Файл: Н.В. Нагибина Методические указания по проведению практических занятий для студентов специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии (строительство).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и организации строительства
Экономика и социология труда
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению практических занятий для студентов специальности 060800 “Экономика и управление на предприятии (строительство)”
Составители Н.В. Нагибина Н.В. Дорожкина
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 06.12.99
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 060800 Протокол № 4 от 08.12.99
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2000
1
ВВЕДЕНИЕ
Темы практических занятий и необходимое количество часов представлены в таблице:
Тема лекций |
Количество |
|
|
|
часов |
1. Развитие организации труда в России и за |
|
|
рубежом. Рынок труда в системе рыночного |
|
|
хозяйства |
|
2 |
2. Производительность и эффективность труда |
2 |
|
3. Организация трудовых процессов |
4 |
|
4. Условия труда и пути их совершенствования |
2 |
|
5. Нормирование труда |
16 |
|
В т.ч.: |
|
|
5.1. Производственные нормы, применяемые |
2 |
|
при нормировании |
труда рабочих и работы ма- |
|
шин |
|
|
5.2. Классификация |
затрат рабочего времени и |
|
времени использования машин |
2 |
|
5.3. Потери рабочего времени и времени исполь- |
|
|
зования машин |
|
1 |
5.4. Методы исследования рабочего времени рабо- |
|
|
чих и времени использования машин |
2 |
|
5.5. Обработка результатов нормативных наблю- |
1 |
|
дений |
|
|
5.6. Обработка хронометражных рядов |
1 |
|
5.7. Проектирование норм на немеханизированные |
|
|
процессы |
|
2 |
5.8. Проектирование норм на механизированные |
|
|
процессы |
|
1 |
5.9. Нормирование труда рабочих-повременщиков, |
|
|
специалистов и служащих |
2 |
|
5.10. Определение экономической эффективности |
|
|
мероприятий по совершенствованию организации |
|
|
труда |
|
2 |
6. Организация оплаты труда и доходы |
4 |
2
|
|
Продолжение табл. |
|
работников |
|
|
|
7. |
Социальное развитие и уровень жизни |
|
2 |
8. |
Управление трудом в системе рыночных отно- |
|
|
шений |
|
2 |
|
ИТОГО: |
|
34 |
Подготовка к практическим занятиям осуществляется по нормативным материалам, излагаемым на лекциях и в литературных источниках.
Первое, второе, третье, четвертое, седьмое и восьмое занятия проводятся в форме собеседования и обмена мнениями между студентами, остальные занятия посвящены решению задач и обработке специальных бланков.
1. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. РЫНОК ТРУДА В
СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Практическое занятие проводится в форме деловой игры “Доклад и дискуссия” в течение 4 часов.
Целью игры является выработка у студентов умения использовать различные способы организации и ведения дискуссий, анализировать факты, критически оценивать различные точки зрения, закреплять изучаемый материал.
Подготовка к игре студентов проводится в течение 3-х недель в неучебное и учебное время. Всем участникам выдаются “Методические указания к проведению деловой игры “Доклад и дискуссия”. На практическом занятии рассматриваются следующие вопросы:
1. Рынок труда в системе рыночного хозяйства. Проблемы и последствия безработицы. Понятие занятости (1,5,6,11).
2. Сущность организации и нормирования труда. Развитие организации труда в России. Основные принципы, направления и методы совершенствования организации труда в условиях перехода к рыночным отношениям (3,4,11,12).
3. Опыт развитых стран с рыночной экономикой по совершенствованию организации и нормирования труда (13,14).
3
П. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
Данное практическое занятие проводится в форме собеседования, опроса по пройденному материалу и в итоге-решение задачи “Проектирование рационального состава бригады рабочих”.
На практическом занятии рассматриваются следующие вопросы: 1. Строительное производство и его разделение на виды работ и
строительные процессы (3,11,12).
2.Расчленение строительных процессов на рабочие операции, приемы и движения (11,12).
3.Формы распределения труда в сфере строительного производства (11,12).
