Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 0
К1928 году у Чудакова накапливается экспериментальный материал, который оформляется в капитальный труд "Динамическое и экономическое исследование автомобиля", а в 1931 году выходит в свет работа "Тяговый расчет автомобиля". В этих работах впервые в мире были предложены и даны методы расчета оценочных параметров автомобиля. Предложенные оценочные параметры позволяли уже на стадии проектирования автомобиля довольно точно рассчитать такие важнейшие показатели, как динамические и экономические качества будующей машины. Эти, предложенные Российскими учеными, критерии оценки качества были приняты во всем мире для анализа и сравнения совершенства конструкций автомобилей различных марок.
Заслуживает внимания работа Чудакова над совершенствованием системы питания автомобиля. В 1394 г. он предложил для экономии топлива включить в карбюратор двигателя работающего при неполных нагрузках, дополнительное устройство, названное экономайзером. Впоследствии экономайзер стал применяться в карбюраторах на всех автомобилях в мире.
Гигантское развитие тракторостроения началось в первой пятилетке.
В1930 году вступил в строй Сталинградский, а в 1931 году Харьковский тракторные заводы. Оба завода начали выпуск колесных тракторов СХТЗ. В 1933 году выпуск гусеничных тракторов С-60 начал Челябинский тракторный завод, а с 1934 года на Кировском заводе в Ленинграде начался массовый выпуск новых колесных тракторов "Универсал". Испытывать, проектировать и курировать работу заводских конструкторских бюро было поручено институту НАМИ, для этой цели в 1930 году его переименовали в НАТИ – Научно исследовательский автотракторный институт. К началу Великой Отечественной войны наша страна вышла на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов, при этом общий выпуск тракторов составлял 40% мирового производства.
Кэтому времени в СССР выросло немало способных инженеровавтотракторостроителей, при этом они заканчивали советские школы и отечественные вузы, проходили практику на наших же промышленных предприятиях. Это были специалисты, которые в кратчайшие сроки смогли вывести страну в число передовых в техническом отношении стран мира. Все это стало возможным, т.к. они умели с минимумом средств решать максимум задач.
88
ЛЕКЦИЯ ОДИНАДЦАТАЯ
Основные этапы развития автомобильного транспорта России
Неоднократно нам приходилось слышать, что общество, производственные отношения, конструкции машин, одним словом, все в нашем мире, развивается по спирали. Имеется в виду, что перемещение по кругу - это координата времени, а поступательное движение - это и есть производственные отношения, конструкции машин, их производительность, качество, трудоемкость изготовления и многое другое, т.е. координата производительности, качества, трудоемкости и т.д. Однако эта спираль имеет переменный шаг, т.е. в начале с течением времени накапливается определенный опыт, происходит непрерывное совершенствование машин, растет их производительность, улучшается качество, снижается трудоемкость их изготовления, и "шаг" роста этих качеств во времени почти постоянен. Однако, по истечении какого-то времени наступает такой момент, когда на фоне плавного совершенствования этих качеств рождается совершенно новая конструкция общества, производственных отношений, машин. В это время одновременно продолжают выпускаться машины устаревшего поколения и новые, более прогрессивные. Таким образом, шаг спирали резко увеличивается, т.е. происходят революционные события, а затем - новая конструкция общества, новые производственные отношения, и конструкция машин с течением времени будет плавно и непрерывно совершенствоваться. Время плавного совершенствования машин и называется этапом развития. Четко определить границу между этапами достаточно сложно, т.к. одновременно существуют (выпускаются) и старые и новые машины, действуют производственные отношения. Нас с вами интересуют этапы развития автомобилестроения в России. Причем следует заметить, что продолжительность каждого из этих этапов в автомобилестроении России в среднем составляет около 10 лет, и эта закономерность смены формаций, машин - объективна.
Этап первый (1896 - 1917 гг.) Почти двадцатилетний шаг этого этапа объясняется тем, что Россия дважды его переживала, т.к. естественное течение событий было прервано одним из самых результативных событий в истории развитии общества, Великой Октябрьской социалистической революцией.
