Файл: ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ОРЕНБУРГА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет

7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-

8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-

9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-

10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-

3.Заговоры.

11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-

12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности

13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-

14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его

16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при

17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-

18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-

19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-

22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с

23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-

24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу

26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.

29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая

4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции

30 5 Работа с аудио- и видеокассетами

6 Систематизация материала в графиках и таблицах

31Украинцы

36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-

8.2 Причт и приходская община

37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;

398.4 Венчание и свадьба

8.5 Отпевание. Погребение. Поминание

40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-

8.6 Святыни и молитвы в доме

41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-

8.7 Пост

42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и

45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-

46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник

8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-

51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-

52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра культурологии

Н.А. ЕРЁМИНА

Т.Ю. СКОПИНЦЕВА

ФОЛЬКЛОРНО – ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРДЬ

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Оренбург 2003 ББК 82+74.58я73

Е 70

УДК 398: 378(075)

Рецензент

кандидат философских наук, доцент С.М. Богуславская

Ерёмина Н.А., Скопинцева Т.Ю.

Е 70 Фольклорно – этнографическая практика: Рабочая тетрадь. –

Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 56с.

Рабочая тетрадь по проведению фольклорно-этнографической прак-

тики состоит из введения, понедельного плана практики, правил ведения

дневника практиканта и его формы, примеров работы с фольклорно – этно-

графическим материалом, образцов научных паспортов и образца про-

граммы полевого исследования.

Рабочая тетрадь предназначено для проведения фольклорно – этно-

графической практики. Пособие помогает в организации этнографической

музейной и фольклорно – поисковой работы со студентами третьего курса

специальности 020600 – Культурология.

ББК 82+74.58я73

Е

4604000000

©Ерёмина Н.А., 2003

©Скопинцева Т.Ю.,2003

©ГОУ ОГУ,2003

2 Введение

Уважаемые студенты – культурологи!

В пятом семестре после сдачи экзаменационной сессии вы должны


пройти этнографическую музейную практику. В шестом семестре вы должны

пройти практику по фольклорно – исследовательской работе. Работа в этих на-

правлениях носит ознакомительный и необходимый прикладной характер.

Практика строится на освоенных вами курсах мировой и отечественной исто-

рии, культурологии, археологии, теории и истории отечественной и зарубежной

культуры, истории русского и зарубежного искусства. Задача практики – нау-

чится на конкретном материале научно распознавать описывать, анализировать

практический материал (результаты прикладных, полевых исследований);

уметь использовать его при работе с собственными научными и прикладными

темами и программами.

Основу первой части практики, её этнографического направления, со-

ставляет работа в музеях города Оренбурга и Оренбургской области, а также

работа в городских и областных архивах. Ведущей базой музейной практики

является областной краеведческий музей и районные музеи его ведомства.

Вторая часть практики предусматривает выезд в фольклорно – этногра-

фическую экспедицию в села Оренбургской области и работу со старожилами

сел, проживающих в городе Оренбурге.

Итоги музейной этнографической практики оцениваются по пятибалль-

ной шкале. Фольклорно – этнографическая практика в селах Оренбургской об-

ласти является основой для подготовки итоговой письменной работы по одной

из предложенных в данном пособии тем. Форма итоговой письменной работы

может быть различной: реферат, статья, картографирование одного или не-

скольких районов, научное описание и паспортизация предметов материальной

культуры, изучение их истории и анализ знаков, символов и смыслов. Выбран-

ная тема письменной работы и её форма (реферат, статья, культурологический

анализ и т.п.), заранее согласовываются с руководителем практики.

В процессе фольклорно – этнографической работы студенты делают

дневниковые записи, оформляют полевые тетради, а также аудио и видео запи-

си обычаев, обрядов, календарного, семейно - бытового фольклора, текстов об-

рядовой и не обрядовой поэзии, обрабатывают их и обобщают сделанное в от-


четах, где систематизируются и приводятся в порядок полевые записи.

В ходе практики проверяется способность и готовность выпускника ра-

ботать с архивными, музейными материалами, документами, а также соответст-

вующей техникой, позволяющей составлять и оформлять эти материалы.

В процессе практики студенты должны приобрести навыки работы с

формами традиционной и этнической культуры. Студенты-культурологи долж-

ны хорошо ориентироваться в этнокультурной ситуации страны и области,

уметь анализировать фактический материал. Они должны практически освоить

работу с различными культурными формами, уметь описать обычаи и ритуалы,

познакомиться с особенностями этнокультурного мира Оренбуржья.

