Файл: А.И. Шундулиди Менеджмент. Программа, методические указания для студентов очной формы обучения специальности 060808 - Экономика и управление в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
9
5.Организационные и социально-психологические основы РУР:
•Процедуры разработки, согласования, принятия, утверждения, организации выполнения УР.
•Роль человеческого фактора в процессе РУР.
•Социально-психологические основы РУР, этические основы РУР.
•Социальные методы.
•Психологические методы.
•Личностные характеристики персонала.
•Влияние пола на РУР.
•Нравственный и этический аспекты РУР.
6.Особенности разработки УР в условиях риска и неопределен-
ности.
•Влияние профессионализма на неопределенности.
•Влияние паники.
•Управление неопределенностями.
•Управленческие риски. Составляющие управленческих рисков.
7.Контроль и ответственность за УР. Ошибки при РУР. Маятниковые решения. Дублирование организационного порядка. Игнорирование организационного порядка. Разрыв между решениями и их реализацией. Стагнация. Подавление развития функционированием. Демотивирующий стиль руководства. Инверсия.
2.2.19.Стратегическое управление в системе менеджмента.
Понятие, сущность, особенности и роль стратегического менеджмента в обеспечении стабильного положения предприятия на рынке. Потребность современной организации в стратегическом планировании и управлении.
Стратегическое управление в системе менеджмента. Стратегический аспект в управлении организацией. Стратегическое управление и конкурентоспособность организации. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Модели стратегического менеджмента.
Анализ внешней среды. SWOT-анализ, PEST-анализ, многофакторный системный анализ.
Анализ внутренней среды организации. SNW-подход к анализу внутренних ресурсов.
10
Сценарное планирование. Стратегические беседы. Методика сценарного планирования.
Формирование миссии и целей организации.
Миссия организации. Факторы выработки и цели формирования миссии.
Цели организации. Понятие и виды целей. Направление установления целей. Иерархия целей. Цели роста. Требования к целям. Процесс установления целей. Фазы и способы их установлений.
Разработка стратегии.
Понятие и сущность стратегии. Базовые конкурентные стратегии: стратегии лидерства по издержкам, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования лидерства по издержкам, стратегия фокусирования дифференциации. Система бизнес-стратегий: типовые модели, варианты и ситуации. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергия.
Разработка стратегий функциональных подсистем: производственная стратегия, стратегия управления персоналом, финансовая стратегия. Корпоративная стратегия: разумная достаточность и ограниченность стратегии.
Реализация стратегии.
Основные этапы реализации стратегии. Стратегические изменения. Управление процессом реализации стратегических изменений. Организационная структура и организационная культура как объекты стратегических изменений.
Эффективность стратегического менеджмента.
Сущность стратегической эффективности. Стратегический контролинг и его функции. Тактический контролинг. Использование возможностей контролинга.
2.3. Практические занятия, их наименование, содержание и объем в часах
2.3.1. Организации, менеджеры и успешное управление. Эволюция управленческой мысли – 4 часа.
Разбор ситуаций по вопросу «Что обеспечивает успех организаций»? Ситуация 1: Победа в компьютерной игре.
11
Ситуация 2: Громкое имя в розничной торговле. Ситуация 3: Как получить оценку?
Ситуация 4: Разве это можно вычислить?
Ситуация 5: Пища для размышлений: «От каких корней мы произошли», Валентин Распутин (статья).
Ситуация 6: Очевидные истины Вопросы для обсуждения:
1.Кто такие менеджеры и что они делают? 13 смертных грехов менеджера.
2.Уровни управления.
3.Менеджер в сравнении с предпринимателем.
Тест «Способность к предпринимательской деятельности». Ситуация для анализа: «Предприниматель или менеджер». Управление и организации до 1990 г.
Систематизированный взгляд на управление.
Подходы на основе выделения различных школ: описание и сравнение. Функции процесса управления.
2.3.2. Внутренняя среда организации – 2 часа.
Внутренние переменные цели, структура, задачи, технология, люди (характеристика). Классификация технологии по Вудворду, по Томпсону.
Вопросы для обсуждения:
1.Как понимать взаимосвязь между задачами и технологией?
2.Является ли технология наиболее важной внутренней переменной?
3.Каковы отношения между следующими понятиями: цели, задачи и люди?
4.Дайте пример, как восприятие и ожидание влияют на поведение на работе.
Хотторнский эффект на личных наблюдениях. Примеры. Взаимосвязь внутренних переменных.
2.3.3. Внешняя среда в организации – 2 часа.
Организация и ее среда. Значение внешней среды. Характеристика внешней среды. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия. Международное окружение.
12
Вопросы для обсуждения:
1.Проведите различие между средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия.
2.Кратко опишите основные взаимосвязи организации и внешней среды.
3.Приведите пример влияния социокультурных факторов на организацию.
2.3.4. Этика и современное управление – 2 часа. Тест на этику организации.
Повышение показателей этичности поведения. Этика бизнеса на международном уровне.
Вопросы для обсуждения:
Каковы ваши личные взгляды на проблему «надлежащей» роли бизнеса в обществе?
