Файл: А.М. Белюков Культурология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

Тема № 4

Психоаналитические концепции культуры

Задание 1. Осветите проблему: «Человек и культура в концепции З. Фрейда».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Что такое «коллективное бессознательное»?

-Каковы слабости концепции З. Фрейда?

-Какие опасности угрожают культуре по мнению К. Юнга?

Задание 3.Объясните термины: «архетип», «символ», «тень», «сверх - Я», «вербальное».

Задание 4. Выполните тесты:

1.Что означает понятие «сублимация» в теории З. Фрейда? а) концентрация; б) перенос; в) отторжение;

г) взаимодействие.

2.Какие силы действуют, по мнению З. Фрейда, в «Оно» –

подсознании человека? а) жизни; б) вины; в) радости;

г) разрушения и смерти; д) обособления.

3. В теории К. Юнга термин «маска» означает: а) замаскированные желания; б) артистическую сторону личности; в) социальную роль личности; г) далекий идеал личности.

11

Литература

1.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур.

М., 1998.

2.Веремьев А.А. Введение в культурологию. – Брянск, 2000.

3.Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.

4.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.

5.Психоанализ и культура. – М., 1995.

6.Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений.

М., 1989.

7.Юнг К. Архетипы и символы. – М., 1991.

8.Юнг К. Человек и его символы. – М., 1998.

Тема № 5

Архаическая культура

Задание 1. Осветите проблему: «Периодизация первобытности. Основные характеристики образа жизни первобытных людей».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Что такое миф?

-В чем сущность анимизма?

-Каковы основные особенности первобытного искусства?

Задание 3.Объясните термины: «менталитет», «фетиш», «табу», «магия», «синкретичность».

Задание 4. Выполните тесты:

1. Что такое тотем?

а) оберегающий предмет; б) животное, опасное для рода; в) общий знак племени; г) священный камень; д) животное – прародитель.

2. Что составляло сущность энеолитической революции? а) освоение огня; б) переход к земледелию и скотоводству;


12

в) изобретение лука и стрел; г) начало применения металлов;

д) строительство оросительных систем.

3. Что чаще всего встречается в наскальных росписях? а) сцены битвы; б) сцены охоты;

в) изображения лиц; г) изображения рук;

д) изображения животных; е) все перечисленное.

Литература

1.Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии): Учеб. по-

собие. – М., 2000.

2.Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

3.История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишковой. – М., 1998.

4.Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.

5.Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2000.

6.Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. – М., 1973.

7.Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М., 1989.

8.Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

Тема № 6

Шумеро-вавилонская и египетская цивилизации

Задание 1. Осветите проблему: «Важнейшие особенности религии Древнего Египта».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Каковы были основные стадии развития шумеро-вавилонской культуры?

-Что такое астрология и какую роль она играла в шумеровавилонской культуре?

13

-Каковы особенности изобразительного искусства Древнего Египта?

Задание 3.Объясните термины: «зиккурат», «традиционное общество», «клинопись», «иероглиф», «ирригация».

Задание 4. Выполните тесты:

1.В Месопотамии возник эпос: а) «Рамаяна»; б) «Сказание о Гильгамеше»;

в) «Махабхарата»; г) «Лунь юй»; д) «Илиада».

2.Какие сооружения прославили культуру Месопотамии: а) лабиринт царя Миноса; б) храм Мардука;

в) «висячий водопровод» – акведук; г) гробница Мавзолия; д) «висячие сады» Семирамиды.

3.Пирамида была для египтян:

а) осью мира; б) символом вечности;

в) входом в загробный мир; г) окаменевшим лучом солнца; д) символом власти.

Литература

1.Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989.

2.Золин А.Л. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2001.

3.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.

4.Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугин. – М., 2000.

5.Пигалев А.И. Культурология: Учеб. пособие. – Волгоград, 1999.

6.Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М., 2000.