3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет

о фольклорно – этнографической экспедиции, который составляется на основе

полевых тетрадей, аудио и видеоматериалов и их расшифровок, составленных в

ходе экспедиции. Практикант должен показать умение работать с готовой про-

граммой по одной из заданных тем, а также уметь самостоятельно разработать

программу и вопросники по выбранному направлению исследования. Итоговая

письменная работа считается недействительной при отсутствии полевых тетра-

дей, отчетов и прилагающихся к ним аудио и видеоматериалов.

Для студента - практиканта обязательно ведение дневника практики.

Его форма дается отдельно для музейной и фольклорно – этнографической ра-

боты. В дневнике практики в хронологическом порядке регистрируются все

проводимые практикантом виды деятельности. По завершении практики, днев-

ник подписывается руководителем и является основанием для итоговой каби-

нетной работы (обработки материала, подготовки расшифровок, картографиро-

вания, написания реферата, статьи, эссэ и т.п.).

4 1 Понедельный план практики

1.1 Первая и вторая недели практики (зимний семестр)

В течение первой недели практики студенты знакомятся и практически


осваивают основы этнографической работы в музеях, архивах, научных биб-

лиотеках города и области. На базе коллекций областных музеев практикант

знакомиться с этнокультурной картиной Оренбургской области. В ходе бесед,

обсуждений, коллоквиумов студент нарабатывает умение использовать полу-

ченный в теоретических курсах научный материал. Практическая работа в му-

зее предусматривает индивидуальное закрепление за студентами предложен-

ных тем. Темы систематизированы в четырех разделах организации практики.

1.1.1 Музей - база научной работы

В этом разделе рассматриваются следующие темы:

1. организация музея и административная работа в музее;

2. внутренний распорядок в музее. Техника безопасности и пропуск-

ной режим;

3. тематические программы музея.

1.1.2 История Оренбургского краеведческого музея и перспективы

его развития

В этом разделе рассматриваются следующие темы:

1. П.П.Сухтелен – основатель Оренбургского музея (1830г.);

2. становление музея в XVIII-XIX вв.;

3. трагическая история музея в ХХ веке;

4. современное состояние и основные перспективы развития музея.

В процессе занятий студенты знакомятся с творческим коллективом му-

зея, его организацией, разделами работы, стационарными экспозициями, хране-

нием, учетом и научной работой с его коллекциями.

1.1.3 Комплектование музейных фондов

В этом разделе рассматриваются следующие темы:

1. культура и быт народов Оренбуржья. Век ХХ;

2. детская игрушка;

3. детская книжка;

4. открытки с видами города;

5. архив музея;

6. фонд А.С.Попова –исследователя Оренбургского края.

51.1.4 Музей –центр культуры народов края

В этом разделе рассматриваются следующие темы:

1. из истории музейного предмета;

2. казачий парадный мундир: история исследования и проблемы;

3. мордовские и чувашские украшения в собрании музея;

4. поддужные колокольчики.


В течение всей практики особое место занимает выполнение студентами

практических заданий научных сотрудников и хранителей музея и работников ар-

хивов. Эта работа оказывает помощь учреждению культуры и способствует глубо-

кому освоению технологических процессов (хранения, обработки, оформления,

вписывания и т.д.) и приобретению различных профессиональных навыков.

1.2 Третья неделя (летняя практика)

Летняя практика посвящена практическим полевым исследованиям в

оренбургских селах. В процессе предварительных консультаций студенты по-

лучают все необходимые сведения для подготовки выезда в села Оренбургской

области для непосредственной экспедиционной работы.

Студенты прорабатывают методический и учебный материал:

а) знакомятся с методикой фольклорно – этнографической экспедицион-

ной работы;

б) программами исследований и конкретными вопросниками по опреде-

ленным преподавателем темам;

в) формами отчетности: дневником практики; полевой тетрадью; отчетом

о фольклорно – этнографической экспедиции; формами тематической письмен-

ной работы;

г) основами работы с техническими средствами.

После проведенной подготовки определяется направление исследований,

тема и осуществляется выезд в выбранные для исследования села области и по-

следующая работа по выбранной теме.

1.3 Четвертая неделя (летняя практика)

В течение четвертой недели студенты продолжают экспедиционную ра-

боту.

Последние два дня отводятся для обобщения материала, оформления по-

левых тетрадей, отчетов по темам и подготовки к написанию итоговой пись-

менной работы.

6 2 Терминологические словари

2.1 Фольклорно – этнографический словарь

Аборигены (лат.aborigines – от начала), то же, что автохтоны, коренные

жители страны, территории, в отличие от прибывших позднее переселенцев.

Обычно употребляется в отношении коренных жителей Африки. Америки. Ав-

стралии (территорий открытых европейцами в Новое время).