Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"седан", в котором было три ряда сидений. Автомобиль занимал по классу промежуточное положение между ЗИС-110 и "Победой". На ГАЗ-12 впервые в нашем автомобилестроении нашли применение гидромуфта, тормоза с двумя активными колодками, капот, открывающийся вбок на любую сторону. Выпуск автомобиля ГАЗ-12 (рис.11.45) продолжался до начала 1959 года, а машину медицинской службы ГАЗ12Б, на (его базе), завод строил с 1955 по 1960 год.

Рис. 11.45. ГАЗ-12 Число мест- 6; число и рабочий объем цилиндров- 6 и 3485 см3; расположение клапановнижнее; степень сжатия- 6,7; мощность90 л.с. при 3600 об/мин; число передач- 3; подвеска колеснезависимая пружинная спереди и зависимая рессорная сзади; шины- 7,0-15; длина 5530 мм; ширина1900 мм; высота1660 мм; база3200 мм; снаряженный вес1940 кг; скорость –125 км/ч; эксплуатационный расход топлива18,5 л/100 км.

К концу этапа Горьковский автомобильный завод в 1956 году выпустил автомобиль ГАЗ-21 "Волга" (рис.11.46), на конвейере автомобиль находился 15 лет (с 1956 по 1970 годы). За это время он несколько раз подвергался модернизациям, во время которых менялась его конструкция, технические характеристики и внешний вид. На рис.11.46 показан последний вариант модернизации 1965 года, которому был присвоен индекс ГАЗ-21Р "Волга". На автомобилях ГАЗ-21 впервые в нашем автомобилестроении нашли применение: двигатель с блоком цилиндров из алюминиевого сплава и мокрыми гильзами, автоматическая трансмиссия, централизованная смазка узлов шасси, гидравлический привод выключения сцепления, подвесные педали. Автотранспортные предприятия оказались неготовы к эксплуатации столь сложного автомобиля и после первой реконструкции автоматическая трансмиссия и централизованная система смазки была упрощена. Базовая модель автомобиля "Волга" выпускалась с кузовом "седан"; кроме базовой модели

128

выпускался автомобиль "универсал" – ГАЗ-22 и на его базе автомобили для медицинской службы – ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д.

Рис. 11.46. ГАЗ-21Р «Волга» Число мест- 5; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 2445 см3; расположение клапанов верхнее; степень сжатия- 6,7; мощность75 л.с. при 4000 об/мин; число передач- 3; подвеска колеснезависимая пружинная спереди и зависимая рессорная сзади; шины- 6,70-15; длина 4810 мм; ширина1800 мм; высота1620 мм; база2700 мм; снаряженный вес1450 кг; скорость – 130 км/ч; эксплуатационный расход топлива13 л/100 км.

Московский завод малолитражных автомобилей – МЗМА, бывший КИМ, с января 1947 г. возобновил производство малолитражных автомобилей. Он разработал конструкцию нового автомобиля "Москвич – 400" (рис.11.47), который выпускал до 1952 г., а на его базе автомобиль "Москвич – 400-420А" с кузовом "кабриолет" (рис.11.48). Базовый автомобиль имел несущий кузов "седан", у которого стальная крыша являлась одним из важных силовых элементов, а у "кабриолета" кузов пришлось существенно усилить. Брусья верхнего обвода дверей получили замкнутое сечение, были введены диагональные раскосы в нижней задней части пола кузова, кроме того, было усилено сопряжение передней верхней части кузова со стойками лобового стекла, верхней части проема лобового стекла было придано замкнутое сечение, усилен ряд других мест. Автомобиль выпускался 5 лет, с 1949 по 1954 год и в общей сложности МЗМА изготовил 17742 автомобиля с кузовом "кабриолет". Базовая машина в 1954 г. была модернизирована, в результате чего была повышена мощность двигателя с 23 до 26 л.с., реконструирована коробка передач эта машина получила индекс "401". В общей

129



сложности на МЗМА до апреля 1956 года было выпущено около 250 тысяч "Москвичей" моделей "400" и "401" и их модификаций.

Рис. 11.47. Москвич-400 Число мест- 4; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 1071 см3; расположение клапановнижнее; степень сжатия- 6,2; мощность23 л.с. при 4000 об/мин; число передач- 3; подвеска колеснезависимая пружинная спереди и зависимая рессорная сзади; шины- 5,0-16//; длина 3850 мм; ширина1400 мм; высота1550 мм; база2340 мм; снаряженный вес855 кг; скорость –90 км/ч; эксплуатационный расход топлива- 9 л/100 км.

