Файл: Н.В. Нагибина Методические указания по проведению практических занятий для студентов специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии (строительство).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23

Рабочие места служащих оснащены письменными столами и стульями старой конструкции и недостаточным набором средств малой оргтехники. Мероприятием по совершенствованию организации труда предусмотрено оснащение 20 рабочих мест столами специальной конструкции и большой емкости, удобными креслами с подвижными по высоте спинками, сиденьями и подлокотниками и необходимыми средствами оргтехники. В результате сокращаются затраты времени на поиск необходимой информации и на обслуживание рабочих мест. Определить экономическую эффективность данного мероприятия. Исходные данные в табл. 15.

 

 

 

Таблица 15

 

Наименование показателей

Ед. изме-

Количество

 

 

рен.

 

1. Затраты на внедрение мероприятия

у.е.

400,0

2.

Затраты времени (в течение года):

 

 

на поиск необходимой информации

 

 

до внедрения информации

ч

115

после внедрения мероприятия

ч

48

б) на обслуживание рабочих мест

 

 

до внедрения мероприятия

ч

5,5

после внедрения мероприятия

ч

4,1

3.

Количество рабочих дней в году

дн

229

4.

Среднечасовая заработная плата ра-

 

 

ботников управленческого аппарата

у.е.

62

5.

Отчисления на социальное страхо-

 

 

вание

%

28,0

6.

Амортизационные отчисления

%

10

7.

Затраты на текущий ремонт

у.е.

5000

3. В строительном тресте внедряется типовая структура управле-

ния.

Численность служащих, высвобождаемых в результате внедрения типовой структуры управления, – 37 человек. Высвобождение численности служащих будет происходить равномерно в течение двух лет.

Среднемесячная заработная плата одного работника по группе высвобождаемых 350000 у. е.

Отчисления на социальное страхование – 28,0 %.


24

Расчетная численность работников на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах – 4990 чел.

Определить экономическую эффективность внедрения данного мероприятия.

Х1V. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА И ДОХОДЫ РАБОТНИКОВ

Целью этого практического занятия является выработка у студентов навыков осуществления расчетов, связанных с заработной платой при различных системах оплаты труда.

Для усвоения материала на рассматриваемую тему необходимо изучить следующие вопросы:

1. Сдельные системы оплаты труда.

2.Повременные системы оплаты труда.

3.Оплата труда рабочих в выходные и праздничные дни, а также сверхурочной работы и работы в ночное время.

4.Оплата времени простая и продукции, оказавшейся браком.

5.Доплата бригадиру за руководство бригадой.

6.Оплата труда при производстве работ в зимних условиях и в условиях, снижающих производительность труда.

7.Социальное страхование.

8.Материальное стимулирование.

9.Порядок учета отработанного времени.

10. Порядок приемки и оформления выполненных работ.

11. Распределение суммы заработка между членами бригады.

12. Порядок и сроки выплаты заработной платы, доходы работников. На занятии решаются следующие задачи:

1. Рассчитать величину заработной платы плотника 4 разряда за укладку 68 м2 мостового настила из ранее отесанных бревен с выделкой и подгонкой сопряжений, а также выверкой настила по уровню и закреплением гвоздями. Норма времени на 10 м2 настила составляет 4,3 чел.-ч.

2. Бригаде штукатуров был выдан аккордный наряд по сдельнопремиальной системе оплаты труда на оштукатуривание внутренних стен и потолков двух этажей кирпичного жилого дома. Нормативное время на заданный объем работ – 1148 чел.-ч, сумма заработной платы

– 7800 у.е.

25

Всоответствии с утвержденным графиком на производство работ,

атакже с учетом достигнутого бригадой в предыдущем месяце перевыполнения норм на 12 % по производительности установлен срок выполнения задания с 1 по 18 июня, т.е. 13 рабочих дней.

Бригада выполнила аккордное задание на два дня раньше установленного срока, затратив на всю работу 1002 чел.-ч.

Определить сумму заработной платы бригады за выполненный объем работ, включая премию.