89
Изобретательский период в создании Российского автомобиля приходится на труднейшие для государства годы; тем не менее, в этот период появилось достаточно много ярких имен и фамилий. Многие наши соотечественники, не сумевшие на родине реализовать свои творческие замыслы, нашли применение своим изобретательским способностям во многих зарубежных фирмах в качестве ведущих конструкторов или специалистов, поскольку российская промышленность в то время еще не была готова к их освоению. Так, своему процветанию знаменитая фирма Даймлер во многом обязана русскому конструктору международного масштаба Борису Григорьевичу Луцкому (1865 – 1920).
Первый автомобиль в России появился в 1896 году благодаря изобретательскому и инженерному таланту Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе. На рубеже веков мы видим ряд ярких имен отечественных инженеров-предпринимателей, пытавшихся создать и наладить производство отечественных автомобилей.
В 1899году в Санкт-Петербурге Ипполит Владимирович Романов построил и испытал несколько электромобилей. Кроме того, производством автомобилей занимались фирмы "Россия" Александра Лейтнера в Риге, велосипедная фирма "Дукс" Юлия Александровича Меллера, Н. Э. Бромлей в Москве, Э.Д.Лидтке, Д.Скавронсий и Г.А. Лесснер в Санкт-Петербурге и другие.
Рис. 11.1. «ЛЕСНЕР-6ЛС». Грузоподъемность500 кг; число мест- 2; двигатель: число цилиндров-2; рабочий объем – 1528 см3; мощность- 6 л.с. при 1000 об/мин; число передач- 3; размер шин880 х 120; длина 3400 мм; высота1750 мм; база2200 мм; снаряженная масса1200 кг; скорость – 20 км/ч.
90
Петербургский машиностроительный завод Г.А. Лесснера в 1905 году изготовил по заказу столичного почтамта 13 автомобилей (рис.11.1) для перевозки почты. Сконструированная Б. Г. Луцким, эта модель имела двигатель с нижними клапанами, которые находились с обеих сторон блока цилиндров, главную цепную передачу и колеса с деревянными спицами.
В целом, производство автомобилей в большинстве случаев оказывалось убыточным, и заводы вынуждены были переходить на выпуск более выгодной продукции. Тем не менее, русские инженеры разработали немало интересных новинок в конструкции автомобиля. Среди них следует отметить: пульверизационный карбюратор Потворского (1894 г.), привод на передние колеса Романова (1899 г.), независимую подвеску передних колес Лидтке (1901 г.), электрическое освещение на машинах Романова (1899 г.) и Скавронского (1903 г.), одноколейный автомобиль (рис.11.2) графа П. П. Шиловского - инженера в области гироскопической техники(1914 г.).
Рис. 11.2. Автомобиль П.П. Шиловского с гироскопом.
Если производство автомобилей в России налаживалось с трудом, то многие русские экипажные фабрики имели большие заказы и могли похвастаться великолепными кузовами своей работы. В те годы автомобилисты чаще покупали только шасси машины, а кузова различного назначения заказывали российским экипажным фабрикам: закрытые зимние («лимузин», «берлин», «ландоле», «купе») или открытые летние («фаэтон», «торпедо», «виктория»), реже - спортивные.
Самой яркой страницей в истории первого этапа отечественного автомобилестроения явилось производство автомобилей "Руссо-Балт" в Риге, на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе. С 1909 по
91
1915 г. там было выпущено более тысячи легковых и грузовых автомобилей. По заказу военного ведомства было разработано три модели грузовиков "Руссо-Балт-Д", "Руссо-Балт-М" и "Руссо-Балт-Т". Наибольшей популярностью пользовалась модель "Руссо-Балт-М" (рис.11.3) на высоких колесах, с цепной передачей, без кабины (вариант 1913 года).
В 1912 году военное ведомство заказало Русско-Балтийскому вагонному заводу партию легковых автомобилей для штабной службы. Это были первые армейские машины отечественного производства. Партия состояла из автомобилей модели "С24-30" седьмой серии (рис.11.4), укомплектованных двумя стационарными и одним поисковым прожектором, выдвижными столиками для карт, ящиками для штабных документов и плетеной корзиной на левой подножке для офицерских шашек. Кузов этого автомобиля был так же красив, как парадная офицерская форма.
Рис.11.3.«РУССО-БАЛТ-М» Грузоподъемность1900 кг ; двигатель: число ци- линдров-4; рабочий объем – 4501 см3; мощность40 л.с. при 1200 об/мин; снаряженная масса1920 кг; скорость – 18 км/ч; длина 6100 мм; ширина1950 мм.
