ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
20
Методические указания по выполнению задания №2:
•согласно номеру варианта решить детерминированную задачу (12) при сроке эксплуатации автомобиля 10,15 и 20 лет;
•решить задачу в стохастической постановке (13) при следующих исходных данных: средние значения дохода и затрат на содержание и замену составляют 90% от значений, рассчитанных по формулам (9) и (10), а среднеквадратические отклонения составляют 30% от средних значений;
•привести таблицы расчетов, сделать выводы об оптимальной политике замены автомобиля.
Практическое занятие №3 Согласование транспортного и производственного процесса
Цель: определить оптимальную политику взаимодействия автотранспортных и погрузочно-разгрузочных средств в составе транспортнопроизводственной системы, которая минимизирует общие затраты на управление данным процессом.
Процессы производства и потребления протекают неодинаково, имеют различные временные, материальные и стоимостные ограничения. Ограничения накладываются также со стороны транспортных организаций (время работы подвижного состава) и самих автомобилей (технические параметры, грузоподъемность, специализация). Поэтому требуется найти компромиссное решение, которое удовлетворяет всем ограничениям и сводит к минимуму общие затраты, связанные с работой системы и непроизводительными простоями транспортных и погрузочно-разгрузочных средств.
Исходные данные:
•суточный график выпуска продукции;
•режим потребления конечной продукции;
•ряд грузоподъемностей подвижного состава, используемого для перевозок грузов.
21
Математическая постановка задачи
Рассмотрим постановку задачи на примере равномерного ритма производства и неравномерного режима потребления. Доставка конечной продукции потребителям происходит по развозочно-сборным маршрутам. В ходе транспортировки подвижной состав подвергается непредвиденным задержкам, и, следовательно, необходимо включать в плановые графики поставок дополнительные резервы времени, чтобы сделать более равномерным вывоз продукции от поставщика. Так как для доставки товаров используются автомобили с различными техническими характеристиками, то они будут иметь неодинаковое время оборота и приходить к поставщику в разные моменты времени для очередной погрузки.
Для доставки готовой продукции используются N типов автомобилей грузоподъемностью qi , i = 1,2,..., N . Время обслуживания i-го
типа автомобиля случайное, распределенное по показательному закону с параметром µi . В систему обслуживания поступает от каждого i-
го типа автомобиля поток заявок с плотностями λ i .
Вероятность того, что погрузочно-разгрузочное средство свободно от обслуживания
|
|
|
P0 = |
|
|
1 |
|
|
|
, |
|
(15) |
||||
|
|
|
1 + |
|
∑N α i |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
λ i |
|
|
|
|
|
|
|
i= |
1 |
|
|
|
|
|
|
где α i = |
- приведенная интенсивность потока заявок. |
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
µi |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вероятность того, что погрузочно-разгрузочное средство занято |
||||||||||||||||
обслуживанием i-го типа автомобиля |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
Pi |
= |
|
|
α i |
|
. |
|
|
(16) |
||||
|
|
|
|
1 + |
∑N |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
α i |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i= 1 |
|
|
|
|
|||
Вероятность того, что i-й тип автомобиля будет обслужен |
|
|||||||||||||||
|
|
P = |
µi |
P = |
|
|
1 |
|
|
= P . |
(17) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
обс |
|
λ |
i |
|
i |
|
|
N |
|
0 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
1 |
+ ∑ |
|
α i |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i= |
1 |
|
|
22
Вероятность отказа в обслуживании |
|
Pотк = 1 − P0 . |
(18) |
Тогда, обозначив через xi количество автомобилей i |
–го типа, сум- |
марные затраты, которые надо минимизировать, определятся из выражения
|
|
|
N |
|
aiπi ne |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
L |
N |
( x ) = |
∑ |
( |
|
i |
+ |
b t в |
n |
e |
x P ) → min |
(19) |
||
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
i |
i |
|
i отк |
|
|||
|
|
|
i= 1 |
|
λ i |
|
|
|
|
i |
|
|
||
при ограничениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
∑N ( qγ)i nei xi ≥ |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
Pобщ ; |
(20) |
|||||||||
|
|
|
|
i= |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
xi |
|
≥ 0 и xi − |
целые , |
|
(21) |
где ai - стоимость работы погрузочно-разгрузочных механизмов
( грузчиков) в единицу времени при обслуживании i –го типа автомобиля, р./ч;
bi - стоимость эксплуатации i –го типа автомобиля в единицу
времени, р./ч;
πi - вероятность полного обслуживания i –го типа автомоби-
ля;
nei - количество ездок, выполненное автомобилем i –го типа за время в наряде;
t вi - среднее время возврата автомобиля i –го типа, ч; ( qγ)i - загрузка i –го типа автомобиля за одну ездку, т;
Pобщ - общий объем спроса на готовую продукцию, которую необходимо вывезти за время работы автомобилей у поставщика, т.
