Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной задачей третьего этапа развития автомобилестроения являлось освоение массового поточного производства автомобилей. Для этой цели пятилетний план предусматривал коренную реконструкцию завода АМО и доведение его ежегодного выпуска автомобилей грузоподъемностью в 2,5 т. до 25 тыс., а самое главное, план предусматривал строительство автомобильного гиганта в городе Горьком, рассчитанного на выпуск 100 тыс. автомобилей в год. Завод в Горьком был самым крупным в мире, а завод АМО - крупнейшим в Европе по производству грузовых автомобилей. Осуществление этих планов началось в 1928 г.

В 1931 г. была закончена реконструкция Московского завода, который начал выпускать автомобили марки АМО-3.

Строительство автомобильного завода в Горьком было завершено в 1932 г., и по лицензии Форда был начат впуск полуторатонных автомобилей ГАЗ-АА и легковых ГАЗ-А. Грузовой автомобиль ГАЗ-АА ( рис. 11.10) в этот период был самым распространенным на дорогах нашей страны. Легковые автомобили ГАЗ-А (рис.11.11), так же как и автомобили ГАЗ-АА, начиная с 1930 года первоначально собирались на Московском заводе имени Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ) из импортных деталей и именовались соответственно Форд-А (рис.11.12) и Форд-АА, а с 1932 годаиз отечественных деталей Горьковского автомобильного завода. Сборка автомобилей ГАЗ-А на заводе КИМ продолжалась до 1933года, а автомобилей ГАЗ-АА - до 1939 г.

Московский завод "Аремкуз", занимавшийся ремонтом и постройкой автомобильных кузовов, изготовлял в 1934-1935 гг. пятиместные четырехдверные закрытые кузова "седан" для легковых автомобилей ГАЗ-А, делая новые крылья, подножки и буфера, оставляя из элементов старого оперения лишь капот двигателя и облицовку радиатора. Кузова для этих машин имели деревянный каркас с обшивкой из стального листа, а в качестве наружной отделки два молдинга вдоль поясной линии. Машина носила название ГАЗ-А "АРемКуЗ" (рис.11.13).

В 1936 году на смену ГАЗ-А пришел легковой автомобиль ГАЗМ1 (рис.11.14). Его выпуск продолжался до 1943 года, правда, в военные годы сборка шла из деталей, изготовленных в мирное время. Общее количество машин, изготовленных за все годы, превысило 70 тысяч, до сегодняшнего дня сохранилось несколько сот "эмок". ГАЗ-М1 явился первым отечественным автомобилем с регулируемыми по длине передними сиденьями и центробежным регулятором опережения зажигания.

101

Рис.11.10. ГАЗ-АА. Грузоподъемность – 1500 кг; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 3285 см3; расположение клапанов нижнее; степень сжатия- 4,2; мощность42 л.с. при 2200 об/мин; число передач- 4; подвеска колесзависимая рессорная ; шины- 6,50-20; длина 5335 мм; ширина2040 мм; высота1970 мм; база3340 мм; снаряженный вес1810 кг; скорость – 70 км/ч; эксплуатационный расход топлива20,5 л/100 км.

Рис.11.11. ГАЗ-А. Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 5; двигатель: число ци- линдров-4; рабочий объем – 3285 см3; мощность42 л.с. при 2200 об/мин; клапанный механизмSV; число передач- 3; размер шин- 4,75-19; длина 3875 мм; ширина1710 мм; высота1780 мм; база2620 мм; снаряженная масса1080 кг; скорость – 90 км/ч.

102


Рис. 11.12. ГАЗ-А(Форд-А)

Рис. 11.13. ГАЗ-А «Аремкуз» Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 5; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем – 3285 см3; мощность42 л.с. при 2200 об/мин; число передач- 3; размер шин- 5,50-19; длина 3950 мм; ширина1750 мм; высота1800 мм; база2620 мм; снаряженная масса1300 кг; скорость – 90 км/ч.

В 1933 году на шасси грузовика ГАЗ-АА, а позднее и на ГАЗ-ММ Горьковский автомобильный завод освоил выпуск автобуса ГАЗ-03-30 (рис.11.15). Кузов автобуса был с деревянным каркасом и деревометаллической обшивкой, имел одну дверь для пассажиров и использовался на предприятиях как транспорт служебный, городской и для внутрирайонных пассажирских перевозок. Поскольку автобус ГАЗ-03-30 отличался от базовой модели ГАЗ-АА увеличенной лобовой площадью и массой, то скорость его оказалась на 5 км/ч ниже. В 1938 году автобус модернизировали и стали комплектовать не 40а, а 50ти сильными двигателями. В общей сложности было выпущено 18613 автобусов. До настоящего времени сохранилось лишь два экземпляра: один в г. Коврове Владимирской области, другой – в Риге, у клуба антикварных автомобилей.

