Файл: Типлер. Физика бессмертия. Новейшая космология, Бог и воскресение из мертвых.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если мы возьмем в руки любой том схоластической метафизики и спросим себя: Содержит ли он какие-нибудь абстрактно обоснованные суждения о количестве или числе? Нет. Содержит ли он какие-нибудь экспериментально обоснованные суждения о материи и факте ее существования? Нет. Бросьте его в огонь, потому, что он не содержит ничего кроме софистики и иллюзий.

Отвечая "Да" на вопрос о бессмертии наука наконец затрагивает самое сокровенное теологии. В своих попытках установить частичную независимость науки от теологии Галилей отстаивал мнение что он "слышал от проповедников разного сана (Кардинал Чезаре Баронио): "Назначение Библии в том, чтобы учить как попасть на Небеса, а не о том, как Небеса устроены". Теперь наука говорит о том, как попасть на Небеса.

Галилей имел серьезные неприятности, когда он осмелился вступить на почву философов и теологов. Однако, как я говорил выше, описывая объект физики - реальность в целом - вторжение физиков в другие дисциплины необходимо, и на самом деле прогресс науки может быть измерен степенью завоевания физикой остальных дисциплин. Луи Пастер продвинул вперед науку и человеческое общество, когда ввел экспериментальные методы физической химии в медицину, испытывая серьезное сопротивление со стороны профессиональных медиков: "большинство терапевтов и хирургов считали пустой тратой времени слушать "обычного химика". Подобно медицине, религия слишком важна, чтобы оставить ее традиционным профессионалам. В самом деле, обе они - медицина и религия - жизненно важны для человеческого сообщества, в буквальном смысле слова "жизненно". Испанский философ и романист Мигель Де Унамуно посвятил целую книгу "Трагический смысл жизни" пламенным аргументам в пользу того, что эмоциональным основанием всех религий является жажда бессмертия. "Однажды я говорил с крестьянином и предложил ему представить, что есть Бог, который правит небом и землей, но не дает бессмертия. Он отвечал: "А

зачем тогда Бог?" Слово "Трагедия" в заглавии книги Унамуно появилось от разрыва между природой человека, который страстно желает бессмертия и человеческим опытом, который утверждал, что такого не существует. Если Теория Точки Омега верна, то этот разрыв между эмоцией и опытом ликвидирован.

Этому разрыву придет конец вскоре по той или иной причине. Как сказал Аристотель более 2000 лет назад, человеческое существо является низшей стадией думающего животного, чья способность различать и основной механизм выживания дают возможность рационально понять мир. Если наука будет и дальше не находить никаких признаков существования Бога и жизни после смерти сначала ученые, а потом прихожане всех церквей станут атеистами. Люди найдут философию, которая позволит им стать лицом к лицу перед их собственными постоянными смертями, смертью их детей, их цивилизации, смертью всей жизни во вселенной.


Прогресс атеизма может быть показан документально в истории биологии двадцатого века. Историк биологии из Корнельского университета Уильям Провайн утверждает, что в 20-е годы многие, большинство эволюционистов были религиозны. В это время теория Дарвина была в опале, временно заменена гипотезой движущей силы, которая направляет эволюцию жизни в сторону большей сложности. Глава американских эволюционистов Генри Осборн, директор Музея Естественной Истории называл эту силу "аристогенезом", французский философ Анри Бергсон называл ее elan vital, французский эволюционист Пьер Тейяр де Шарден называл ее "радиальной энергией". Термины были различные, но эволюционный механизм - один и тот же: существует нефизическая космическая сила, направляющая эволюцию. Существование такой силы было общим мнением эволюционистов 20-х, и оставался маленький шаг, чтобы идентифицировать эту силу с Богом.

Общественное мнение вернулось к дарвинизму в 30-е и 40-е с развитием синтетической теории, которая привлекала естественные механизмы - естественный отбор, случайный дрейф генов, мутации, миграции и географическую изоляцию, чтобы объяснить эволюцию. Организмы созданы слепыми механизмами, природа одних из них детерминистична, других случайна. (Вот, кстати еще один пример возврата науки к прежде отвергнутой теории. Я рад такому возврату, поскольку Теория Точки Омега предполагает истинность синтетической теории эволюции, это важно для модели свободной воли, как будет показано в главе 5). К концу 40-х все следы Бога были удалены из эволюционной биологии.

