Файл: А.И. Шундулиди Менеджмент. Программа, методические указания для студентов очной формы обучения специальности 060808 - Экономика и управление в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

5.Организационные и социально-психологические основы РУР:

Процедуры разработки, согласования, принятия, утверждения, организации выполнения УР.

Роль человеческого фактора в процессе РУР.

Социально-психологические основы РУР, этические основы РУР.

Социальные методы.

Психологические методы.

Личностные характеристики персонала.

Влияние пола на РУР.

Нравственный и этический аспекты РУР.

6.Особенности разработки УР в условиях риска и неопределен-

ности.

Влияние профессионализма на неопределенности.

Влияние паники.

Управление неопределенностями.

Управленческие риски. Составляющие управленческих рисков.

7.Контроль и ответственность за УР. Ошибки при РУР. Маятниковые решения. Дублирование организационного порядка. Игнорирование организационного порядка. Разрыв между решениями и их реализацией. Стагнация. Подавление развития функционированием. Демотивирующий стиль руководства. Инверсия.

2.2.19.Стратегическое управление в системе менеджмента.

Понятие, сущность, особенности и роль стратегического менеджмента в обеспечении стабильного положения предприятия на рынке. Потребность современной организации в стратегическом планировании и управлении.

Стратегическое управление в системе менеджмента. Стратегический аспект в управлении организацией. Стратегическое управление и конкурентоспособность организации. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Модели стратегического менеджмента.

Анализ внешней среды. SWOT-анализ, PEST-анализ, многофакторный системный анализ.

Анализ внутренней среды организации. SNW-подход к анализу внутренних ресурсов.


10

Сценарное планирование. Стратегические беседы. Методика сценарного планирования.

Формирование миссии и целей организации.

Миссия организации. Факторы выработки и цели формирования миссии.

Цели организации. Понятие и виды целей. Направление установления целей. Иерархия целей. Цели роста. Требования к целям. Процесс установления целей. Фазы и способы их установлений.

Разработка стратегии.

Понятие и сущность стратегии. Базовые конкурентные стратегии: стратегии лидерства по издержкам, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования лидерства по издержкам, стратегия фокусирования дифференциации. Система бизнес-стратегий: типовые модели, варианты и ситуации. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергия.

Разработка стратегий функциональных подсистем: производственная стратегия, стратегия управления персоналом, финансовая стратегия. Корпоративная стратегия: разумная достаточность и ограниченность стратегии.

Реализация стратегии.

Основные этапы реализации стратегии. Стратегические изменения. Управление процессом реализации стратегических изменений. Организационная структура и организационная культура как объекты стратегических изменений.

Эффективность стратегического менеджмента.

Сущность стратегической эффективности. Стратегический контролинг и его функции. Тактический контролинг. Использование возможностей контролинга.

2.3. Практические занятия, их наименование, содержание и объем в часах

2.3.1. Организации, менеджеры и успешное управление. Эволюция управленческой мысли – 4 часа.

Разбор ситуаций по вопросу «Что обеспечивает успех организаций»? Ситуация 1: Победа в компьютерной игре.

11

Ситуация 2: Громкое имя в розничной торговле. Ситуация 3: Как получить оценку?

Ситуация 4: Разве это можно вычислить?

Ситуация 5: Пища для размышлений: «От каких корней мы произошли», Валентин Распутин (статья).

Ситуация 6: Очевидные истины Вопросы для обсуждения:

1.Кто такие менеджеры и что они делают? 13 смертных грехов менеджера.

2.Уровни управления.

3.Менеджер в сравнении с предпринимателем.

Тест «Способность к предпринимательской деятельности». Ситуация для анализа: «Предприниматель или менеджер». Управление и организации до 1990 г.

Систематизированный взгляд на управление.

Подходы на основе выделения различных школ: описание и сравнение. Функции процесса управления.

2.3.2. Внутренняя среда организации – 2 часа.

Внутренние переменные цели, структура, задачи, технология, люди (характеристика). Классификация технологии по Вудворду, по Томпсону.

Вопросы для обсуждения:

1.Как понимать взаимосвязь между задачами и технологией?

2.Является ли технология наиболее важной внутренней переменной?

3.Каковы отношения между следующими понятиями: цели, задачи и люди?

4.Дайте пример, как восприятие и ожидание влияют на поведение на работе.

Хотторнский эффект на личных наблюдениях. Примеры. Взаимосвязь внутренних переменных.

2.3.3. Внешняя среда в организации – 2 часа.

Организация и ее среда. Значение внешней среды. Характеристика внешней среды. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия. Международное окружение.


12

Вопросы для обсуждения:

1.Проведите различие между средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия.

2.Кратко опишите основные взаимосвязи организации и внешней среды.

3.Приведите пример влияния социокультурных факторов на организацию.

2.3.4. Этика и современное управление – 2 часа. Тест на этику организации.

Повышение показателей этичности поведения. Этика бизнеса на международном уровне.

