Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К1928 году у Чудакова накапливается экспериментальный материал, который оформляется в капитальный труд "Динамическое и экономическое исследование автомобиля", а в 1931 году выходит в свет работа "Тяговый расчет автомобиля". В этих работах впервые в мире были предложены и даны методы расчета оценочных параметров автомобиля. Предложенные оценочные параметры позволяли уже на стадии проектирования автомобиля довольно точно рассчитать такие важнейшие показатели, как динамические и экономические качества будующей машины. Эти, предложенные Российскими учеными, критерии оценки качества были приняты во всем мире для анализа и сравнения совершенства конструкций автомобилей различных марок.

Заслуживает внимания работа Чудакова над совершенствованием системы питания автомобиля. В 1394 г. он предложил для экономии топлива включить в карбюратор двигателя работающего при неполных нагрузках, дополнительное устройство, названное экономайзером. Впоследствии экономайзер стал применяться в карбюраторах на всех автомобилях в мире.

Гигантское развитие тракторостроения началось в первой пятилетке.

В1930 году вступил в строй Сталинградский, а в 1931 году Харьковский тракторные заводы. Оба завода начали выпуск колесных тракторов СХТЗ. В 1933 году выпуск гусеничных тракторов С-60 начал Челябинский тракторный завод, а с 1934 года на Кировском заводе в Ленинграде начался массовый выпуск новых колесных тракторов "Универсал". Испытывать, проектировать и курировать работу заводских конструкторских бюро было поручено институту НАМИ, для этой цели в 1930 году его переименовали в НАТИ – Научно исследовательский автотракторный институт. К началу Великой Отечественной войны наша страна вышла на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов, при этом общий выпуск тракторов составлял 40% мирового производства.

Кэтому времени в СССР выросло немало способных инженеровавтотракторостроителей, при этом они заканчивали советские школы и отечественные вузы, проходили практику на наших же промышленных предприятиях. Это были специалисты, которые в кратчайшие сроки смогли вывести страну в число передовых в техническом отношении стран мира. Все это стало возможным, т.к. они умели с минимумом средств решать максимум задач.

88

ЛЕКЦИЯ ОДИНАДЦАТАЯ

Основные этапы развития автомобильного транспорта России

Неоднократно нам приходилось слышать, что общество, производственные отношения, конструкции машин, одним словом, все в нашем мире, развивается по спирали. Имеется в виду, что перемещение по кругу - это координата времени, а поступательное движение - это и есть производственные отношения, конструкции машин, их производительность, качество, трудоемкость изготовления и многое другое, т.е. координата производительности, качества, трудоемкости и т.д. Однако эта спираль имеет переменный шаг, т.е. в начале с течением времени накапливается определенный опыт, происходит непрерывное совершенствование машин, растет их производительность, улучшается качество, снижается трудоемкость их изготовления, и "шаг" роста этих качеств во времени почти постоянен. Однако, по истечении какого-то времени наступает такой момент, когда на фоне плавного совершенствования этих качеств рождается совершенно новая конструкция общества, производственных отношений, машин. В это время одновременно продолжают выпускаться машины устаревшего поколения и новые, более прогрессивные. Таким образом, шаг спирали резко увеличивается, т.е. происходят революционные события, а затем - новая конструкция общества, новые производственные отношения, и конструкция машин с течением времени будет плавно и непрерывно совершенствоваться. Время плавного совершенствования машин и называется этапом развития. Четко определить границу между этапами достаточно сложно, т.к. одновременно существуют (выпускаются) и старые и новые машины, действуют производственные отношения. Нас с вами интересуют этапы развития автомобилестроения в России. Причем следует заметить, что продолжительность каждого из этих этапов в автомобилестроении России в среднем составляет около 10 лет, и эта закономерность смены формаций, машин - объективна.

Этап первый (1896 - 1917 гг.) Почти двадцатилетний шаг этого этапа объясняется тем, что Россия дважды его переживала, т.к. естественное течение событий было прервано одним из самых результативных событий в истории развитии общества, Великой Октябрьской социалистической революцией.