Провайн отмечает: "По моим наблюдениям большинство современных эволюционистов являются атеистами или очень близки к этому. Хотя публично ученые-атеисты или агностики отрицают, что есть какой-нибудь конфликт между наукой и религией. Скорее всего причина такой позиции не в интеллектуальной нечестности, она прагматичнее. Все избираемые члены Конгресса США должны быть религиозными, многие ученые полагают, что выделение средств для науки может серьезно пострадать, если атеистические основы современной науки будут всеми поняты". Мнение Провайна подтверждается слушаниями в Конгрессе, когда С. Вейнберг просил денег на постройку ускорителя SSC, сооружения в 10 млрд долларов, который будет сооружен в Техасе. (С тех пор фонды сократили). Конгрессмены спрашивали Вейнберга, поможет ли SSC нам найти Бога, и он затруднился с ответом. Но несомненно, атеистическая сущность современной науки будет осознана широкой публикой, которая сама по себе станет атеистичной. Большинство европейцев и часть американцев уже стали полноценными атеистами: они редко ходят в церковь (если вообще ходят) и вера в Бога не играет никакой роли в их повседневной жизни. Реальность ясна и недвусмысленна: если ученым не нужна гипотеза Бога, она не нужна никому. Когда теологи стараются сохранить разделение науки и религии, они просто


убивают религию. Теология должна стать частью физики, чтобы выжить. То, что даже теологи становятся атеистами подтверждено документально американским философом Томасом Шиханом.

Как я утверждал выше, совершенно точно, что вселенная будет существовать миллиарды лет в будущем. Тот факт, что вселенная будет существовать еще 5 миллиардов лет так же достоверен, как и тот, что она уже существует 5 миллиардов лет. Если стандартные космологические модели примерно верны, тогда вселенная, если она замкнута, будет существовать еще по крайней мере 100 миллиардов лет, и если она открыта, она будет существовать бесконечно, в буквальном смысле. В обоих случаях мы видим, что вселенная сейчас на очень раннем этапе своей истории. Большая часть физической вселенной лежит в нашем будущем, и мы не сможем понять физическую вселенную целиком без понимания этого будущего. Но мы можем изучать эту будущую реальность, в особенности то определенное будущее, которое составляет конец времени, только в том случае, если каким-то образом это конечное состояние физической вселенной отражается в нашем настоящем.

Я буду исследовать эту будущую реальность концентрируя внимание на физической неизбежности существования и поведения жизни в далеком будущем. Я представлю физическое основание для эсхатологии, науки о неизбежном будущем, сделав физическое предположение, что вселенная должна быть способна поддерживать жизнь бесконечно. Все физики должны воспринять это предположение серьезно, потому что нам нужна хоть какая-то теория для будущего физической вселенной, поскольку оно несомненно существует, и это один из самых красивых физических постулатов: что тотальная смерть не является необходимостью. Все другие теории будущего с необходимостью постулируют неизбежное исчезновение всего, что мы любим. Однажды я посетил нацистский лагерь смерти, это лишний раз укрепило меня во мнении, что нет ничего уродливее чем уничтожение. Мы, физики, знаем, что красивый постулат имеет больше вероятности быть верным, чем уродливый. Почему бы тогда не принять этот Постулат Вечной Жизни по крайней мере как рабочую гипотезу? В главе 2 я покажу, что вселенная действительно способна поддерживать жизнь по крайней мере еще миллион триллионов лет. Кроме того, я покажу, что жизнь технически способна начав свое распространение с Земли заселить всю вселенную, и что жизнь должна сделать это, чтобы выжить.

Нобелевский лауреат Пауль Дирак был первым физиком, который предложил Постулат Вечной Жизни: "По моему мнению ... жизнь никогда не кончится. Нет определенного аргумента, чтобы выбирать между различными утверждениями. Я предпочитаю то, которое допускает возможность вечной жизни. Можно надеяться, что когда-нибудь этот вопрос будет разрешен простым наблюдением". Постулат Вечной Жизни устанавливает более строгие требования к будущему. Он также позволяет сделать некоторые предсказания относительно настоящего, поскольку физика, которая требует того, что жизнь будет существовать в далеком будущем, должна иметь место сегодня, поскольку фундаментальные физические законы не изменяются во времени. Я опишу экспериментальные способы проверки постулата в главе 4. Вкратце, глава 2 посвящена эволюции жизни между настоящим временем и тем временем, когда вселенная расширится до максимального размера, глава 3 представляет историю различных теорий об окончательном будущем вселенной и позволит читателю понять глубже значимость вечной жизни для биосферы в целом, и с этим осознанием, в главе 4 обрисовать будущую историю жизни от времени максимального расширения вселенной до конца времени и в окончательном вечном будущем.