103

В 1934 году на базе грузовика ГАЗ-АА завод освоил выпуск трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-

ААА (рис.11.16). Шасси этого грузовика широко использовалось для различных специальных машин: бронеавтомобилей, радиостанций, зенитных установок. В трансмиссии автомобиль имел двухступенчатый демультипликатор, червячные главные передачи и был оснащен двумя бензобаками общей емкостью 105 л. В годы Великой Отечественной войны автомобиль ГАЗ-ААА выпускался с упрощенными кабиной и крыльями, у него не было буфера, правой фары, тормозов на передних колесах, боковые борта не откидывались, зато он был оснащен двумя запасными колесами. Всего было изготовлено 37373 автомобиля ГАЗ-

ААА.

Рис. 11.14. ГАЗ-М1. Число мест- 5; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 3285 см3; расположение клапанов нижнее; степень сжатия- 4,6; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач- 3; подвеска колесзависимая рессорная; шины- 7,0- 16; длина 4625 мм; ширина1770 мм; высота1780 мм; база2845 мм; снаряженный вес1370 кг; скорость – 105 км/ч; эксплуатационный расход топлива14,5

л/100 км.

В 1938 году Научным автотракторным институтом (НАТИ) был спроектирован и изготовлен городской автобус НАТИ-А (рис.11.17). Автобус обладал множеством необычных для того времени конструктивных решений. Прежде всего - это несущий кузов вагонной компоновки с алюминиевой наружной обшивкой, заднее расположение верхнеклапанного карбюраторного двигателя, пневматический привод тормозов. При создании автобуса впервые в мире нашел применение метод расчета несущих конструкций, разработанный отечественными учеными института. Построенный в единственном экземпляре, после всесторонних испытаний, в 1940 году был передан г. Москве и курсировал по

104


маршруту площадь Свердлова – Большая Сетунь. Освоить серийное производство этого автобуса непосредственно перед Великой Отечественной войной наша промышленность не смогла.

Рис. 11.15 . ГАЗ – 03-30 Колесная формула- 4 Х 2; число мест17; двигатель: число цилиндров- 4; рабочий объем – 3285 см3; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач 4; размер шин- 6,50-20//; длина 5300 мм; ширина2100 мм; высота2530 мм; база3340 мм; снаряженная масса - 2270 кг; скорость – 65 км/ч.

Рис. 11.16 . ГАЗ – ААА Колесная формула- 6 Х 4; число мест- 2; грузоподъемность: на шоссе – 2000 кг, на грунте – 1500 кг; двигатель: число цилиндров- 4; рабочий объем – 3285 см3; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач 8; размер шин- 6,50-20//; длина 5335 мм; ширина2040 мм; высота1970 мм; снаряженная масса - 2450 кг; скорость – 65 км/ч.

105

Рис. 11.17 . НАТИ – А Колесная формула- 4 Х 2; число мест общее – 70, для сидения - 40; двигатель: число цилиндров- 6; рабочий объем – 10300 см3; мощность155 л.с. при 2200 об/мин; число передач - 3; размер шин- 10,50-20//; длина 10000 мм; ширина3420 мм; высота2820 мм; база5930 мм; снаряженная масса - 8000 кг; скорость – 65 км/ч.

Первые образцы автомобиля, впоследствии названного ЗИС-5, пришли на смену автомобилю АМО-3 в июле 1933 года. В 1934 году завод АМО переименовали, и он стал называться заводом имени Сталина (ЗИС). Этот автомобиль (рис.11.18) выпускался в третьем и четвертом этапах, пользовался большим уважением у автомобилистов за свою выносливость и проходимость.

На базе уже известной машины ЗИС-5 был спроектирован и построен трехосный грузовик ЗИС-6 (Рис.11.19). Он широко применялся в Красной Армии как транспортное средство и как шасси для специальных машин, в частности, для первых "катюш". В отличие от ЗИС-5 машина ЗИС-6 была снабжена червячными редукторами главных передач, двухступенчатым демультипликатором с задним ходом, вакуумным усилителем в механическом приводе тормозов. Автомобиль имел две системы зажигания: от батареи и от магнето. С учетом специфики эксплуатации емкость бензобака была увеличена до 105 л, а емкость двух аккумуляторов - до 210А-ч.