89



Изобретательский период в создании Российского автомобиля приходится на труднейшие для государства годы; тем не менее, в этот период появилось достаточно много ярких имен и фамилий. Многие наши соотечественники, не сумевшие на родине реализовать свои творческие замыслы, нашли применение своим изобретательским способностям во многих зарубежных фирмах в качестве ведущих конструкторов или специалистов, поскольку российская промышленность в то время еще не была готова к их освоению. Так, своему процветанию знаменитая фирма Даймлер во многом обязана русскому конструктору международного масштаба Борису Григорьевичу Луцкому (1865 – 1920).

Первый автомобиль в России появился в 1896 году благодаря изобретательскому и инженерному таланту Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе. На рубеже веков мы видим ряд ярких имен отечественных инженеров-предпринимателей, пытавшихся создать и наладить производство отечественных автомобилей.

В 1899году в Санкт-Петербурге Ипполит Владимирович Романов построил и испытал несколько электромобилей. Кроме того, производством автомобилей занимались фирмы "Россия" Александра Лейтнера в Риге, велосипедная фирма "Дукс" Юлия Александровича Меллера, Н. Э. Бромлей в Москве, Э.Д.Лидтке, Д.Скавронсий и Г.А. Лесснер в Санкт-Петербурге и другие.

Рис. 11.1. «ЛЕСНЕР-6ЛС». Грузоподъемность500 кг; число мест- 2; двигатель: число цилиндров-2; рабочий объем – 1528 см3; мощность- 6 л.с. при 1000 об/мин; число передач- 3; размер шин880 х 120; длина 3400 мм; высота1750 мм; база2200 мм; снаряженная масса1200 кг; скорость – 20 км/ч.

90

Петербургский машиностроительный завод Г.А. Лесснера в 1905 году изготовил по заказу столичного почтамта 13 автомобилей (рис.11.1) для перевозки почты. Сконструированная Б. Г. Луцким, эта модель имела двигатель с нижними клапанами, которые находились с обеих сторон блока цилиндров, главную цепную передачу и колеса с деревянными спицами.

В целом, производство автомобилей в большинстве случаев оказывалось убыточным, и заводы вынуждены были переходить на выпуск более выгодной продукции. Тем не менее, русские инженеры разработали немало интересных новинок в конструкции автомобиля. Среди них следует отметить: пульверизационный карбюратор Потворского (1894 г.), привод на передние колеса Романова (1899 г.), независимую подвеску передних колес Лидтке (1901 г.), электрическое освещение на машинах Романова (1899 г.) и Скавронского (1903 г.), одноколейный автомобиль (рис.11.2) графа П. П. Шиловского - инженера в области гироскопической техники(1914 г.).

Рис. 11.2. Автомобиль П.П. Шиловского с гироскопом.

Если производство автомобилей в России налаживалось с трудом, то многие русские экипажные фабрики имели большие заказы и могли похвастаться великолепными кузовами своей работы. В те годы автомобилисты чаще покупали только шасси машины, а кузова различного назначения заказывали российским экипажным фабрикам: закрытые зимние («лимузин», «берлин», «ландоле», «купе») или открытые летние («фаэтон», «торпедо», «виктория»), реже - спортивные.

Самой яркой страницей в истории первого этапа отечественного автомобилестроения явилось производство автомобилей "Руссо-Балт" в Риге, на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе. С 1909 по

91


1915 г. там было выпущено более тысячи легковых и грузовых автомобилей. По заказу военного ведомства было разработано три модели грузовиков "Руссо-Балт-Д", "Руссо-Балт-М" и "Руссо-Балт-Т". Наибольшей популярностью пользовалась модель "Руссо-Балт-М" (рис.11.3) на высоких колесах, с цепной передачей, без кабины (вариант 1913 года).

