ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
26
г) М.Н. Волконская; д) В.И. Засулич.
Литература
1.Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 2000.
2.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.
3.Ильина Т.В. История искусств. История отечественного искусства.
–М., 2000.
4.Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
5.Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2000.
6.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.
Тема № 16
Русская культура конца ХIХ – начала ХХ века
Задание 1. Осветите проблему: «Серебряный век русской литературы».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Каковы основные достижения русской науки порубежной эпохи?
-В чем суть религиозно-философского Ренессанса?
-Какова роль меценатов в развитии русской культуры?
Задание 3.Объясните термины: «супрематизм», «акмеизм», «модерн», «эклектика», «символизм», «футуризм».
Задание 4. Выполните тесты:
1.К теоретикам и практикам футуризма относятся: а) Н. Гумилев; б) С. Городецкий; в) В. Хлебников; г) К. Бальмонт; д) Д. Бурлюк.
2.В объединение «Мир искусства» входили:
а) В. Маяковский; б) К. Сомов;
27
в) Е. Лансере; г) Л. Бакст; д) А. Бенуа; е) В. Брюсов.
3.Установите соответствие между произведением и автором:
а) «Прогулка короля»; |
а) М. Нестеров; |
б) «Похищение Европы»; |
б) Н. Рерих; |
в) «Заморские гости»; |
в) А. Бенуа; |
г) «Портрет Ф. Шаляпина»; |
г) В. Серов; |
д) «Видение отроку Варфоломею»; |
д) Б. Кустодиев. |
Литература
1.Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб.
пособие. – М., 1999.
2.Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. – Кеме-
рово, 2003.
3.Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М., 1996.
4.Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца ХIХ – начала
ХХвв. – М., 1993.
Тема № 17
Европейская культура периода Возрождения и Реформации
(ХIV – ХVI вв.)
Задание 1. Осветите проблему: «Предпосылки и сущность процесса Возрождения в Европе».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
Каковы основные периоды Возрождения в Италии?
-Каковы высшие достижения итальянской школы живописи?
-Как изменился взгляд на человека и его религиозный долг в процессе Реформации?
Задание 3. Объясните термины: «антропоцентризм», «гуманизм», «Высокое Возрождение», «палаццо», «сфумато».
28
Задание 4. Выполните тесты:
1. Установите соответствие между произведением и автором:
а) «Божественная комедия»; |
а) Альбрехт Дюрер; |
б) «Давид»; |
б) Леонардо да Винчи; |
в) «Сикстинская мадонна»; |
в) Мигель де Сервантес; |
г) «Меланхолия»; |
г) Микеланджело Буонарроти; |
д) «Джоконда»; |
д) Питер Брейгель Старший; |
е) «Дон Кихот»; |
е) Данте Алигьери; |
ж) «Слепцы»; |
ж) Рафаэль Санти. |
2. Что такое Реформация?
а) движение за распространение положительных знаний; б) движение за реформу католической церкви; в) движение за реформу судов; г) реформа политической системы;
д) реформа государственного устройства.
3. Представителями венецианской школы живописи были: а) Мазаччо; б) Джорджоне; в) Рафаэль; г) Донателло; д) Тициан.
Литература
1.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение как исторический тип культуры. – М., 1991.
2.Бекеш О. Искусство Северного Возрождения. – М., 1977.
3.Виппер Б.Р. Итальянское Возрождение. – М., 1977.
4.Воронина Т.С Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции,
Англии. – М., 1994.
5.Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986.
6.Либман М.Я. Искусство Германии ХV – ХVI веков. – М., 1964.
29
Тема № 18
Европейская культура ХVII – ХVIII вв.
Задание 1. Осветите проблему: «Научная революция ХVII – ХVIII вв. и эволюция картины мира».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Каковы основные черты эпохи Просвещения?
-В чем суть социальных утопий ХVII – ХVIII вв.?
-Каковы особенности художественного стиля барокко?
Задание 3. Объясните термины: «либерализм», «рационализм», «картезианство», «натюрморт», «аллегория», «классицизм».
Задание 4. Выполните тесты:
1.Родоначальниками теорий естественного права были: а) Т. Кампанелла; б) Р. Декарт; в) Г. Гроций; г) Т. Гоббс; д) Дж. Локк.
2.Пристрастие к пасторалям, фривольным и «галантным» сценам соответствовали стилю:
а) барокко; б) классицизму; в) реализму; г) романтизму; д) рококо.
4.Во главе авторского коллектива «Энциклопедии» стояли:
а) Ш. Монтескье; б) Ж.Ж. Руссо; в) Д. Дидро;
г) Вольтер; д) Ж.Л. Д,Аламбер.
