Файл: А.И. Шундулиди Менеджмент. Программа, методические указания для студентов очной формы обучения специальности 060808 - Экономика и управление в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16

Выберите ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите последовательность, как в ней будет работать модель Портера-Лоулера.

Ситуация для анализа:конкретная организация Кемеровской области, выбранная самими студентами.

2.3.10. Контроль - 2 часа.

Сущность и смысл контроля. Механизм контроля. Экономичность контроля. Контроль на международном уровне.

Вопросы для обсуждения:

1.На конкретных примерах опишите взаимосвязь процессов планирования и контроля.

2.Разработайте пример реализации модели процесса контроля в конкретной организации.

3.Дайте пример ситуации, в которой контроль противоречиво воздействует на поведение людей. Как этого можно избежать?

4.Чем будет отличаться контроль в децентрализованной и

сильно централизованной организациях?

5. Могут ли управляющие успешно использовать контроль для того, чтобы заставить сотрудников приспособиться к ценностям организации?

Ситуация для анализа: «Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит»».

2.3.11. Динамика групп - 2 часа Формальные и неформальные организации. Почему люди вступают в

группы и неформальные организации. Модель Хоманса. Вопросы для обсуждения:

1.Приведите пример, когда сплоченность группы вредит формальной организации.

2.Как, по вашему мнению, руководство должно реагировать на слу-

хи?

3.Как бы вы использовали неформальную организацию для своей собственной карьеры?

4.Что может сделать руководитель для эффективного управления неформальными группами или организациями?

Ситуация для анализа: «Участие трудящихся в управлении». Метод «Ринги» -Япония.

17

2.3.12. Руководство: власть и личное влияние - 2 часа.

Власть, влияние и лидер. Формы власти и влияния. Власть подчиненных. Модель влияния руководителя на подчиненного. Сравнение различных методов влияния и их практическое использование.

Вопросы для обсуждения:

1.В чем различие между управлением и лидерством?

2.Как соотносятся между собой власть, влияние и лидерство?

3.Какие факторы окружения обусловили превращение традиции в менее эффективное средство влияния, чем раньше?

4.Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?

2.3.13. Стиль и эффективность руководства - 2 часа.

Стиль лидерства. Четыре системы Лайкерта. Ситуативная модель Филлера: метод, путь, цель. Теория жизненного цикла. Модель Врума - Иеттена.

Вопросы для обсуждения:

1.Покажите на примере, почему демократический стиль руководства не всегда оказывается эффективным?

2.Сравните ситуативные модели лидерства.

3.Учитывая происходящие перемены в нашем обществе, какой стиль руководства считаете наиболее эффективным?

2.3.14. Управление конфликтами, изменениями, стрессами - 2 часа. Структурные и межличностные методы разрешения конфликта. Использование участия работников в управлении для осуществления перемен. Причины стресса и методы понижения его уровня.

Вопросы для обсуждения:

1.Как можно было бы эффективно разрешить конфликтную ситуацию в следующих организациях: прибыльной, некоммерческой, новом рискованном предприятии. Обсудите различия между тремя типами организаций. Методы принуждения «Синдром щуки».

2.Сравните способы устранения сопротивления переменам.

3.Сравните стрессовый и низкострессовый стили жизни.


18

2.3.15. Обеспечение эффективности деятельности организации - 2 ча-

са.

Производительность, внешняя и внутренняя среда организации. Функции управления и производительность. Принятие решений и производительность. Лидерство и производительность.

Ситуация для анализа: «Управление производительностью в компании по производству потребительских товаров».

Качество – основное условие эффективной деятельности фирмы в современных условиях. Сертификат качества на примере фирмы «КВЕ» (Германия) и её представительства в Сибири АСК «Сервис».

2.3.16. Практика.

Скорость внедрения нового продукта - Япония - США. А как в России? Построение структуры строительной организации на современном этапе как условие, необходимое для возрождения отрасли.

2.3.17. Рентабельность управления и рентабельность управленческого труда по Страссману на примере японской Sonу. Возможность вычисления этих компонентов в условиях российского руководства.

3.РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

1.Менеджмент и предпринимательская среда.

2.Особенности зарубежных моделей управления и возможность использования их опыта.

3.Финансовый менеджмент. Приемы финансового менеджмента

4.Управление нововведениями как основа эффективного менедж-

мента.

5.Конкуренция на основе сотрудничества.

6.Особенности управления по результатам.

7.Управление маркетинговой деятельностью.

8.Развитие менеджмента в России-проблемы и решения.

9.Административно-экономические методы управления. Возможность их применения на современном этапе.

10.Социально-психологические методы управления. Возможность их применения на современном этапе.

11.Менеджмент и внешнеэкономическая деятельность. Проблемы.

19

12.Антикризисный менеджмент.

13.Риски в управленческой деятельности.

14.Разработка и проведение кадровой политики на фирме.

15.Информационное обеспечение менеджмента.

16.Управленческое решение: сущность и принципы принятия реше-

ния.

17. Стратегическое управление. Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и России.

18.Человеческий фактор в системе стратегического управления.

19.Организационное развитие.

20.Факторы и тенденции эффективности менеджмента.

21.Общая характеристика целевых и процессорных технологий разработки управленческих решений. Иерархия целей. Программно - целевая технология. Психологический климат и уровень конфликтности в вашей организации.

22.Этика и современное управление. Риск в управленческих реше-

ниях.

23.Стратегическое управление предприятием.

24.Роль и место менеджера в организации.

25.Понятие социальной ответственности и этики управления.

26.Власть как важнейший критерий взаимодействия руководителя и подчиненного.

27.Перспективы создания ФПГ. Государство и корпорации.

28.Рынок рекламных услуг.

29.Управление качеством продукции.