4.Профессиональная специализация работников (11,12).
5.Сущность разделения и кооперации труда (11,12).
6.Взаимосвязь разделения и кооперации труда (11,12).
7.Виды строительной продукции (11,12).
8.Формы организации труда рабочих (11,12).
9.Преимущества и недостатки специализированных и комплексных бригад (11,12).
10.Методика проектирования рационального состава бригады
(3,4).
Ш. УСЛОВИЯ ТРУДА И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
На данном практическом занятии рассматриваются следующие вопросы:
1. Социально-экономическое значение рационализации условий труда (3,4,11,12).
2.Психофизиологические условия труда и пути их совершенство-
вания (3,4,11,12).
3.Санитарно-гигиенические условия труда и пути их совершенствования (3,4,11,12).
4.Совершенствование условий труда, обеспечивающих его безопасность (3,4,11,12).
5.Совершенствование условий труда, обеспечивающих эстетизацию производственной сферы (3,4,11,12).
6.Организационно-технические условия труда и пути их совершенствования (3,4,11,12).
4
7.Социально-психологические условия труда и пути их совершенствования (3,4,11,12).
8. Режим труда и отдыха (3,4,11,12).
9.Особенности организации труда руководителей, специалистов и служащих (3,4,11,12).
1У. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ НОРМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ НОРМИРОВАНИИ ТРУДА РАБОЧИХ И РАБОТЫ МАШИН
Цель проведения данного практического занятия заключается в приобретении студентами навыков решения практических задач.
Для решения предлагаются следующие задачи:
1. Определить процент повышения нормы выработки звеном монтажников из 4 человек, работавшим на монтаже крупноблочных конструкций. Действующие нормы затрат труда составляют: на установку простеночных блоков весом до 3,5 т - 1,4 чел.-ч; на установку перемычных блоков весом до 1,5 т - 0,94 чел.-ч на 1 блок. За 8- часовую смену монтажники установили 23 простеночных блока и 11 перемычных.
2.Определить норму выработки звена штукатуров из 2 человек на облицовке поверхности древесноволокнистыми листами (с прибив-
кой гвоздями) за 8-часовую смену, если норма выработки этого звена на облицовке с заделкой швов составляет 84,0 м2, а норма выработки по заделке швов – 400 м2.
3.Определить норму выработки звена плотников из 2 человек на заготовку и установку щитов опалубки за 8-часовую смену, если норма затрат труда на заготовку щитов была повышена на 10 %, а на уста-
новку щитов была уменьшена на 8 %. Норма выработки на заготовку щитов составляла 23 м2 на 1 человека в смену, норма выработки на установку щитов – 40 м2.
4.Определить норму выработки на установку арматуры, если норма выработки на заготовку и установку увеличилась на 12 %, а норма выработки на заготовку арматуры была повышена на 10 %. Норма выработки на заготовку и установку арматуры в железобетонные конструкции отдельными элементами составляет 0,57 т на 1 человека за 8-часовую смену, а норма выработки на заготовку – 0,91 т на 1 человека.
5
5.Определить среднюю норму выработки для звена каменщиков из 3 человек за 8-часовую смену, если норма выработки этого звена на кладке наружных стен средней сложности из обыкновенного кирпича
под расшивку толщиной в 64 см на сложном растворе составляет 7,1 м3, а норма выработки на кладке тех же стен простой конструкции составляет 8 м3.
6.Определить процент снижения нормы времени при увеличении нормы выработки на 18 %.
7.Определить процент увеличения нормы выработки при сокращении нормы времени на 16 %.
8.Определить процент повышения нормы выработки при снижении нормы времени на 30 %.
9.Звено из 2 человек за 5 дней облицевало 67 м2 внутренних
стен плитками, что составило 120 % их выработки. Определить 100 % норму времени на облицовку 1 м2 внутренних стен.
10.Норма времени на облицовку 1м2 внутренних стен составляет 1,57 чел.-ч. Определить выработку 3 рабочих за смену.