3.Бригаде монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций был выдан аккордный наряд по сдельно-премиальной системе оплаты труда на монтаж стеновых блоков и панелей перекрытия жилого дома. Нормативное время – 4260 чел.-ч, сумма заработной платы 32000 у.е., продолжительность выполнения работ –48 дней.

Бригада в течение первого месяца выполнила 90 % работ, в следующем месяце закончила весь объем работ по наряду на 5 дней раньше установленного срока, затратив на выполнение всего задания 3240 чел.-ч.

Рассчитать сумму заработной платы бригады за каждый месяц, в том числе величину премии.

4.Машинист 5 разряда в течение месяца отработал 198 чел.-ч на моторном катке весом более 5 т. За это время он качественно и своевременно выполнял все порученные ему работы, за что был представлен к премированию в размере 30 % тарифной ставки.

Определить заработную плату машиниста, в том числе величину

премии.

5. Мастер оставил на сверхурочное время звено, состоящее из 2 рабочих V разряда, 3 рабочих 1У разряда, 2 рабочих Ш разряда, закончить разгрузку строительных материалов из железнодорожных вагонов. Звено выполнило эту работу за четыре сверхурочных часа.

Определить размер доплаты за сверхурочную работу каждого рабочего.

6.Строительство школы ведется в 2 смены. Вторая смена работает с 16 часов до 1 часа следующих суток.

Определить размер доплаты бригаде за работу в ночное время, если во 2 смену работало в течение месяца 15 человек (7 человек – V разряда, 5 человек – 1V разряда, 3 человека – Ш разряда). В данном месяце было 23 рабочих дня, продолжительность смены 8 часов.

7. Определить размер заработной платы за время простоя звена, состоящего из 3 рабочих 1V разряда, 2 рабочих Ш разряда, 1 рабочего


26

П разряда. Простой произошел не по вине рабочих, использовать рабочих на других работах не было возможности. Продолжительность простоя 4 часа.

8.Определить величину оплаты за производство бракованной продукции по вине рабочего 4 разряда в течение одной смены. Продолжительность смены 8 часов. Сдельная заработная плата рабочего за смену должна была составить 55,30 у.е. Процент годности продукции

60 %.

Решить данную задачу при условии, что бракованная продукция получена не по вине рабочего.

9.Определить размер заработной платы слесаря - повременщика 1V разряда за 12 рабочих дней.

Тарифная ставка рабочего – повременщика 1 разряда составляет

59 у.е., тарифный коэффициент 1V разряда – 1,34.

10.В звене рабочих из 5 человек: 1 рабочий имеет V разряд; 2 рабочих – 1V разряда; 2 рабочих – Ш разряда.

Определить среднюю часовую ставку звена рабочих. Для расчета принять часовые тарифные ставки в размере:

Ш разряд

-

55,5 у.е.

1V разряд

-

62,5 у.е.

V разряд

-

70,2 у.е.

11. Определить средний разряд рабочих строительной организации, в которой общая численность рабочих 112 чел., в том числе 1 разряда – 12 чел., П разряда – 20 чел., Ш разряда – 28 чел., 1V разряда – 34 чел., У разряда – 12 чел., У1 разряда – 6 чел. Часовые тарифные ставки принять в размере: 1 разряд – 59 у.е., П разряд – 64 у.е., Ш разряд – 70 у.е., 1V разряд – 79 у.е., V разряд – 91 у.е., V1 разряд – 106 у.е.

12. Определить средний разряд рабочих для звена рабочих из 9 человек: Ш разряд – 2 чел., 1У разряд – 2 чел., П разряд - 2 чел., У разряд – 2 чел. Для расчета принять тарифные ставки: 1 разряд – 59 у.е., П разряд – 64 у.е., Ш разряд – 70 у.е., 1V разряд – 79 у.е., У разряд

– 91 у.е., V1 разряд - 106 у.е.