Рис. 11.48. Москвич-420А Число мест- 4; двигатель: число мест- 4; число цилин- дров-4; рабочий объем – 1074 см3; мощность23 л.с. при 3600 об/мин; клапанный механизмSV; число передач- 3; передаточное число главной передачи- 5,14; размер шин- 5,0-16//; длина 3855 мм; ширина1400 мм; высота1560 мм; база2340 мм; снаряженная масса860 кг; скорость – 90 км/ч.

К проектированию кузова для нового легкового автомобиля "Моск- вич-402" (рис.11.49) конструкторское бюро МЗМА приступило в ноябре 1950 года. Летом 1951 года первый опытный образец автомобиля был готов. Государственные испытания прошел в феврале 1955 года, а на конвейер машина была поставлена только в 1956 году. Серийная модель автомобиля отличалась от опытного образца (рис.11.49) и имела

130

несколько иной внешний вид. У нее был другой рисунок облицовки радиатора, на заднюю дверь поставлена хромированная накладка - "гребенка", а кузов получил водосточный желоб. Автомобиль выпускался с кузовом "седан" различных модификаций до 1958 года, среди них: для медицинской службы, с ручным управлением и даже такси. Всего за три года было выпущено 87658 автомобилей. По существу "Москвич-402" и его модификации явились переходной моделью как к очередному этапу, так и к новой модели, - автомобилю "Москвич-407" (рис.11.50). В процессе производства "Москвич-407" неоднократно усовершенствовали: в 1959 году появилась четырехступенчатая коробка передач, в 1960 году – главная гипоидная передача и новая облицовка радиатора, на рис.11.50 показан этот вариант.

Рис. 11.49. Москвич-402 Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 4; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем – 1220 см3; мощность35 л.с. при 4200 об/мин; клапанный механизмSV; число передач- 3; размер шин- 5,60-15//; длина

4055(4045) мм; ширина1540(1518) мм; высота1560 мм; база2370 мм; снаря-

женная масса980(1021) кг; скорость – 105 км/ч; время разгона с места до 80

км/ч- 28,5 с.

На основе "Москвича-402" был разработан автомобиль с кузовом "универсал", получивший индекс "Москвич-423". Это был первый в

СССР автомобиль серийного производства с грузопассажирским кузовом. Заднее сиденье автомобиля складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенном заднем сиденьи машина могла перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса и инструмента под полом багажника была предусмотренна горизонтальная ниша. Задние рессоры автомобиля были на 5 мм шире, чем у базовой модели. Задняя, пятая дверь открывалась налево, а ее порог находился на высоте 760 мм от земли. Автомобиль выпускался всего два года (1957 и 1958 гг.) и было выпущено 1525

131


автомобилей "Москвич-423" (рис.11.51). Более поздний автомобиль, созданный на базе модели "Москвич-407" имел индекс "Москвич423Н".

Рис. 11.50. Москвич-407 Число мест- 4; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 1358 см3; расположение клапанов верхнее; степень сжатия- 7,0; мощность45 л.с. при 4500 об/мин; число передач- 4; подвеска колеснезависимая пружинная спереди и зависимая рессорная сзади; шины- 5,60-15//; длина 4055 мм; ширина1540 мм; высота1560 мм; база2370 мм; снаряженный вес990 кг; скорость –115 км/ч; эксплуатационный расход топлива10 л/100 км.

Рис. 11.51. Москвич-423 Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 4; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем – 1220 см3; мощность35 л.с. при 4200 об/мин; клапанный механизмSV; число передач- 3; размер шин- 5,60-15//; длина 4055 мм; ширина1540 мм; высота1600 мм; база2370 мм; снаряженная масса1015 кг; скорость – 105 км/ч.

132

Кроме автомобиля "Москвич-423" на основе "Москвича-402" был разработан автомобиль повышенной проходимости "Москвич-410" (рис.11.52). Параллельно на основе тех же узлов выпускался "Москвич411" с кузовом "универсал". Оба автомобиля имели два ведущих моста и зависимую подвеску всех колес на продольных рессорах. В их трансмиссию входили двухступенчатая раздаточная коробка и шариковые шарниры равных угловых скоростей. С 1958года, по существу в следующем этапе, машина получила двигатель модели "407", четырехступенчатую коробку передач и ряд других усовершенствований. Этот автомобиль получил индекс "Москвич-410Н" (его отличительные параметры в подрисуночной подписи даны в скобках). В общей сложности до 1960 года Автомобильный завод Ленинского Комсомола - АЗЛК изготовил 11890 "москвичей" повышенной проходимости, из них 1035 -

модели "410", 9340 - модели "410Н" и 1515 - модели "411".