30.Стратегия поведения фирмы на рынке.

31.Мотивация как функция менеджмента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Курсовую работу по дисциплине «Менеджмент» выполняют студенты очного отделения экономического факультета, обучающиеся по специальности «Экономика и управление на предприятии».

Выполнение курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению курса «Менеджмент».



20

В процессе её подготовки студенты изучают важнейшие и наиболее сложные проблемы, делают научно обоснованные теоретические и практические выводы.

Хотя курсовая работа носит учебный характер, она должна быть выполнена творчески и отличаться от контрольной работы не только объемом, но и более высоким теоретическим уровнем, знанием теории экономики и управления, принципов менеджмента, умением обобщать и анализировать конкретные факты, увязывать вопросы теории и практики хозяйственной жизни.

Курсовую работу по дисциплине «Менеджмент» выполняют студенты очного отделения после изучения ими теоретического курса и на основе материала, собранного во время прохождения производственной практики на предприятии.

Цели выполнения курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»:

-на основе всестороннего изучения теории менеджмента и анализа фактической управленческой ситуации в организации закрепить знания студента о сущности, закономерностях, принципах и основных приемах менеджмента;

-способствовать дальнейшему развитию у студента умения самостоятельно работать с литературой и применять теоретические знания на практике;

-прививать студентам навыки самостоятельного подбора и систематизации информационного материала по избранной теме, умение творчески его анализировать и делать адекватные выводы;

-совершенствовать навыки письменного изложения и грамотного оформления материала, рассматривая курсовую работу как деловой документ, к которому предъявляются все требования современного делопроизводства.

Основой содержания курсовой работы и предметом её защиты должны стать обоснованный анализ выбранной управленческой проблемы в конкретной организации и выработка реальных рекомендаций по её решению. Такой подход будет способствовать тому, что курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» может стать основой для написания предстоящей дипломной работы.

Главное требование к содержанию работы – самостоятельный анализ

иосмысление исследуемой проблемы и нахождение основных путей её

21

решения. В ходе работы необходим обзор значительного числа первоисточников, в том числе высказывающих альтернативные взгляды на описываемую тему.

В конце настоящих указаний приведен широкий список рекомендуемой литературы. Студенту необходимо отобрать базовые источники, с которыми он должен быть хорошо знаком уже в ходе изучения теоретического курса менеджмента.

Поиск специализированной литературы и другого информационного материала по конкретной выбранной студентом теме осуществляется им самостоятельно.

Если в ходе рецензирования работы руководитель устанавливает факт дословного переписывания материала из одного-двух источников, то такая работа к защите не допускается.

Естественно, что при использовании в тексте работы дословного цитирования, статистических данных, таблиц и т.п. ссылка на первоисточник обязательна. Ссылку, как обычно, помещают в конце страницы и оформляют так, как это предусмотрено правилами.

Отметим лишь, что требования к оформлению стандартные. Курсовая работа выполняется на листах формата А4 с обязательным соблюдением установленных чистых полей. Лучше всего использовать возможности компьютерного набора и компьютерной графики. Допускается также оформление работы и на обычной пишущей машинке, в исключительных случаях возможен и рукописный вариант текста.

Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения (актуальность выбранной темы), основной части, структурированной по главам и параграфам и с приведением соответствующей аргументации, раскрывающей выбранную тему, выводов или заключения и списка использованной литературы, также оформленного в строгом соответствии с принятыми на кафедре правилами.

При написании курсовой работы особое внимание следует уделить даже не столько теоретическому освещению темы, сколько грамотному увязыванию её с практикой хозяйственной жизни, с конкретными фактическими и цифровыми материалами. Изложение содержания работы следует осуществлять логически последовательно и в соответствии с заранее составленным планом.

Объем курсовой работы должен составить 20-25 страниц.


22

Защита курсовой работы проходит в виде устной беседы руководителя со студентом по содержанию работы, руководитель высказывает замечания и выставляет дифференцированную оценку.

Ниже приведены списки возможных тем курсовых работ. Но особо подчеркнем, что самостоятельный выбор темы, не предусмотренной настоящими указаниями, но обоснованной студентом и выполненной в соответствии с вышеуказанными требованиями, и отвечающей госстандарту специализации и профилю кафедры, только приветствуется.

23

Список рекомендуемой литературы

1.Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред.

В.И. Стражева. – М.: Высш. шк., 1999. – 398с.

2.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999. –

416 с.

3.Ансофф И. Стратегическое управление.– М.: Экономика, 1989.-

519 с .

4.Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. – М.:

ИНФРА, 2000. – 432 с.

5.Антикризисный менеджмент / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Ассоциация авторов и издателей Тандем, ЭКМОС, 1999. – 368 с.

6.Артеменко А.Г. Финансовый анализ / А.Г. Артеменко, И.В. Беллендир. – М.: Новосибирск: Дело и Сервис, 1999. – 160 с.

7.Бальтасар Г. Карманный оракул. – М.: Наука, 1982. – 631 с.

8.Библия.

9.Бондарь А.Б. Управление рисками финансовой деятельности предприятия. – М., 2000. – 214с.

10.Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.

160 с.

11.Вилкас Э. Решения: теория, информация, моделирование / Э.Й. Вилкас, Е.З. Майминас. – М.: Радио и связь, 1981. – 175 с.

12.Виткин М.П. Общетеоретические и политико-экономические основы регионального развития (на примере Кемеровской области). – Кемерово: Кемвузиздат, 2000. – 88 с.

13.Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999. – 2 80 с.

14.Виханский О.С. Менеджмент: Учеб. / О.С. Виханский, А.И. Нау-

мов.– 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998. – 525 с.

15.Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

16.Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1999. – 150с.

17.Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учеб. пособие. – М.: Дело, 1999. – 496 с.