11.За сколько дней звено из 4 человек оштукатурит 1070 м2 потолков, если норма времени на оштукатуривание 1 м2 составляет
0,6 чел.-ч?
У. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ РАБОЧИХ И ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Целью данного практического занятия является углубление теоретических знаний студентов по рассматриваемым вопросам для практического использования при решении задач по техническому нормированию труда рабочих и работы машины.
Решение задач осуществляется на основе следующих теоретических вопросов:
1.Классификация затрат рабочего времени рабочих (3,4,11,12). 2.Классификация времени использования строительных машин
(3,4,11,12).
Для практического освоения данных вопросов необходимо решение следующих задач:
6
1. Распределить по элементам классификации рабочего времени следующие результаты наблюдений за работой звена монтажников на монтаже крупноблочного жилого дома табл.1.
|
Таблица 1 |
Наименование элементов рабочего времени |
Затраты труда, |
|
чел.-мин |
1.Получение инструмента и задания |
80 |
2.Подача ящиков с раствором на этажи |
|
с помощью башенного крана |
18 |
3.Перестановка ящика с раствором с помощью |
|
башенного крана |
20 |
4.Натягивание причального шнура и разметка |
|
мест установления маячных блоков |
50 |
5.Подготовка поверхности под установку блоков |
|
(очистка от затвердевшего раствора и др.) |
40 |
6.Перелопачивание раствора |
70 |
7.Расстилание раствора |
100 |
8.Перерыв в работе в ожидание строповки блока |
126 |
9.Подготовка блоков к строповке |
70 |
10.Строповка блоков |
25 |
11.Наблюдение за подъемом блоков |
30 |
12.Установка блоков |
510 |
13.Расстроповка блоков |
10 |
14.Заделка швов раствором |
160 |
15.Разгрузка автотранспорта с блоками |
140 |
16.Перерыв в доставке раствора |
180 |
17.Опоздание после обеденного перерыва |
60 |
18.Простой из-за обрыва причального шнура |
40 |
19.Уборка инструмента и рабочего места |
80 |
20.Время отдыха |
111 |
Определить удельный вес отдельных видов и групп затрат рабочего времени для целей нормирования.
2. Распределить результаты наблюдений по элементам классификации рабочего времени.
Данные наблюдений приведены в табл. 2.
7
|
Таблица 2 |
|
Наименование элементов рабочего времени |
Затраты труда, |
|
|
чел.-мин |
|
1.Получение инструмента |
20 |
|
2.Получение задания |
55 |
|
3.Просмотр чертежей |
12 |
|
4.Перестановка подмостей при помощи крана |
6 |
|
5.Натягивание причального шнура и разметка |
44 |
|
6.Перестановка ящиков с раствором |
10 |
|
7.Подготовка поверхности под |
|
|
установку монтируемых элементов |
40 |
|
8.Перемешивание раствора |
82 |
|
9.Простой из-за поломки сварочного аппарата |
40 |
|
10.Расстилание раствора |
80 |
|
11.Подготовка к строповке элементов |
18 |
|
12.Строповка элементов |
20 |
|
13.Подъем и установка элементов в проектное |
580 |
|
положение |
|
|
14.Крепление элементов электроприхваткой |
28 |
|
15.Разгрузка автотранспорта |
120 |
|
16.Перерыв в работе из-за опоздания с доставкой |
|
|
монтажных связей |
123 |
|
17.Опоздание рабочих в начале смены из-за пере- |
|
|
боев в работе автотранспорта |
60 |
|
18.Уборка инструмента, приведение в порядок |
86 |
|
рабочего места |
|
|
19.Отдых |
126 |
|
20.Заделка швов раствором |
40 |
|
21.Ожидание строповки элементов |
40 |
|
Определить удельный вес отдельных видов и групп затрат рабочего времени с целью выявления потерь времени.
3. Распределить результаты наблюдений за работой башенного крана по элементам классификации рабочего времени машин. Определить удельный вес основных видов и групп рабочего времени для целей нормирования (табл. 3).