Рис. 11.52. Москвич-410 Колесная формула- 4 Х 4; число мест- 4; число цилинд- ров-4; рабочий объем – 1220(1360) см3; мощность35(45) л.с. при 4200 об/мин; клапанный механизмSV(ОНV); число передач- 6(8); размер шин- 6,40-15//; длина 4055 мм; ширина1540 мм; высота1685 мм; база2377 мм; снаряженная масса1180(1150) кг; скорость – 85(90) км/ч.

С конвейера завода имени Сталина в апреле 1948 года сошла первая партия трехосных, полноприводных автомобилей ЗИС-151 (рис. 11.53). По многим агрегатам и узлам ЗИС-151 был унифицирован с грузовиком ЗИС-150. В истории отечественного автомобилестроения ЗИС-151 занимает особое место, как первая отечественная машина серийного производства с тремя ведущими мостами. Интересно, что первоначально завод намечал пойти по наиболее легкому пути, - выпускать двухосный грузовик, которому присвоили индекс ЗИС-150П, с обоими ведущими

133


мостами, но затем конструкторы отдали предпочтение трехосной схеме, правда, со сдвоенными колесами второй и третьей оси.

Рис. 11.53. ЗИС-151 Грузоподъемность –2500 кг; число и рабочий объем цилиндров- 6 и 5555 см3; расположение клапанов нижнее; степень сжатия- 6,0; мощность92 л.с. при 2600 об/мин; число передач- 5 Х 2; подвеска колесзависимая рессорная ; шины- 8,25-20//; длина 6930 мм; ширина2320 мм; высота2740 мм; база4225 мм; снаряженный вес5580 кг; скорость – 60 км/ч; эксплуатационный расход топлива40 л/100 км.

Кроме грузовых автомобилей, завод имени Сталина разработал и в 1955 году освоил серийный выпуск первого советского междугороднего автобуса ЗИС-127 (рис.11.54). Автобус оказался очень быстроходной и комфортабельной машиной. Салон был оборудован креслами самолетного типа, под его полом по бокам размещались вместительные багажные отсеки. В задней части несущего кузова находился двухтактный двигатель Дизеля марки ЯМЗ-206. Оборудование автобуса включало: два радиатора для охлаждения моторного масла, генератор переменного тока, гидроусилитель руля, пневматический привод тормозов, гидравлический привод управления сцеплением. Выпускался автобус до 1959 года, и за четыре года была выпущена 851 машина.

Этап шестой (1958-1967гг.) Основное направление в работе института НАМИ, а также конструкторских бюро автомобильных заводов было развитие специализации автомобилей. Дело в том, что в автомобильном парке страны к этому периоду находилось достаточное количество грузовых автомобилей, преимущественно грузоподъемностью 2,5 – 4 т. Более 70% всех автомобилей имели стандартную бортовую

134

платформу, менее 20% - самосвальный кузов, небольшая часть – кузо- ва-фургоны и цистерны. Седельные тягачи для работы с различными полуприцепами составляли менее 1 процента. Такая структура парка не могла удовлетворить потребности народного хозяйства и нужды населения в автомобильных перевозках. Первоначально автомобиль с бортовой платформой удовлетворял потребности страны в перевозках, т.к. был универсальным. На бортовом автомобиле можно было перевозить людей, животных, штучные и сыпучие грузы и даже жидкости в бидонах, флягах и съемных цистернах. Но все это он выполнял либо без надлежащего комфорта и качества, либо с малой производительностью, т.к. подолгу простаивал при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. В связи с этим в 60-х годах научно-исследовательские институты совместно с автомобильными заводами разработали перспективный типаж подвижного состава автомобильного транспорта. Он предусматривал создание разнообразных моделей подвижного состава, отвечающих непрерывно возрастающим потребностям народного хозяйства.

Рис. 11.54. ЗИС-127 Колесная формула- 4 Х 2; число мест32; двигатель: число цилиндров- 6; рабочий объем – 6975 см3; мощность180 л.с. при 2000 об/мин; число передач 4; размер шин- 320-20//; длина 10220 мм; ширина2680 мм; высота3060 мм; база5600 мм; снаряженная масса - 9500 кг; скорость – 95 км/ч.

Развитие государства, реализация научных разработок в области атомной энергетики, космонавтики невозможны без роста потребности в перевозках, а это в свою очередь привело к расширению области применения автомобильного транспорта. Дальнейшему повышению эффективности автомобильных перевозок способствовала специализация подвижного состава по роду перевозимого груза, по дорожно-

135