Файл: Человек и его потребности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности».

2. Потребности людей первобытного общества: физиологические и мировоззренческие.

3. Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

4. Человек и его потребности в теориях киников, стоиков, Эпикура.

5. Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.

6. Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).

7. Взгляды на человека и его потребности французских философов (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха).

8. Взгляды на человека и его потребности классической немецкой философии.

9. Человек и его потребности в философии конца XIX – начала XX века.

10. Человек и его потребности в понимании российской философской мысли.

11. Человек экономический.

12. Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека.

13. Характеристика категорий «нужда», «потребность», «интерес», «ценность», «деятельность». Взаимосвязь данных категорий.

14. Классификация потребностей.

Факторы, формирующие потребности

15. Иерархия потребностей по а. Маслоу.

16. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

17. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.

18. Продукт, товар, услуга – как средства удовлетворения потребностей.

19. Домохозяйство. Базовые потребности домохозяйства.

20. Туристская услуга как средство удовлетворения потребностей клиента.

21. Классификация потребностей по Садохину.

1) Необходимость классификации потребностей человека.

2) Критерии классификации потребностей человека.

3) Социальные потребности человека.

4) Разумные и иррациональные потребности человека.

22. Классификация потребностей по Бережному.

Классификация потребностей также должна носить системный характер, соответствующий их основным детерминантам. Данная система должна представлять переход от наиболее общих к менее общим и далее к конкретным потребностям, в зависимости от степени их значимости и актуальности для жизнедеятельности человека. Для этого необходимо выделить основные виды потребностей, которые заключают в себе наиболее распространенные типы, состоящие в свою очередь из конкретных потребностей. Таким образом, классификация должна включать три уровня потребностей в зависимости от сферы жизнедеятельности человека: биологические (витальные), социальные (общественные) и духовные (культурные). Каждый из данных уровней должен включать, в зависимости от содержания и объекта удовлетворения, соответствующие типы, которые в свою очередь образуются из отдельных потребностей, определяемых конкретно-историческими условиями жизни человека и психологическими особенностями его организма.

В структуре потребностей человека основополагающее значение имеют биологические потребности, которые представляют собой фундаментальный пласт базовых потребностей человека. Их фундаментальность заключается в том, что они обеспечивают жизненный процесс организма человека, и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни. Биологические потребности часто называют первичными, физиологическими, поскольку их удовлетворение обеспечивает нормальное физическое существование человеческого организма. Их также называют витальными (от лат. vitalis – жизненный). Эти потребности задаются человеку самой природой, но социальный строй и конкретные условия жизнедеятельности людей влияют на степень их развития, формы проявления и способы удовлетворения. Биологические потребности объединяют целый спектр потребностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности, таких, как потребности в пище, сне, отдыхе, физическом развитии, здоровье и т.д. Биологические по сравнению с другими видами потребностей первичны, поскольку лежат в основе материального производства и социокультурных потребностей. Для своего удовлетворения они порождают множество отдельных материальных потребностей в одежде, жилище, средствах защиты и многие другие.


3) Социальные потребности человека.

Социальные потребности возникают в результате жизнедеятельности человека как общественного субъекта. В отличие от биологических потребностей социальные не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.

История развития человеческого общества убедительно свидетельствует о его расслоении на классы, социальные группы, коллективы, каждый из которых обладает специфическими потребностями. Человек не может существовать изолированно от других людей, сам по себе. Его природные задатки способны проявиться только в сообществе с другими людьми. Но для этого необходимо определить в нем свое место. При этом, взаимодействуя с какой-либо социальной группой, человек стремится одновременно, с одной стороны, слиться с этой группой, а с другой – сохранить своё «я».

Социальные потребности создаются обществом, развиваются вместе с развитием человека, приобретаются им в процессе становления как личности. Решающую роль в этом процессе играет общественная среда, в которой развивается и воспитывается человек. Этот вид потребностей можно разделить на потребности общества и личности.

Потребности общества представляют собой совокупность требований, обеспечивающих необходимые условия функционирования и развития общества. К ним относятся потребности в обеспечении прав каждого индивида, создании эффективной системы государственного управления, сохранении окружающей среды и т.д. Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению таких условий жизни, которые обеспечивали бы благосостояние и развитие личности. Это также означает, что данный вид потребностей выступает в качестве мотива соответствующих способов деятельности и активности.