ХУ. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Теоретические знания, полученные на лекциях, закрепляются на семинарском занятии. Цель семинара закрепить полученные знания,

27

детализировать и конкретизировать теоретические положения, подкрепить примерами из практики социологических исследований, обратить внимание на новое, прогрессивное, привить участникам семинара навыки логического мышления и умение обобщать теоретический и практический материал, четко его излагать.

Семинарское занятие будет проводиться по одной из следующих форм:

-свободной – в виде беседы или выступления студентов без предварительного распределения тематики;

-реферативной, при которой заранее из числа студентов назначаются докладчики и содокладчики, представляющие на обсуждение свои рефераты;

-смешанной, при которой сочетаются обсуждение докладов и свободное выступление как по тематике докладов, так и по вопросам, сопровождающим эту тематику.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

1. Сущность социального развития общества.

2.Уровень и качество жизни населения.

3.Понятия “потребительская корзина” и “прожиточный мини-

мум”.

4.Состав и распределение среднедушевого денежного дохода се-

мьи.

5.Социальная политика государства.

6.Трансферты и субсидии.

ХVI. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Данное практическое занятие проводится в форме семинара. Материал для подготовки к данному семинару дается на лекции, используются дополнительные рекомендуемые литературные источники и собственные наблюдения.


28

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

1. Система управления трудовыми ресурсами на предприятии.

2.Формирование трудовых ресурсов предприятия.

3.Развитие трудовых ресурсов предприятия.

4.Повышение качества трудового периода жизни.

VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

На последнем практическом занятии проводится итоговый тест по всем изучаемым разделам с целью проверки усвоения пройденного материала студентами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При тестовом контроле слушатель сам определяет уровень овладения изучаемой дисциплины. Тест – это система контрольных заданий определенной формы и содержания, позволяющих объективно оценить уровень знаний по теме, разделу или учебной дисциплине в целом.

Тестовые задания сформулированы в форме утверждения или отрицания, которые в зависимости от ответов превращаются в истинные или ложные логические высказывания. В заданиях содержится вся необходимая для решения информация.

В предлагаемых тестах среди трех-четырех ответов выбрать один правильный (утвердительный) ответ.

ТЕСТ

Задание: укажите правильный вариант ответа.

1. Эффективность общественного производства отражают: a) производительность общественного труда;

б) материало- и энергоемкость национального дохода; в) прирост национального дохода; г) прирост совокупности общественного продукта; д) фондоотдача.

2.Факторами повышения эффективности производства являются:

a)совершенствование организации труда и производства;

29

б) рост числа работающих; в) рост объема потребительского сырья;

г) снижение материалоемкости продукции; д) повышение качества продукции.

3.Понятие “производительность труда” включает:

a)затраты общественно необходимого труда на производство единицы продукции;

б) затраты живого труда на производство единицы продукции; в) производительную силу труда, т.е. способность за единицу

рабочего времени создавать определенные потребительские стоимости; г) мера количества затраченного труда; д) количество производственной продукции за единицу рабочего времени.

4. Для сдельной формы оплаты труда характерна оплата труда в соответствии с:

a)количеством изготовленной (обработанной) продукции; б) количеством отработанного времени; в) количеством оказанных услуг; г) с должностным окладом.

5.Для повременной формы оплаты труда характерна оплата труда в соответствии с:

a)количеством изготовленной (обработанной) продукции;

б) количеством отработанного времени; в) количеством оказанных услуг.

6. Тарифная система оплаты труда рабочих включает: a) тарифные ставки, тарифные сетки;

б) тарифные ставки, тарифно-квалификационной справочник; в)тарифный справочник, тарифные сетки, тарифно-

квалификационный справочник, районный коэффициент; г) тарифные ставки, должностные оклады;

д) должностные оклады, премиальные положения, тарифноквалификационный справочник.

7. Аккордная система оплаты труда характеризуется:

а) наращиванием количества изготавливаемой (обрабатываемой) продукции;

б) улучшением качества продукции; в) экономией времени при выполнении задания; г) ростом производительности труда;

д) улучшением использования основных фондов.