человека, причем это улучшает условия для развития более возвышенных духовных потребностей.
Согласно данному учению, наилучшая жизнь – естественное существование, свободное от обладания чем бы то ни было. Для того, чтобы стать свободным, надо отказаться от всего того, что делает человека зависимым (имущество, наслаждение, семья, родина).
Стоики.
Школа стоиков Стоицизм, основанный Зеноном из Китиона (336-264 гг. до н.э.), был особенно популярен в Риме эпохи империи. Он стал идеологией периода упадка и глубоких общественных конфликтов. В условиях постоянной угрозы благополучию, здоровью и самой жизни любого человека - от нищего до царя - совершенно не удовлетворялась потребность в безопасности. Стоики объявили единственно разумным мировоззрением спокойную, мудрую покорность року, судьбе. Истинными ценностями считались здоровье, сила и выносливость, с которыми связаны базовые потребности человека. Роскошь и богатство, как и в кинизме, объявлялись бесполезными. Человеческое поведение было ориентировано на бесстрастную покорность судьбе, удовлетворение только самых основных потребностей. Таким образом, у стоиков духовные потребности считались выше материальных, а общественные - выше личных. Это мировоззрение противостоит упрощению потребностей, сведению их только к базовым и самым примитивным.
Эпикура.
Эпикур создал этическое учение, получившее впоследствии его имя - эпикурейство. Согласно этому учению, главная цель всех живых существ - получение удовольствия. “ Удовольствие является следствием удовлетворения потребностей.