Для восточных районов страны и Западной Сибири в 1936 году был изготовлен первый серийный газогенераторный автомобиль ЗИС-13 (рис 11.20). Автомобиль был спроектирован под руководством инженера А. Скерджиева с использованием генератора светильного газа конструкции А. Пельтцера. Конструкция автомобиля базировалась на шасси ЗИС-11 длиннобазовой модификации грузовика ЗИС-5. Двигатель этого автомобиля имел повышенную (с 4,8 до 7,0) степень сжатия, газосмеситель вместо карбюратора и зажигание от магнето. Газогенератор расхо-

106


довал 80-85 кг древесных чурок на 100 км пробега автомобиля. Запас хода на одной заправке составлял 90 км. Завод изготовил около 900 грузовиков ЗИС-13, а в 1939 году заменил эту модель на более совершенную, ЗИС-21

Рис. 11.18. ЗИС-5. Грузоподъемность – 3000 кг; число и рабочий объем цилиндров- 6 и 5555 см3; расположение клапанов нижнее; степень сжатия- 4,7; мощность73 л.с. при 2400 об/мин; число передач- 4; подвеска колесзависимая, рессорная ; шины- 7,00-20; длина 6060 мм; ширина2235 мм; высота2160 мм; база3810 мм; снаряженный вес3100 кг; скорость – 60 км/ч; эксплуатационный расход топлива33 л/100 км.

Рис. 11.19.ЗИС- 6 Колесная формула 6 Х 4; число мест-2; грузоподъемность: на шоссе-4000 кг, на грунте2500 кг; двигатель: число цилиндров-6; рабочий объем –5555 см3; мощность73 л.с. при 3200 об/мин; число передач- 9 вперед и 6 заднего хода; размер шин34 х 7; длина 6060 мм; ширина2250 мм; высота2160 мм; базамежду передней и средней осями3360 мм, задней тележки1080; мм наименьший дорожный просвет290 мм; снаряженный вес4230 кг; скорость – 50 км/ч.

107

Рис. 11.20.ЗИС13 Колесная формула 4 Х 2; число мест-2; грузоподъемность: - 2500 кг; двигатель: число цилиндров-6; рабочий объем –5555 см3; мощность45 л.с. при 2400 об/мин; число передач- 4; размер шин34 х 7//; длина 6670 мм; ширина2235 мм; высота2180 мм; снаряженный вес3700 кг; скорость – 45 км/ч.

В 1936 году завод приступил к выпуску автомобилей высшего класса ЗИС-101. Машину отличали новшества, впервые примененные в отечественном автомобилестроении: восьмицилиндровый двигатель, двухкамерный карбюратор, термостат в системе охлаждения, синхронизаторы коробки передач, радиоприемник, отопитель кузова. После модернизации, проведенной в 1940 году, она стала называться ЗИС-101А (рис.11.21). Эта машина с кузовом "лимузин", так же как и ее модификация ЗИС102 с кузовом "фаэтон", выпускалась до 1941 года. До настоящего времени сохранилось несколько десятков автомобилей ЗИС101 и ЗИС-101А. Один из сохранившихся автомобилей ЗИС-101А, принадлежит заводу изготовителю, именно он и показан на рис.11.21.

Однако первый советский легковой автомобиль высшего класса был спроектирован и построен коллективом ленинградского завода "Красный путиловец", (бывший Путиловский, а ныне Кировский завод) в 1933 году. Опытная партия состояла из шести автомобилей марки Л-1 (рис.11.22). План на 1934 год составлял 2000 автомобилей, но от него пришлось отказаться ради более важного задания: - организации производства пропашных тракторов "Универсал".

108


Рис. 11.21. ЗИС-101А. Число мест- 6; число и рабочий объем цилиндров- 8 и 5750 см3; расположение клапановверхнее; степень сжатия- 6,4; мощность116 л.с. при 3200 об/мин; число передач- 3; подвеска колесзависимая рессорная; шины- 7,5017; длина 5650 мм; ширина1890 мм; высота1860 мм; база3605 мм; снаряженный вес2550 кг; скорость –125 км/ч; эксплуатационный расход топлива25,5

л/100 км.

Рис. 11.22 . Л-1 Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 7; двигатель: число цилин- дров-8; рабочий объем – 5750 см3; мощность105 л.с. при 2900 об/мин; число передач- 3; размер шин- 7,50-17; длина 5300 мм; ширина1890 мм; высота1860 мм; база3380 мм; снаряженная масса2300 кг; скорость – 115 км/ч.

На автомобиле Л-1 был применен верхнеклапанный двигатель, термостат в системе охлаждения, дистанционное управление сопротивлением амортизаторов, синхронизатор в коробке передач. Все шесть образцов имели кузов типа "лимузин".

На смену автомобилю НАМИ-1, выпускавшемуся в 1928-1930 гг., коллектив конструкторов Научного автотракторного института спроектировал в 1931 году более совершенную модель НАТИ-2 (рис.11.23). Автомобиль выпускался с двухместным кузовом "пикап", а для установки четырехместного кузова "фаэтон" было предусмотрено шасси с

109