Файл: Человек и его потребности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности».

2. Потребности людей первобытного общества: физиологические и мировоззренческие.

3. Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

4. Человек и его потребности в теориях киников, стоиков, Эпикура.

5. Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.

6. Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).

7. Взгляды на человека и его потребности французских философов (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха).

8. Взгляды на человека и его потребности классической немецкой философии.

9. Человек и его потребности в философии конца XIX – начала XX века.

10. Человек и его потребности в понимании российской философской мысли.

11. Человек экономический.

12. Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека.

13. Характеристика категорий «нужда», «потребность», «интерес», «ценность», «деятельность». Взаимосвязь данных категорий.

14. Классификация потребностей.

Факторы, формирующие потребности

15. Иерархия потребностей по а. Маслоу.

16. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

17. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.

18. Продукт, товар, услуга – как средства удовлетворения потребностей.

19. Домохозяйство. Базовые потребности домохозяйства.

20. Туристская услуга как средство удовлетворения потребностей клиента.

21. Классификация потребностей по Садохину.

1) Необходимость классификации потребностей человека.

2) Критерии классификации потребностей человека.

3) Социальные потребности человека.

4) Разумные и иррациональные потребности человека.

22. Классификация потребностей по Бережному.

Формируясь за пределами индивидуального сознания, дух образует поле объективного взаимодействия индивидуальных сознании - своеобразных центров воплощения духа. В этом смысле можно говорить о духе народа. Вот как определял дух народа Гегель: "Он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело, это есть этот народ".

Сила духа возрастает по мере освобождения его от отягощения материей. При этом дух не только лишается опоры в материальной субстанции, он выходит за пределы сознания, приобретает символический характер, теряет пространственно-временные координаты бытия.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные потребности.

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: "Пусть одна, но пламенная страсть".

3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.

4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.


Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омассовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.

Наиболее разрушительной частью неразумных потребностей - извращенные потребности.

Извращенными (вредоносными) называются те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода "человек".

Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции.

Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.