1.Опишите взаимосвязь между ценностями и социальной ответственностью.
2.Как могут ценности, исповедуемые руководителями высшего ранга, влиять на ценности подчиненных?
3.Что вы думаете о причинах недавно проявившейся тенденции неэтичного поведения?
4.Как можно повысить показатели этичности поведения работников в организации?
2.3.5. Коммуникации – 2 часа.
Тест на умение слушать. Игра: «Огонь», «Целься», готов!» Вопросы для обсуждения:
1.Почему эффективные коммуникации важны для руководителей организации?
2.Почему руководитель должен располагать возможностями для эффективного обмена информацией с вышестоящими, равными и подчиненными?
3.Каким образом организация может определить эффективность своих коммуникаций?
4.Какие методы необходимы руководителям для того, чтобы повысить эффективность обмена информацией в организации?
13
Принятие решений – 1 час.
Решения, типичные для функций управления.
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Разбор ситуации для анализа «Три спорных решения» Вопросы для обсуждения:
1.Каковы различия между принятием управленческих решений и решений в повседневной жизни?
2.Объясните различия между запрограммированными и незапрограммированными решениями.
3.Каковы различия между решениями, основанными на суждениях,
ирациональными решениями?
4.Изложите различия между решениями, принимаемыми в условиях определенности, риска и неопределенности.
5.Как влияет фактор времени на среду принятия решений?
6.Почему для руководителя важно понимать разницу между разрешением проблемы и принятием решения?
2.3.6. Функции управления – 2 часа. Вопросы для обсуждения:
1.Управленческие функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Как осуществляется взаимосвязь?
2.Какие вопросы решает функция планирования?
3.Какие существенные характеристики функции организации?
4.Основные задачи функции мотивации.
5.Сущность и необходимость функции контроля.
14
2.3.7.Разработка управленческих решений – 18 часов.
|
Наименование тем |
Количе- |
|
|
ство ча- |
|
|
сов |
1. |
Правовое обеспечение управленческих решений. |
2 |
2. |
Сущность и содержание управленческого решения. Клас- |
2 |
|
сификация управленческих решений. Роль решения в дея- |
|
|
тельности менеджера. Системный подход к разработке и |
|
|
реализации управленческих решений. Формы разработки |
|
|
и реализации управленческих решений. |
|
3. |
Целевая ориентация управленческих решений. Требова- |
2 |
|
ния к целям и критериям их достижения. |
|
4. |
Приоритеты целевых и процессорных технологий при |
2 |
|
разработке и реализации управленческих решений. |
|
5. |
Социально-психологический фактор при РУР. |
2 |
6. |
РУР в условиях неопределенности. Ошибки при РУР. |
4 |
7. |
Разработка и реализация управленческих решений на |
2 |
|
практике (на примере российских компаний). Корпора- |
|
|
тивный «макиавеллизм». |
|
8. |
Контрольная работа: «Разработка и реализация управлен- |
2 |
|
ческих решений» (на примере реальных ситуаций в кеме- |
|
|
ровских фирмах). |
|
Анализ контрольных работ. Выстраивание целостного пред- |
|
|
ставления о разработке и реализации управленческих реше- |
|
|
ний на практике. |
|
|
|
|
|
15
2.3.8. Стратегическое управление в системе менеджмента – 18 часов.
Наименование тем |
Количе- |
|
|
|
ство ча- |
|
|
сов |
1. Сущность, содержание и эволюция стратегического ме- |
3 |
|
неджмента. Оперативный и стратегический менеджмент. |
|
|
2. Стратегический анализ. Анализ внешней среды (SWОТ – |
5 |
|
анализ, PEST – анализ, многофакторный системный анализ). |
|
|
Анализ внутренней среды РЕSТподход к анализу внутри |
|
|
ресурсов. Рассмотрение |
ситуации на конкретной организа- |
|
ции. |
|
|
3. Формирование систем |
и целей организации. Процесс ус- |
2 |
тановления целей. Фазы и способы установления. |
|
|
4.Разработка стратегии. Понятие и сущность стратегии. Раз- |
4 |
|
работка продуктовой маркетинговой стратегии в качестве |
|
|
одной из ключевых в организации. Составление продуктово- |
|
|
го профиля. Выбор БКС. Система бизнес – стратегия и стра- |
|
|
тегия функциональных подсистем. Разработка на примере |
|
|
конкретной организации. |
|
|
5. Реализация стратегии. Задачи и стадии реализации страте- |
2 |
|
гии. Организационная структура и организационная культу- |
|
|
ра как объекты стратегических изменений. |
|
|
6. Эффективность стратегического менеджмента. Стратеги- |
2 |
|
ческий контролинг и его функции. |
|
2.3.9. Мотивация - 2 часа.
Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные. Мотивация через потребности. Методы удовлетворения потребностей высших уровней.
Вопросы для обсуждения:
1.Объясните сущность упрощенной модели мотивации поведения человека потребностями.
2.Какую роль играло становление понятия мотивации в развитии теории и практики управления?
3.Опишите ситуации, в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа кнута и пряника?