Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Двигатель

 

 

 

 

Снаряжение масса, кг

 

 

Модель

Годы

число и

Мощность, л.с., и частота вращения коленчатого вала, /мин

расположение клапанов

Число передач и тип главной передачи

База,

Колея,

Число мест или грузоподъемность, кг

Скорость, км/ч

рабочий

 

выпуска

объем

мм

мм

 

 

цилинд-

 

 

 

 

ров. см»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автобусы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Романов»*

1900

ЭД

6- -

Ц

1600

17

11

«Фрезе»*

1902-1903

1-864

8-2000

СР

2-Ц

2000

-

10

15

«Интернациональ»*

1904

4- -

10- -

З-К

10

-

«Руссо-Балт М»

1913

4-4501

40-1200

НД

4-Ц

3760

1580

-

12

20

Грузовики и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фургоны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Фрезе»*

1901

I-600

6-2000

СР

2-Ц

1000

15

«Лесснер»

1904-1907

2- -

10- -

НД

З-Ц

1200

20

«Лесснср»

1904-1907

4- -

15- -

НД

4-Ц

__

2000

15

«Лесснер-почтовый»

1905-1906

2-1528

8-1000

СР

З-Ц

2200

1200

500

30

«Руссо-Балт Д»

1912-1915

1-4501

40-1200

НД

4- К

3375

1435

1600

1000

40

«Руссо- Балт-М»

1913-1915

4-4501

401200

НД

4-Ц

1580

1920

2000

20

«РуссоБалт Т»

1913-1914

1-7850

65-800

НД

4-Ц

3650

1710

4200

5000

20

«Лебедь-А»*

1916

4-4490

30- -

НО

4-К

3429

1370

 

1000

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания: * - данная модель изготавливалась в единичном экземпляре или являлась опытным образцом и не выпускалась серийно; СРсмешанное расположение клапанов; НДнижние клапаны с двусторонним расположением; НОнижние клапаны с односторонним расположением; ВКверхние (подвесные) клапаны;

Ц – цепная передача; К- карданная передача; данные не известны.

имели алюминиевый картер двигателя, коленчатый вал на шариковых подшипниках, главную цепную передачу, литые стальные колеса и сплошные резиновые шины, руль был расположен слева. С 1922 по 1924 из ворот завода вышло около сотни грузовых автомобилей "Уайт – АМО". В том же 1922 году на заводе 1-БТАЗ было построено 5 легковых автомобилей из заготовок завода Руссо-Балт (достаточно подробно

96


история создания этих автомобилей описана в лекции "Основоположники науки об автомобиле").

Для обеспечения подъема экономики страны, ее индустриализации и развития крупнотоварного сельского хозяйства требовалось заменить гужевой транспорт автомобильным, а для этого необходимо было развивать производство грузовых автомобилей. Поэтому, в отличие от всех других стран мира, в России в первую очередь развивалось грузовое автомобилестроение. Первые, полностью российские автомобили были выпущены в 1924 г. на Московском заводе АМО. Десять грузовых полуторатонных автомобилей АМО-Ф-15(рис.11.8), выпущенных в этом году участвовали в параде на Красной площади по случаю празднования 7-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Один из четырех, сохранившихся до наших дней экземпляров АМО-Ф15 реставрирован и хранится в музее завода ЗИЛ (бывший АМО). Особенностями конструкции этого автомобиля были: маховик двигателя, который одновременно являлся вентилятором и многодисковое сцепление; на рис.11.8 представлен вариант автомобиля с кабиной, имеющей жесткую крышу и заднюю стенку, выпуска 1927 г., конструктор автомобиля В. Ципулин.

В 1925 г. было начато производство грузовых автомобилей Я-3 в городе Ярославле, а в 1927 г. на московском авторемонтном заводе "Спартак" было выпущено три легковых автомобиля НАМИ-1 (рис.11.9).

Конструкция автомобиля была разработана студентом Московского автомеханического института Константином Шараповым как дипломная работа. Компоновка машины была классической. Двигатель впереди, ведущие колеса сзади, движение к ним передается через зубчатую коробку передач и карданный вал. Двигатель двухцилиндровый с воздушным охлаждением, а для удобства обслуживания клапанный механизм спроектирован открытым. Автомобиль имел хребтовую раму в виде трубы, внутри которой вращался карданный вал, подвеска передних колес - на поперечных рессорах, а задних - независимая. Кузов машины был открытый, четырехместный, типа "торпедо", двухдверный; одна дверь для посадки на переднее сиденье, другая – для посадки на заднее. Двадцатидвухсильный двигатель разгонял автомобиль до 75 километров в час. Первые три машины сразу же ушли в испытательный пробег по маршруту Москва – Ярославль и Москва – Ленинград. Автомобиль продемонстрировал хорошую проходимость и приемистость. Всего было изготовлено 403 машины. Из четырех сохранившихся эк-

97


земпляров автомобиль с заводским номером шасси 107 эксплуатировался до 1970 года. Он был реставрирован институтом НАМИ и ныне экспонируется в автомобильном отделе Политехнического музея в Москве.

Рис.11.7 . «УАЙТ-АМО». Колесная формула- 4 Х 2; грузоподъемность3000 кг; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем –3684 см3; мощность30 л.с. при 1400 об/мин; число передач- 4; длина 6300 мм; ширина2050 мм; снаряженный вес3500 кг; скорость – 21 км/ч.

Рис.11.8.АМО-Ф15. Двигатель: число цилиндров-4, рабочий объем4396 см3, мощность35 л.с; число передач- 3; расстояние между осями3070 мм; масса1900 кг; скорость42 км/ч; грузоподъемность1500 кг.