30
Литература
1.Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М., 1990.
2.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.
3.История мировой культуры. – Ростов н/Д, 2000.
4.Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Мар-
ковой. – М., 2000.
5.Культурология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2000.
Тема № 19
Европейская культура ХIХ в.
Задание 1. Осветите проблему: «Важнейшие черты жизни и мировоззрения людей в ХIХ веке».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Каковы характерные черты романтизма как духовного явления?
-Какова сущность реализма как художественного стиля середины ХIХ века?
-Что нового привнесли в искусство художники-импрес- сионисты? Назовите их имена и произведения.
Задание 3.Объясните термины: «промышленная революция», «нигилизм», «постимпрессионизм», «либерализм», «урбанизация», «секуляризация».
Задание 4. Выполните тесты:
1.Основоположником романтизма в живописи является: а) П.П. Рубенс; б) К. Моне; в) Ж.Л. Давид; г) Э. Делакруа; д) Ф. Буше.
2.Сопоставьте стили и имена художников:
а) романтизм; |
а) В. Ван Гог; |
б) реализм; |
б) О. Домье; |
|
31 |
в) импрессионизм; |
в) Э. Делакруа; |
г) постимпрессионизм; |
г) К. Моне. |
3. Огюст Роден – представитель искусства: а) романтизма; б) реализма; в) рококо; г) классицизма;
д) импрессионизма.
Литература
1.Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001.
2.Власов В.С. Стили в искусстве. – СПб., 1997.
3.Культурология. История мировой культуры: Учеб. / Под ред. А.Н. Марковой – М., 2000.
4.Пигалев А.И. Культурология: Учеб. пособие. – Волгоград, 1999.
5.Садохин А.П. Мировая художественная культура / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000.
Тема № 20
Русская культура ХХ века
Задание 1. Осветите проблему: «Социалистический реализм – ведущий стиль советской эпохи».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Каковы идейные установки большевиков и их политика в сфере культуры?
-Каковы задачи пролеткульта и его роль в послереволюционной деятельности?
-В чем заключается опасность вестернизации отечественной культуры на современном этапе?
Задание 3.Объясните термины: «партийность искусства», «хрущевская оттепель», «молодежная субкультура», «постмодернизм», «андеграунд», «диссиденты».
32
Задание 4. Выполните тесты:
1.АХРР – это аббревиатура:
а) государственного учреждения; б) автономного округа; в) одной из партий;
г) художественного объединения; д) министерства.
2.Термин «социалистический реализм» появился:
а) в 1932; б) в 1934; в) в 1935; г) в 1937; д) в 1957.
3.Тоталитаризм – это система:
а) обобществления собственности; б) насильственного политического господства; в) принудительного распределения; г) всеобщей воинской повинности; д) стремления к глобализму.
Литература
1.Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994.
2.Машковская Т.О. История отечественной художественной культуры в новейшее время / Т.О. Машковская, В.Г. Машковский. – Кемеро-
во, 1993.
3.Конев В.П. Советская художественная культура. – Новосибирск, 2001.
4.Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. – Кеме-
рово, 2003.
5.Паперный В. Культура II. – М., 1996.
6.Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М., 1998.
7.Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.
33
Тема № 21
Актуальные проблемы современной европейской культуры
Задание 1. Осветите проблему: «Особенности современной техногенной цивилизации и место человека в ней».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Чем отличается массовая культура от элитарной?
-Что такое «вестернизация культуры»?
-Каковы особенности постмодернизма?
Задание 3.Объясните термины: «абстракция», «сюрреализм», «кубизм», «конструктивизм».
Задание 4. Выполните тесты: |
|
1. Установите соответствие: |
|
а) С. Дали; |
а) актер; |
б) Ч. Чаплин; |
б) режиссер; |
в) Э. Хемингуэй; |
в) художник; |
г) П. Пикассо; |
г) писатель; |
д) Ле Корбюзье; |
д) архитектор; |
е) Ф. Феллини; |
е) скульптор; |
ж) Г. Маркес; |
ж) художник. |
2. Поп-арт в искусстве ХХ века – это:
а) сложные композиции из частей известных произведений; б) составление композиций из объединенных предметов; в) действия художника и моделей на глазах у зрителей; г) бесформенные композиции; д) составление фантастических композиций.
3. Антисциентизм проявляется:
а) в стремлении «вернуться к природе»; б) в отрицании возможностей познания;
в) во враждебном отношении к науке, технике и ученым; г) во враждебном отношении к человечеству; д) в преклонении перед наукой.