В свою очередь в общей совокупности личных потребностей принято выделять две самостоятельные группы потребностей: материальные и духовные. Материальные сформировались в результате филогенетического (эволюционного) и исторического развития человека и составляют его родовое свойство. Объектами удовлетворения таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, предметы быта и т.д.). В отличие от биологических потребностей, выражающих физическое состояние организма и переживаемые при этом чувства жажды, тепла, холода, голода и т.д., материальные овеществлены. Биологические потребности проявляются в желании есть, пить, спать и т.п., а материальные – в материальных благах, услугах и средствах. Потенциально материальные потребности безграничны, но на практике они ограничиваются возможностями, генетическими задатками и социальными условиями жизни человека.


Духовные потребности выражают способность человека к познанию самого себя, других людей и окружающего мира в целом. Они проявляются в различных формах духовной деятельности, под которой понимается любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Удовлетворение духовных потребностей обеспечивает духовное воспроизводство человека.

Круг таких потребностей человека чрезвычайно разнообразен. Он включает потребности в ценностях художественной культуры и искусства, в эстетическом наслаждении от различных явлений и предметов, в новых знаниях и идеях. Из всего многообразия духовных потребностей особое значение в жизни человека имеет стремление к общению, основанное на врожденной необходимости общаться с людьми и обмениваться с ними жизненно важной информацией. Благодаря удовлетворению этой потребности происходят усвоение человеком социальных норм, правил поведения, овладение социальным опытом, осуществляется социализация личности. Духовные потребности самым непосредственным образом связаны со сферой услуг. Эта связь заключается в том, что постоянно происходит расширение познавательной деятельности человека, в ходе которого возникают новые способы познания мира, новые знания и потребности в новых специалистах, в том числе в специалистах сферы услуг.


4) Разумные и иррациональные потребности человека.

Особое место в классификации отводится разумным и иррациональным потребностям. Разумными (рациональными) называются потребности, соответствующие представлениям о нормальном уровне благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека и всестороннего развития его личностных качеств. Иными словами, разумные потребности – это общественно полезные потребности. Их удовлетворение обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека.

Разумные потребности – категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Они определяются уровнем развития производительных сил и формируются в соответствии с законом возвышения потребностей, с учетом особенностей его действия в конкретных условиях того или иного общества. В настоящее время мера разумности потребностей человека складывается на основе достижений различных наук (физиологии, биологии, медицины, социологии), определяющих приблизительные и относительно условные их объемы, нормы и нормативы.

Иррациональными (неразумными) называются потребности, выходящие за пределы разумных норм, принимающие гипертрофированные и извращенные формы. Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей, но ценность каждой личности определяется тем, какие потребности, в каком объеме и как реализуются. В практической жизни иррациональные потребности встречаются довольно часто, например, в форме обжорства (переедания), которое ведет к ожирению, нарушению обмена веществ в организме и появлению соответствующих болезней.

Рассмотренная классификация позволяет представить всю совокупность потребностей человека в виде иерархии, напоминающей пирамиду, в которой потребности расположены в определенной последовательности друг по отношению к другу в зависимости от их важности и актуальности для человека. Однако в действительности подобного рода иерархия невозможна, поскольку система потребностей носит динамичный характер, та или иная потребность может изменять своё положение в системе в зависимости от самых разных объективных и субъективных причин и обстоятельств. Следовательно, классификацию потребностей можно представить только в виде схемы, в которой потребности могут меняться под влиянием различных факторов бытия.

22. Классификация потребностей по Бережному.


Было бы заманчивым распределить все потребности по группам, в соответствии с которыми выделить в обществе социальные классы и группы, организовать материальное производство с целью удовлетворения всех потребностей людей. Но ближайшее ознакомление с природой человеческих потребностей, с их неустойчивостью и чрезвычайной подвижностью убеждает нас в иллюзорности такой попытки.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни. 2. Потребности познания. 3. Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными. Каковы же особенности классификации потребностей, предлагаемой автором настоящей книги?

Во-первых, мы полагаем неприемлемыми узкопрофессиональные подходы к классификации потребностей, потому что в силу большой подвижности и взаимопревращаемости ни одна из частных потребностей не может быть закреплена за какой-то одной частной группой, т. е. обладает высокой степенью неопределенности.