За 1924 – 1927 г. было выпущено всего 970 автомобилей. Производство автомобилей каждого этапа представлено в таблице 2.

98

Рис.11.9.НАМИ-1. Двигатель: число цилиндров-2, рабочий объем1163 см3, мощность22 л.с; число передач- 3; расстояние между осями2800 мм; масса700 кг; скорость75 км/ч.

Главная задача второго этапа - приобретение собственного опыта производства автомобилей, подготовка квалифицированных кадров и населения к автомобилизации общества была выполнена.

Этап третий (1928 – 1938 гг.) Этот этап - одна из самых ярких страниц нашей автомобильной истории. На основе директив 15-го съезда ВКП(б) (1927 г.) разрабатывается первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, утвержденный 5-м Всесоюзным съездом Советов (1929 г.), который был выполнен за 4года и 3 месяца.

Главная задача плана - построение фундамента экономики государства. Одним из фундаментов любой экономики является энерговооруженность промышленности, поэтому план предусматривал строительство самой крупной в мире гидроэлектростанции ДнепроГЭС, на р. Днепр, в г. Запорожье мощностью 650 МВт. Но самым главным фундаментом является сельское хозяйство, поскольку только оно способно утолить первую потребность общества в еде, а успешное развитие сельского хозяйства невозможно без его энерговооружения – трактора. В начале века в нашей стране существовала даже такая курьезная единица оценки энерговооруженности сельского хозяйства как " 20-ти сильный трактор". Независимо от того, какой реально энергией пользовались те или иные сельские производители: паром, электричеством, стационарными ДВС,- для сравнения все пересчитывалось на 20-ти сильный трактор. Таким трактором являлся американский 20-ти сильный трактор «Фордзон». Пятилетний план предусматривал и строительство заводов по производству тракторов, что позволило нашему государству к

99



началу второй мировой войны выйти на первое место в мире по производству тракторов.

Таблица 2

Производство автомобилей каждого этапа.

Год

Производство автомобилей

 

Год

Производство автомобилей

 

Всего

В том числе

 

 

Всего

В том числе

 

 

автобу-

Грузо-

Легко-

 

 

Авто-

Гру-

Легко-

 

 

сов

вых

вых

 

 

бусов

зовых

вых

1924

10

--

10

--

 

1958

511 074

13 983

374 900

122 191

1925

116

--

116

--

 

1959

494 994

19 102

351 373

124 519

1926

366

--

366

--

 

1960

523 591

22 761

362 008

138 822

1927

478

24

451

 

3

1961

555 330

24 799

381 617

148 915

1928

841

51

740

 

50

1962

577 480

29 180

382 355

165 945

1929

1 712

85

1 471

156

1963

587 012

31 670

382 220

173 122

1930

4 226

47

4 019

160

1964

603 084

32 919

385 006

185 159

1931

4 005

90

3 915

--

 

1965

616 312

35 507

379 630

201 175

1932

23 879

97

23 748

 

34

1966

675 211

37 327

407 633

230 251

1933

49 710

350

39 101

10 256

1967

728 751

39 960

437 350

251 441

1934

72 437

750

54 572

17 110

1968

800 836

42 357

478 147

280 332

1935

96 716

893

76 854

18 969

1969

844 186

46 099

504 529

293 558

1936

136 488

1 263

131 546

3 679

1970

916 118

47 363

524 507

344 248

1937

199 857

1 268

180 339

18 250

1971

1 142 607

49 316

564 250

529 041

1938

211 114

1 755

182 373

26 986

1972

1 378 828

51 926

596 797

730 105

1939

201 687

3 276

178 769

19 647

1973

1 602 204

56 023

629 481

916 700

1940

145 390

3 921

135 958

5 511

1974

1 845 945

60 233

666 290

1 119 422

1941

124 176

4 027

116 169

3 980

1975

1 963 849

66 860

695 779

1 201 210

1942

34 976

1 462

30 947

2 567

1976

2 025 000

71 600

716 000

1 239 000

1943

49 266

1 175

45 545

2 546

1977

2 088 000

74 200

734 000

1 280 000

1944

60 549

1 700

53 467

5 382

1978

2 151 000

77 400

762 000

1 312 000

1945

74 657

1 114

68 548

4 995

1979

2 173 200

79 200

780 000

1 314 000

1946

102 171

1 310

94 572

6 289

1980

2 199 300

85 300

787 000

1 327 000

1947

132 968

2 098

121 248

9 622

1981

2 197 500

86 900

786 600

1 324 000

1948

197 056

2 973

173 908

20 175

1982

--

85 700

--

1 307 000

1949

275 992

3 477

226 854

48 661

1985

2 054 700

88 200

774 500

1 192 000

1950

362 895

3 939

294 402

64 554

1986

2 054 900

88 700

782 200

1 184 000

1951

288 683

5 260

229 777

53 646

1987

2 052 400

87 900

792 000

1 172 500

1952

307 936

4 808

243 465

59 663

1988

2 045 500

86 500

802 000

1 157 000

1953

354 175

6 128

270 667

77 380

1989

2 131 200

93 200

821 000

1 217 000

1954

403 873

8 532

300 613

94 728

1990

2 039 600

86 300

812 800

1 140 500

1955

445 268

9 415

328 047

107 806

1991

1 509 800

51 500

551 600

906 700

1956

464 632

10 452

356 415

97 792

1992

1 594 500

48 200

585 700

960 600

1957

495 408

12 316

369 504

113 588

 

 

 

 

 

100