Файл: А.Ю. Тюрин Транспортно-производственные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20

Методические указания по выполнению задания №2:

согласно номеру варианта решить детерминированную задачу (12) при сроке эксплуатации автомобиля 10,15 и 20 лет;

решить задачу в стохастической постановке (13) при следующих исходных данных: средние значения дохода и затрат на содержание и замену составляют 90% от значений, рассчитанных по формулам (9) и (10), а среднеквадратические отклонения составляют 30% от средних значений;

привести таблицы расчетов, сделать выводы об оптимальной политике замены автомобиля.

Практическое занятие №3 Согласование транспортного и производственного процесса

Цель: определить оптимальную политику взаимодействия автотранспортных и погрузочно-разгрузочных средств в составе транспортнопроизводственной системы, которая минимизирует общие затраты на управление данным процессом.

Процессы производства и потребления протекают неодинаково, имеют различные временные, материальные и стоимостные ограничения. Ограничения накладываются также со стороны транспортных организаций (время работы подвижного состава) и самих автомобилей (технические параметры, грузоподъемность, специализация). Поэтому требуется найти компромиссное решение, которое удовлетворяет всем ограничениям и сводит к минимуму общие затраты, связанные с работой системы и непроизводительными простоями транспортных и погрузочно-разгрузочных средств.

Исходные данные:

суточный график выпуска продукции;

режим потребления конечной продукции;

ряд грузоподъемностей подвижного состава, используемого для перевозок грузов.

21

Математическая постановка задачи

Рассмотрим постановку задачи на примере равномерного ритма производства и неравномерного режима потребления. Доставка конечной продукции потребителям происходит по развозочно-сборным маршрутам. В ходе транспортировки подвижной состав подвергается непредвиденным задержкам, и, следовательно, необходимо включать в плановые графики поставок дополнительные резервы времени, чтобы сделать более равномерным вывоз продукции от поставщика. Так как для доставки товаров используются автомобили с различными техническими характеристиками, то они будут иметь неодинаковое время оборота и приходить к поставщику в разные моменты времени для очередной погрузки.

Для доставки готовой продукции используются N типов автомобилей грузоподъемностью qi , i = 1,2,..., N . Время обслуживания i-го

типа автомобиля случайное, распределенное по показательному закону с параметром µi . В систему обслуживания поступает от каждого i-

го типа автомобиля поток заявок с плотностями λ i .

Вероятность того, что погрузочно-разгрузочное средство свободно от обслуживания

 

 

 

P0 =

 

 

1

 

 

 

,

 

(15)

 

 

 

1 +

 

N α i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

λ i

 

 

 

 

 

 

 

i=

1

 

 

 

 

 

где α i =

- приведенная интенсивность потока заявок.

 

 

 

 

µi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероятность того, что погрузочно-разгрузочное средство занято

обслуживанием i-го типа автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

Pi

=

 

 

α i

 

.

 

 

(16)

 

 

 

 

1 +

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

α i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i= 1

 

 

 

 

Вероятность того, что i-й тип автомобиля будет обслужен

 

 

 

P =

µi

P =

 

 

1

 

 

= P .

(17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обс

 

λ

i

 

i

 

 

N

 

0

 

 

 

 

 

 

 

1

+

 

α i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i=

1

 

 


22

Вероятность отказа в обслуживании

 

Pотк = 1 P0 .

(18)

Тогда, обозначив через xi количество автомобилей i

–го типа, сум-

марные затраты, которые надо минимизировать, определятся из выражения

 

 

 

N

 

aiπi ne

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

N

( x ) =

(

 

i

+

b t в

n

e

x P ) min

(19)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

i

 

i отк

 

 

 

 

i= 1

 

λ i

 

 

 

 

i

 

 

при ограничениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N ( qγ)i nei xi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pобщ ;

(20)

 

 

 

 

i=

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

xi

 

0 и xi

целые ,

 

(21)

где ai - стоимость работы погрузочно-разгрузочных механизмов

( грузчиков) в единицу времени при обслуживании i –го типа автомобиля, р./ч;

bi - стоимость эксплуатации i –го типа автомобиля в единицу

времени, р./ч;

πi - вероятность полного обслуживания i –го типа автомоби-

ля;

nei - количество ездок, выполненное автомобилем i –го типа за время в наряде;

t вi - среднее время возврата автомобиля i –го типа, ч; ( qγ)i - загрузка i –го типа автомобиля за одну ездку, т;

Pобщ - общий объем спроса на готовую продукцию, которую необходимо вывезти за время работы автомобилей у поставщика, т.