14

Тема № 7

Индо-буддийская культура

Задание 1. Осветите проблему: «Буддизм как культурообразующая религиозная система индийской цивилизации».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Каково содержание «Вед»?

-Что представляет собой кастовый строй Индии?

-О чем рассказывает «Рамаяна» – древнеиндийская эпическая поэма?

Задание 3.Объясните термины: «Махаяна», «индуизм», «брахманизм», «кшатрии», «нирвана», «ламаизм».

Задание 4. Выполните тесты:

1.Понятиями, характерными для буддизма, являются: а) «доа»; б) «увэй»;

в) «сансара»; г) «сяо»; д) «карма».

2.Буддизм в качестве государственной религии принят при царе: а) Канишка; б) Ману; в) Бхарата; г) Ашока;

д) Чандрагупта.

3.«Бхагавадгита» – это:

а) часть Вед; б) течение буддизма; в) каста;

г) принцесса династии Маурьев; д) эпическая поэма.

15

Литература

1.Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1994.

2.Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред.

Е.В. Попова. – М., 1996.

3.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

4.Темкин Э.К. Мифы Древней Индии. – М., 1982.

Тема № 8

Конфуцианско-даосистский тип культуры

Задание 1. Осветите проблему: «Даосизм о взаимоотношениях человека с окружающим миром».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Какую роль в китайском обществе играл культ предков?

-Что представляет собой учение о «сыновней почтительности»

(«сяо»)?

-Что представляет собой образ «благородного мужа» («цзюнь цзы»)?

Задание 3. Объясните термины: «ритуал», «этикет», «ван» и «мин», «жень».

Задание 4. Выполните тесты:

1.Какие понятия являются ключевыми в конфуцианстве: а) страх; б) стыд; в) долг;

г) отрешение; д) забота; е) уважение.

2.Книга «Луньюй» (Рассуждения и беседы) принадлежит перу: а) Сыма Цяня; б) Лао –цзы;

в) ученикам Конфуция; г) Чжан Хэну.


16

3. Даосистское «недеяние» означает:

а) внутреннее состояние человека, где угасают все чувства и привязанности;

б) отказ от практической и духовной деятельности; в) полное слияние человека с естественным ходом вещей.

Литература

1.Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.

2.Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.

4.Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марко-

вой. – М., 2001.

5.Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2001.

6.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.

7.Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М., 1983.

8.Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А. Радугина – М., 1998.

9.Хрестоматия по мировой культуре / Под ред. Г.В. Гриненко. – М., 1998.

Тема № 9

Культура Древней Греции

Задание 1. Осветите проблему: «Характерные черты древнегреческого образа жизни».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Каковы особенности древнегреческой скульптуры?

-Что представлял из себя греческий театр?

-Каковы важнейшие черты греческой мифологии?

Задание 3.Объясните термины: «полис», «акрополь, «агон», «архитектурный ордер», «трагедия», «архонт».

Задание 4. Выполните тесты:

1. Определите, каким скульпторам принадлежат знаменитые произ-

ведения:

 

а) Поликлет;

а) «Отдыхающий Гермес»;

 

17

б) Скопас;

б) «Афина-воительница»;

в) Мирон;

в) «Дорифор»;

г) Фидий;

г) «Вакханка»;

д) Лисипп;

д) «Дискобол».

2.Классическим архитектурным типом в Древней Греции является: а) периптер; б) базилика;

в) крестово-купольный; г) шатрово-купольный; д) купольная базилика.

3.Автором поэтических произведений «Илиада» и «Одиссея» является:

а) Апулей; б) Гомер; в) Аристофан; г) Вергилий; д) Сапфо.

Литература

1.Виппер В.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

2.Дмитриева Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.

4.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. –

М., 2001.

5.Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2001.

6.Карпушина С.В. История мировой культуры. – М., 1998.

7.Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1971.

Тема № 10

Культура Древнего Рима

Задание 1. Осветите проблему: «Периодизация древнеримской культуры и ее мировоззренческие основы».