Но самое замечательное заключение из предположения о вечности жизни в том, что если жизнь действительно использует свой шанс существовать вечно, то должна существовать в будущем (но в двух строго математических смыслах в прошлом и настоящем) Личность, Которая всемогуща, всеведуща и вездесуща, Которая является одновременно как трансцендентной, так и имманентной по отношению к физической вселенной из времени пространства и материи. В своем имманентном временном аспекте Личность изменяется (всегда возрастая в своем знании и могуществе), но в своем трансцендентном, вечном аспекте, Личность всегда завершена и неизменна. Как это выглядит с точки зрения физики, я опишу в главах 2 - 4. Физика показывает, что эта Личность имеет "точечную" структуру в окончательном будущем, так что я назвал Его/Ее Точкой Омега. Математически говоря, Точка Омега есть завершение всего конечного существования. Это означает, что все конечное существование будет включено в это завершение, но само завершение много больше, чем все конечное существование.

Остается фундаментальный вопрос: является ли Бог Точки Омега (предполагая, что такая личность действительно существует) истинным Богом? Существует общее мнение, что истинный Бог является несотворенным Творцом физической вселенной, Сущностью, Которая не только существует, но существует с необходимостью, в строго логическом смысле слова "необходимость", т.е. несуществование Личности было бы логическим противоречием. Если Бог не существует с необходимостью, можно ли избежать вопроса о том, кто создал Бога? Я разберу проблему необходимости существования в главе 8. Я проанализирую отношение к необязательности существования в общей теории относительности и нерелятивистской квантовой механике в главе 5 и расширю этот анализ на квантовую космологию в следующей главе. В обоих главах я буду обсуждать в каком смысле новейшие космологические модели поддерживают идею физического существования. Наконец, в главе 8 я буду использовать идеи, развитые в трех предыдущих главах чтобы утверждать, что вселенная с необходимостью существует - и с необходимостью поддерживает себя в существовании - тогда и только тогда, если существуют жизнь и Точка Омега. Если принять этот аргумент, тогда Точка Омега существует с необходимостью, и далее, окончательная реальность Личностна. Точка Омега является в сущности своей Богом Тилича-Паненберга: Самим Бытием, но определяющим в этом Бытии является будущность. Это позволяет утверждать что Точка Омега - истинный Бог, потому что не может существовать ничего кроме всеобщего Бытия, и это бытие обладает всеми традиционными священными атрибутами.


Я покажу в главе 7, что, хотя это может показаться противоречивым, необходимость существования вселенной, необходимость существования событий, которые ее составляют, и всеведение Бога, тем не менее находятся в согласии со свободной волей человека. В основном я сделаю это показывая, что определение свободной воли и индетерминизма, данное американским философом Уильямом Джеймсом, может быть физически реализовано в квантовой космологии. Такой физический индетерминизм возникает только в аспекте квантовой гравитации, и таким образом совершенно отличается от индетерминизма, выводимого из принципа неопределенности. (На самом деле нерелятивистская квантовая механика детерминистична). Новый принцип физического индетерминизма был впервые открыт в начале 1980-х и является по сути следствием из теоремы Геделя о неполноте. Я завершу 8 главу показав, что аккуратно определяя на языке физики каждое из трех слов в выражении "свободная воля Бога" можно доказать, что в Теории Точки Омега вселенная ( = все, что существует) является неожиданной, в том особом смысле, что она зависит от (создается по) свободных решений Бога, несмотря на необходимость существования. Можно избежать традиционного противоречия между неожиданностью и необходимостью не делая традиционного заострения различия между Богом и существующей реальностью. Такое резкое отличие не может быть выведено в Теории Точки Омега, и как я утверждал выше, такое разграничение с необходимостью ведет к гностической ереси: идее Бога, совершенно отстраненного от нашего страдающего мира. Это также косвенно приводит к проблеме Зла, и в главе 10 я покажу как эта проблема естественно разрешается в Теории Точки Омега.

Вольфхарт Панненберг предположил, что может существовать не открытое прежде универсальное физическое поле (подобное "радиальной энергии" Тейяра) которое можно рассматривать как источник всей жизни, и которое может быть отождествлено со Святым Духом. Не существует неоткрытых "энергетических" полей, закон сохранения энергии запрещает это. Однако, я утверждаю в главе 6, что всеобщая волновая функция (определенная как удовлетворяющая Граничному Условию Точки Омега) и есть универсальное поле с теми основными свойствами, которые Панненберг предположил для нового "энергетического" поля. Граничное Условие Точки Омега (которое делает волновую функцию выраженно Личностной) и взгляд Тилича на взаимоотношение Бога и Бытия позволяет отождествить персонализированную волновую функцию со Святым Духом. Если это сделать, становится обоснованным в смысле физики утверждение о том, что Бог находится в этом мире, везде, с нами стоящий рядом во все времена. Я указывал выше, что такое Присутствие есть ключевое свойство Христианского Бога. (Однако, это не означает, что Бог вмешивается в историю человечества сверхъестественным способом).