Вопросы для обсуждения:

Каковы ваши личные взгляды на проблему «надлежащей» роли бизнеса в обществе?

1.Опишите взаимосвязь между ценностями и социальной ответственностью.

2.Как могут ценности, исповедуемые руководителями высшего ранга, влиять на ценности подчиненных?

3.Что вы думаете о причинах недавно проявившейся тенденции неэтичного поведения?

4.Как можно повысить показатели этичности поведения работников в организации?

2.3.5. Коммуникации – 2 часа.

Тест на умение слушать. Игра: «Огонь», «Целься», готов!» Вопросы для обсуждения:

1.Почему эффективные коммуникации важны для руководителей организации?

2.Почему руководитель должен располагать возможностями для эффективного обмена информацией с вышестоящими, равными и подчиненными?

3.Каким образом организация может определить эффективность своих коммуникаций?

4.Какие методы необходимы руководителям для того, чтобы повысить эффективность обмена информацией в организации?

13

Принятие решений – 1 час.

Решения, типичные для функций управления.

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Разбор ситуации для анализа «Три спорных решения» Вопросы для обсуждения:

1.Каковы различия между принятием управленческих решений и решений в повседневной жизни?

2.Объясните различия между запрограммированными и незапрограммированными решениями.

3.Каковы различия между решениями, основанными на суждениях,

ирациональными решениями?

4.Изложите различия между решениями, принимаемыми в условиях определенности, риска и неопределенности.

5.Как влияет фактор времени на среду принятия решений?

6.Почему для руководителя важно понимать разницу между разрешением проблемы и принятием решения?

2.3.6. Функции управления – 2 часа. Вопросы для обсуждения:

1.Управленческие функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Как осуществляется взаимосвязь?

2.Какие вопросы решает функция планирования?

3.Какие существенные характеристики функции организации?

4.Основные задачи функции мотивации.

5.Сущность и необходимость функции контроля.


14

2.3.7.Разработка управленческих решений – 18 часов.

 

Наименование тем

Количе-

 

 

ство ча-

 

 

сов

1.

Правовое обеспечение управленческих решений.

2

2.

Сущность и содержание управленческого решения. Клас-

2

 

сификация управленческих решений. Роль решения в дея-

 

 

тельности менеджера. Системный подход к разработке и

 

 

реализации управленческих решений. Формы разработки

 

 

и реализации управленческих решений.

 

3.

Целевая ориентация управленческих решений. Требова-

2

 

ния к целям и критериям их достижения.

 

4.

Приоритеты целевых и процессорных технологий при

2

 

разработке и реализации управленческих решений.

 

5.

Социально-психологический фактор при РУР.

2

6.

РУР в условиях неопределенности. Ошибки при РУР.

4

7.

Разработка и реализация управленческих решений на

2

 

практике (на примере российских компаний). Корпора-

 

 

тивный «макиавеллизм».

 

8.

Контрольная работа: «Разработка и реализация управлен-

2

 

ческих решений» (на примере реальных ситуаций в кеме-

 

 

ровских фирмах).

 

Анализ контрольных работ. Выстраивание целостного пред-

 

ставления о разработке и реализации управленческих реше-

 

ний на практике.

 

 

 

 


15

2.3.8. Стратегическое управление в системе менеджмента – 18 часов.

Наименование тем

Количе-

 

 

ство ча-

 

 

сов

1. Сущность, содержание и эволюция стратегического ме-

3

неджмента. Оперативный и стратегический менеджмент.

 

2. Стратегический анализ. Анализ внешней среды (SWОТ –

5

анализ, PEST – анализ, многофакторный системный анализ).

 

Анализ внутренней среды РЕSТподход к анализу внутри

 

ресурсов. Рассмотрение

ситуации на конкретной организа-

 

ции.

 

 

3. Формирование систем

и целей организации. Процесс ус-

2

тановления целей. Фазы и способы установления.

 

4.Разработка стратегии. Понятие и сущность стратегии. Раз-

4

работка продуктовой маркетинговой стратегии в качестве

 

одной из ключевых в организации. Составление продуктово-

 

го профиля. Выбор БКС. Система бизнес – стратегия и стра-

 

тегия функциональных подсистем. Разработка на примере

 

конкретной организации.

 

 

5. Реализация стратегии. Задачи и стадии реализации страте-

2

гии. Организационная структура и организационная культу-

 

ра как объекты стратегических изменений.

 

6. Эффективность стратегического менеджмента. Стратеги-

2

ческий контролинг и его функции.

 

2.3.9. Мотивация - 2 часа.

Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные. Мотивация через потребности. Методы удовлетворения потребностей высших уровней.

Вопросы для обсуждения:

1.Объясните сущность упрощенной модели мотивации поведения человека потребностями.

2.Какую роль играло становление понятия мотивации в развитии теории и практики управления?

3.Опишите ситуации, в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа кнута и пряника?