В 1912 году военное ведомство заказало Русско-Балтийскому вагонному заводу партию легковых автомобилей для штабной службы. Это были первые армейские машины отечественного производства. Партия состояла из автомобилей модели "С24-30" седьмой серии (рис.11.4), укомплектованных двумя стационарными и одним поисковым прожектором, выдвижными столиками для карт, ящиками для штабных документов и плетеной корзиной на левой подножке для офицерских шашек. Кузов этого автомобиля был так же красив, как парадная офицерская форма.

Рис.11.3.«РУССО-БАЛТ-М» Грузоподъемность1900 кг ; двигатель: число ци- линдров-4; рабочий объем – 4501 см3; мощность40 л.с. при 1200 об/мин; снаряженная масса1920 кг; скорость – 18 км/ч; длина 6100 мм; ширина1950 мм.

Среди легковых автомобилей модель "С24-40" была изготовлена в наибольшем количестве (около 400 экземпляров) (рис.11.5). Представленный здесь образец вообще является уникальным, поскольку он оснащен заказным, редкого для тех лет, кузовом типа – "лимузин с внутренним управлением". В большинстве конструкций легковых автомобилей, имеющих закрытый кузов, водителя располагали отдельно, как правило, под открытым небом, на "облучке".

Отличительной особенностью этого кузова было составное панорамное лобовое стекло и роскошная отделка интерьера. Единственный

92

"Русо-Балт", сохранившийся во всем мире до наших дней, это автомобиль модели "Руссо-Балт-К12-20" (рис.11.6). Машина отреставрирована институтом НАМИ и экспонируется в автомобильном отделе Политехнического музея в Москве. Особенности конструкции: отлитые из алюминиевого сплава картеры двигателя и коробки передач, рулевое колесо с пятью спицами, подвеска задних колес на тричетвертьэллиптических рессорах. Конструктор автомобиля Ж. Поттера. Всего изготовлено около 300 автомобилей этой модели.

Рис. 11.4. «РУССО-БАЛТ-С24 30» Колесная формула 4 Х 2; число мест- 6; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем – 4501 см3; мощность30 л.с. при 1200 об/мин; число передач- 3; размер шин880 х 120; длина 4250 мм; ширина1600 мм; высота ( с тентом)- 2250 мм; база3160 мм; снаряженная масса1860 кг; скорость – 70 км/ч.

Рис.11.5. «РУССО-БАЛТ-С24 40». Число мест- 5; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем – 4501 см3; мощность40 л.с. при 1500 об/мин; число передач- 4; размер шин880 х 120; длина 4650 мм; ширина1600 мм; высота2340 мм; база3305 мм; снаряженная масса2100 кг; скорость – 70 км/ч.

93


Заканчивался этот этап почти при полном параличе машиностроения, вызванном революцией 1905 года, началом первой мировой войны, февральской, а затем и октябрьской, революциями. В 1915 году, в связи с приближением фронта к Риге, Русско-Балтийский завод был эвакуирован под Москву, в город Фили и перепрофилирован в первый бронетанковый автомобильный завод 1-БТАЗ. Отсутствие современных транспортных средств отрицательно сказывалось на боеспособности армии. Понимая это, в августе 1915 года царское правительство приняло решение о строительстве пяти автомобильных заводов в Москве, Ярославле, Рыбинске, Филях и Нахичевани.

Отечественные автомобили первого этапа (1896–1917 гг.) представлены в таблице 1.

Рис.11.6. «Руссо-Балт-К12/20». Двигатель: число цилиндров-4, рабочий объем2211 см3, мощность20 л.с; число передач- 3; расстояние между осями2855 мм; масса1180 кг; скорость60 км/ч; кузов четырехместный, типа «торпедо».