Плотность потока заявок λ |
i определится из выражения |
|
|||||
λ i = |
|
xi |
. |
(22) |
|||
|
|
|
|||||
|
t вi |
||||||
|
|
|
|
|
|
||
Для рассматриваемого пункта обслуживания среднее время воз- |
|||||||
врата автомобиля i –го типа |
t |
вi |
|
определится из выражения |
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
= |
2lnз × ( nз ( 0,15nз + 0,72 )) |
+ |
t т × ( qγ) |
, |
(23) |
|||
t |
|
|||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
i |
|
|
|
Vт |
н |
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
где l - среднее расстояние доставки груза, км; nз - количество пунктов завоза грузов;
Vтi - средняя техническая скорость i –го типа автомобиля,
км/ч;
tнт - норма времени погрузки-разгрузки на 1т груза, ч/т. Параметр µi определится из выражения
|
|
|
|
|
|
|
µ |
= |
1 |
, |
(24) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
i |
|
t обсi |
|
||
|
|
|
|
|
t т × ( qγ) |
|
|
|
||||
где |
|
обс |
|
= |
- средняя продолжительность обслуживания |
|||||||
t |
i |
|||||||||||
|
|
|
|
н |
i |
|
|
|
|
|
|
i –го типа автомобиля, ч.
Задача (19) может быть решена методами динамического программирования. Тогда оптимальное решение можно получить с помощью рекуррентных соотношений
|
|
|
|
akπk ne |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
fk ( Pобщ ) = |
min |
( |
|
k |
+ bk t вk nek xk Pотк ) + |
|
||
|
λ k |
|
||||||
|
xk |
|
|
xk )}, k = 1, N . |
(25) |
|||
+ fk − 1( Pобщ − |
|
( qγ)k ne |
||||||
|
|
|
|
k |
|
|
|
|
Рассмотрим контрольный пример. Для доставки готовой продукции потребителям используются автомобили с максимальной загрузкой за ездку 800, 1000, 1500 и 1600 кг. Количество их не ограничено. Стоимость эксплуатации автомобилей каждого типа соответственно 15, 18, 20 и 25 р./ч. Стоимость работы погрузочно-разгрузочных механизмов (грузчиков) при обслуживании автомобиля любого типа равна и составляет 20 р./ч. Среднее расстояние доставки груза составляет 6,97 км. Средняя техническая скорость для всех типов автомобилей принимается равной 18 км/ч. Норма времени погрузки-разгрузки на 1т груза составляет 0,625 ч/т независимо от типа автомобиля. Количество ездок каждого типа автомобилей определяется, исходя из 8- часового рабочего дня водителей. Используя перечисленные выше исходные данные, определим количество автомобилей каждого типа
24
при использовании маршрутов с числом пунктов завоза от 1 до 15. Оптимальное решение, которое приводит к минимальным затратам, рассчитанным по формуле (19) с учетом (20)-(21), представлено в табл. 18.
|
Оптимальное решение |
|
Таблица 18 |
|
|
|
|
||
Количество пунктов |
Количество автомобилей i-го типа |
|||
завоза грузов |
|
|
|
|
6 |
4 |
0 |
0 |
0 |
Минимальные затраты составляют 694,89 р.
В табл. 19 представлены исходные данные для решения задачи (19) по вариантам. После номера варианта данные идут в следующем порядке:
•1 строка – максимальная загрузка i –го типа автомобиля за ездку, кг;
•2 строка - стоимость работы погрузочно-разгрузочных механизмов в единицу времени при обслуживании i –го типа автомобиля, р./ч;
•3 строка - стоимость эксплуатации i –го типа автомобиля в единицу времени, р./ч.
|
|
Контрольные задания |
|
Таблица 19 |
||
|
|
|
|
|||
Номер вари- |
|
|
Исходные данные |
|
||
анта |
|
|
|
|
|
|
1 |
500 |
|
1600 |
|
3500 |
2500 |
|
57 |
|
148 |
|
132 |
56 |
|
99 |
|
16 |
|
23 |
82 |
2 |
800 |
|
1500 |
|
3200 |
2000 |
|
88 |
|
196 |
|
84 |
66 |
|
95 |
|
49 |
|
28 |
69 |
3 |
1000 |
|
2000 |
|
3000 |
500 |
|
141 |
|
69 |
|
52 |
184 |
|
32 |
|
64 |
|
53 |
37 |
4 |
500 |
|
1500 |
|
3200 |
1600 |
|
141 |
|
108 |
|
129 |
186 |
|
68 |
|
23 |
|
74 |
85 |