Плотность потока заявок λ

i определится из выражения

 

λ i =

 

xi

.

(22)

 

 

 

 

t вi

 

 

 

 

 

 

Для рассматриваемого пункта обслуживания среднее время воз-

врата автомобиля i –го типа

t

вi

 

определится из выражения

 


23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

=

2lnз × ( nз ( 0,15nз + 0,72 ))

+

t т × ( qγ)

,

(23)

t

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

Vт

н

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

где l - среднее расстояние доставки груза, км; nз - количество пунктов завоза грузов;

Vтi - средняя техническая скорость i –го типа автомобиля,

км/ч;

tнт - норма времени погрузки-разгрузки на 1т груза, ч/т. Параметр µi определится из выражения

 

 

 

 

 

 

 

µ

=

1

,

(24)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

t обсi

 

 

 

 

 

 

t т × ( qγ)

 

 

 

где

 

обс

 

=

- средняя продолжительность обслуживания

t

i

 

 

 

 

н

i

 

 

 

 

 

 

i –го типа автомобиля, ч.

Задача (19) может быть решена методами динамического программирования. Тогда оптимальное решение можно получить с помощью рекуррентных соотношений

 

 

 

 

akπk ne

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fk ( Pобщ ) =

min

(

 

k

+ bk t вk nek xk Pотк ) +

 

 

λ k

 

 

xk

 

 

xk )}, k = 1, N .

(25)

+ fk 1( Pобщ

 

( qγ)k ne

 

 

 

 

k

 

 

 

 

Рассмотрим контрольный пример. Для доставки готовой продукции потребителям используются автомобили с максимальной загрузкой за ездку 800, 1000, 1500 и 1600 кг. Количество их не ограничено. Стоимость эксплуатации автомобилей каждого типа соответственно 15, 18, 20 и 25 р./ч. Стоимость работы погрузочно-разгрузочных механизмов (грузчиков) при обслуживании автомобиля любого типа равна и составляет 20 р./ч. Среднее расстояние доставки груза составляет 6,97 км. Средняя техническая скорость для всех типов автомобилей принимается равной 18 км/ч. Норма времени погрузки-разгрузки на 1т груза составляет 0,625 ч/т независимо от типа автомобиля. Количество ездок каждого типа автомобилей определяется, исходя из 8- часового рабочего дня водителей. Используя перечисленные выше исходные данные, определим количество автомобилей каждого типа


24

при использовании маршрутов с числом пунктов завоза от 1 до 15. Оптимальное решение, которое приводит к минимальным затратам, рассчитанным по формуле (19) с учетом (20)-(21), представлено в табл. 18.

 

Оптимальное решение

 

Таблица 18

 

 

 

Количество пунктов

Количество автомобилей i-го типа

завоза грузов

 

 

 

 

6

4

0

0

0

Минимальные затраты составляют 694,89 р.

В табл. 19 представлены исходные данные для решения задачи (19) по вариантам. После номера варианта данные идут в следующем порядке:

1 строка – максимальная загрузка i –го типа автомобиля за ездку, кг;

2 строка - стоимость работы погрузочно-разгрузочных механизмов в единицу времени при обслуживании i –го типа автомобиля, р./ч;

3 строка - стоимость эксплуатации i –го типа автомобиля в единицу времени, р./ч.

 

 

Контрольные задания

 

Таблица 19

 

 

 

 

Номер вари-

 

 

Исходные данные

 

анта

 

 

 

 

 

 

1

500

 

1600

 

3500

2500

 

57

 

148

 

132

56

 

99

 

16

 

23

82

2

800

 

1500

 

3200

2000

 

88

 

196

 

84

66

 

95

 

49

 

28

69

3

1000

 

2000

 

3000

500

 

141

 

69

 

52

184

 

32

 

64

 

53

37

4

500

 

1500

 

3200

1600

 

141

 

108

 

129

186

 

68

 

23

 

74

85