Среди легковых автомобилей модель "С24-40" была изготовлена в наибольшем количестве (около 400 экземпляров) (рис.11.5). Представленный здесь образец вообще является уникальным, поскольку он оснащен заказным, редкого для тех лет, кузовом типа – "лимузин с внутренним управлением". В большинстве конструкций легковых автомобилей, имеющих закрытый кузов, водителя располагали отдельно, как правило, под открытым небом, на "облучке".
Отличительной особенностью этого кузова было составное панорамное лобовое стекло и роскошная отделка интерьера. Единственный
92
"Русо-Балт", сохранившийся во всем мире до наших дней, это автомобиль модели "Руссо-Балт-К12-20" (рис.11.6). Машина отреставрирована институтом НАМИ и экспонируется в автомобильном отделе Политехнического музея в Москве. Особенности конструкции: отлитые из алюминиевого сплава картеры двигателя и коробки передач, рулевое колесо с пятью спицами, подвеска задних колес на тричетвертьэллиптических рессорах. Конструктор автомобиля Ж. Поттера. Всего изготовлено около 300 автомобилей этой модели.
Рис. 11.4. «РУССО-БАЛТ-С24 30» Колесная формула 4 Х 2; число мест- 6; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем – 4501 см3; мощность30 л.с. при 1200 об/мин; число передач- 3; размер шин880 х 120; длина 4250 мм; ширина1600 мм; высота ( с тентом)- 2250 мм; база3160 мм; снаряженная масса1860 кг; скорость – 70 км/ч.
Рис.11.5. «РУССО-БАЛТ-С24 40». Число мест- 5; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем – 4501 см3; мощность40 л.с. при 1500 об/мин; число передач- 4; размер шин880 х 120; длина 4650 мм; ширина1600 мм; высота2340 мм; база3305 мм; снаряженная масса2100 кг; скорость – 70 км/ч.
93
Заканчивался этот этап почти при полном параличе машиностроения, вызванном революцией 1905 года, началом первой мировой войны, февральской, а затем и октябрьской, революциями. В 1915 году, в связи с приближением фронта к Риге, Русско-Балтийский завод был эвакуирован под Москву, в город Фили и перепрофилирован в первый бронетанковый автомобильный завод 1-БТАЗ. Отсутствие современных транспортных средств отрицательно сказывалось на боеспособности армии. Понимая это, в августе 1915 года царское правительство приняло решение о строительстве пяти автомобильных заводов в Москве, Ярославле, Рыбинске, Филях и Нахичевани.
Отечественные автомобили первого этапа (1896–1917 гг.) представлены в таблице 1.
Рис.11.6. «Руссо-Балт-К12/20». Двигатель: число цилиндров-4, рабочий объем2211 см3, мощность20 л.с; число передач- 3; расстояние между осями2855 мм; масса1180 кг; скорость60 км/ч; кузов четырехместный, типа «торпедо».
Этап второй (1918 - 1927 гг.) – зарождение автомобильной промышленности СССР. Начало этого этапа проходило на фоне гражданской войны и интервенции. Первые попытки реанимировать автомобильную промышленность были сделаны в 1922 году, когда на недостроенном заводе Автомобильного Московского Общества (АМО) начали строить грузовые автомобили "Уайт – АМО" (рис.11.7). Завод на 70% реконструировал старые грузовые автомобили "Уайт", приобретенные в Америке в больших количествах для русской армии. От старых автомобилей завод АМО использовал раму и коленчатые валы. Завод изготавливал сам коробки передач, блоки цилиндров, дифференциалы, радиаторы, колеса и другие сложные узлы и детали. Грузовики "Уайт – АМО"
94
Таблица 1
Отечественные автомобили раннего периода.