Этап второй (1918 - 1927 гг.) – зарождение автомобильной промышленности СССР. Начало этого этапа проходило на фоне гражданской войны и интервенции. Первые попытки реанимировать автомобильную промышленность были сделаны в 1922 году, когда на недостроенном заводе Автомобильного Московского Общества (АМО) начали строить грузовые автомобили "Уайт – АМО" (рис.11.7). Завод на 70% реконструировал старые грузовые автомобили "Уайт", приобретенные в Америке в больших количествах для русской армии. От старых автомобилей завод АМО использовал раму и коленчатые валы. Завод изготавливал сам коробки передач, блоки цилиндров, дифференциалы, радиаторы, колеса и другие сложные узлы и детали. Грузовики "Уайт – АМО"

94

Таблица 1

Отечественные автомобили раннего периода.

 

 

Двигатель

 

 

 

Снаряжениемасса, кг

 

 

 

 

число и

вращениятотаколенвалачатого, /мин

расположениеклапанов

передачЧислои тип передачиглавной

 

местЧислоили грузоподъемность, кг

Скорость, км/ч

 

 

Мощность, л.с., и час-

 

Модель

Годы

рабочий

 

 

 

База,

Колея,

 

 

 

выпуска

объем

 

 

 

мм

мм

 

 

 

 

цилинд-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ров. см»

 

 

 

 

 

 

 

Легковые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Яковлев и Фрезе»*

1896-1897 1-1000

2-

-

СР

2-Ц

1370

1290

300

2

21

«Россия-Леитнер»

1899-1902 1-500

4,5- -

СР

2-К

400

4

35

«Фрезе-8»

1902-1904 1-864

8-2000

СР

2-К

600

2-4

60

«Дуксмобиль»

1904-1906 1-1940

6-

-

СР

2-Ц

1675

1400

550

2

35

«Аксай-7»

1903-1904 1-1940

7-

-

СР

2-Ц

1675

1400

550

2

35

«Лесснер-12»

1906-1909

2-

-

12-

-

НД

3-Ц

3020

4-5

50

«Лесснер-22»

1907-1909

4-

-

22-

-

НД

4-Ц

3340

5-7

60

«Лесснер-32»

1907-1909 4-4559

32 - -

НД

4-Ц

3480

5-7

65

«Лесснер-90»

1907-1909

6-

-

90-

-

НД

4-Ц

3800

5

100

«Руссо-Балт С24/30»

1909-1910 4-4501

30-1200

НД

3-K

3156

1360

1800

5-6

70

«Руссо-Бюир»

1910-1911 4-4074

35 -

-

НО

4-К

3080

1450

1820

5

60

«Руссо-Балт К12/15»

1910-1911 4-2211

15-1500

НО

3-К

2655

1260

1180

4

60

«Pycco-Балт К12/30-

1911-1913

4-2422

30-1500

НО

З-К

2655

1260

2

95

Спорт»*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Руссо-Балт С24/50-

1911-1912

4-4939

50-1500

НД

4-К

3305

1365

1500

2

113

Монако»*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Руссо-Балт 40/60»

1911-1912 4-7235

60-1000

НД

4-К

3350

1440

7-8

100

«Пузырев-28/35»*

1911-1912 4-5130

35-1200

НД

3-К

3000

1400

5

70

«Пузырев-А28/40»

1912-1914 4-6325

40-1200

НД

4-К

3320

1400

1900

5-7

80

«РуссоБалт К

1912-1915

4-2211

24-1600

НО

4- К

2855

1260

1230

4

70

12/24»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pycco-Бaлт C24/40»

1913-1915 4-4501

40-1200

НЛ

4-К

3305

1365

1900

5-6

80

«РуссоБалт C24/60-

1913-1914

4-5033

60-1800

НД

1-К

3305

1365

1300

2

139

Спорт»*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пузырев-Спорт»*

1913

1-3929

 

ВК

4-К

 

 

2

-

«Руссо-Балт Е

1914-1915

4-3684

35-1300

НО

4-К

3250

1400

1500

4-5

75

15/35»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Руссо-Балт С24/40»

1915-1917

4-4501

40-1500

НД

4-К

3165

1365

1840

5-6

80

95