|
|
Двигатель |
|
|
|
Снаряжениемасса, кг |
|
|
|
|
|
число и |
вращениятотаколенвалачатого, /мин |
расположениеклапанов |
передачЧислои тип передачиглавной |
|
местЧислоили грузоподъемность, кг |
Скорость, км/ч |
|
|
|
Мощность, л.с., и час- |
|
||||||
Модель |
Годы |
рабочий |
|
|
|
База, |
Колея, |
|
|
|
выпуска |
объем |
|
|
|
мм |
мм |
|
|
|
|
цилинд- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ров. см» |
|
|
|
|
|
|
|
Легковые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Яковлев и Фрезе»* |
1896-1897 1-1000 |
2- |
- |
СР |
2-Ц |
1370 |
1290 |
300 |
2 |
21 |
||
«Россия-Леитнер» |
1899-1902 1-500 |
4,5- - |
СР |
2-К |
— |
— |
400 |
4 |
35 |
|||
«Фрезе-8» |
1902-1904 1-864 |
8-2000 |
СР |
2-К |
— |
— |
600 |
2-4 |
60 |
|||
«Дуксмобиль» |
1904-1906 1-1940 |
6- |
- |
СР |
2-Ц |
1675 |
1400 |
550 |
2 |
35 |
||
«Аксай-7» |
1903-1904 1-1940 |
7- |
- |
СР |
2-Ц |
1675 |
1400 |
550 |
2 |
35 |
||
«Лесснер-12» |
1906-1909 |
2- |
- |
12- |
- |
НД |
3-Ц |
3020 |
— |
— |
4-5 |
50 |
«Лесснер-22» |
1907-1909 |
4- |
- |
22- |
- |
НД |
4-Ц |
3340 |
— |
— |
5-7 |
60 |
«Лесснер-32» |
1907-1909 4-4559 |
32 - - |
НД |
4-Ц |
3480 |
— |
— |
5-7 |
65 |
|||
«Лесснер-90» |
1907-1909 |
6- |
- |
90- |
- |
НД |
4-Ц |
3800 |
— |
— |
5 |
100 |
«Руссо-Балт С24/30» |
1909-1910 4-4501 |
30-1200 |
НД |
3-K |
3156 |
1360 |
1800 |
5-6 |
70 |
|||
«Руссо-Бюир» |
1910-1911 4-4074 |
35 - |
- |
НО |
4-К |
3080 |
1450 |
1820 |
5 |
60 |
||
«Руссо-Балт К12/15» |
1910-1911 4-2211 |
15-1500 |
НО |
3-К |
2655 |
1260 |
1180 |
4 |
60 |
|||
«Pycco-Балт К12/30- |
1911-1913 |
4-2422 |
30-1500 |
НО |
З-К |
2655 |
1260 |
— |
2 |
95 |
||
Спорт»* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Руссо-Балт С24/50- |
1911-1912 |
4-4939 |
50-1500 |
НД |
4-К |
3305 |
1365 |
1500 |
2 |
113 |
||
Монако»* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Руссо-Балт 40/60» |
1911-1912 4-7235 |
60-1000 |
НД |
4-К |
3350 |
1440 |
— |
7-8 |
100 |
|||
«Пузырев-28/35»* |
1911-1912 4-5130 |
35-1200 |
НД |
3-К |
3000 |
1400 |
— |
5 |
70 |
|||
«Пузырев-А28/40» |
1912-1914 4-6325 |
40-1200 |
НД |
4-К |
3320 |
1400 |
1900 |
5-7 |
80 |
|||
«РуссоБалт К |
1912-1915 |
4-2211 |
24-1600 |
НО |
4- К |
2855 |
1260 |
1230 |
4 |
70 |
||
12/24» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Pycco-Бaлт C24/40» |
1913-1915 4-4501 |
40-1200 |
НЛ |
4-К |
3305 |
1365 |
1900 |
5-6 |
80 |
|||
«РуссоБалт C24/60- |
1913-1914 |
4-5033 |
60-1800 |
НД |
1-К |
3305 |
1365 |
1300 |
2 |
139 |
||
Спорт»* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Пузырев-Спорт»* |
1913 |
1-3929 |
— |
|
ВК |
4-К |
|
— |
|
2 |
- |
|
«Руссо-Балт Е |
1914-1915 |
4-3684 |
35-1300 |
НО |
4-К |
3250 |
1400 |
1500 |
4-5 |
75 |
||
15/35» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Руссо-Балт С24/40» |
1915-1917 |
4-4501 |
40-1500 |
НД |
4-К |
3165 |
1365 |
1840 |
5-6 |
80 |
95