Файл: Ласло. Шепчущий пруд. Персональный путеводитель по новому видению науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно отметить, что голографическое поле переносит информацию от одного «вселенского пузыря» к другому: периодические «взрывы» не разрушают вакуумной предсуществующей структуры. Эта трансциклическая память в первоначальной Мегавселенной обеспечивает не только последовательность мировых циклов, но и продолжающуюся эволюцию через эти циклы. Подобно тому, как каждая юная вселенная получает аккумулированную информацию от своих предшествующих прародителей, так и каждая вновь появляющаяся вселенная оказывается более приспособленной для жизни, чем ее предшественница. Последовательность созидающих взрывов создает обучающую кривую. Наша собственная Вселенная, появившаяся внутри цепочки предшествующих вселенных, в момент своего рождения была «ин-формирована» их следами**. В этом нет чуда, это точная настройка на требования жизни!

Этот взгляд на само-созидающий и само-запоминающий космос, эволюционирующий в своем высоко дифференцированном движении от первоначального единения к его современному глубоко взаимосвязанному разнообразию, соответствует интуиции, которой человеческое сознание располагало с незапамятных времен. Мифы творения, представленные в разных культурах, согласуются в том, что все вещи и живые существа в наблюдаемой Вселенной произошли как воплощение или перегонка основополагающей энергии космоса, исходящей от ее первоисточника. В подлиннике здесь удачная игра слов: «in-formed» по-английски означает «информирована» и «пред-иформирована» (прим. переводчика).

Физический мир – это отражение энергетических колебаний более тонких миров, которые, в свою очередь, являются отражениями еще более тонких энергетических полей. Этот лейтмотив проходит через все мистические учения. Когда мы оглядываемся по сторонам на то, что находится вне нашего физического тела, говорит писатель на научные и мистические темы Джон Девидсон (John Davidson), мы получаем описание на физическом уровне. Но когда мы вглядываемся вверх или внутрь, мы обнаруживаем, что физическая Вселенная – это отражение нисходящих подобно тому, как все вещи возвратятся в Акашу. И более всего примечательно, последняя сохраняет след всего, что имело место во Вселенной. Это «протокол Акаши»: прочная память само-творящей и саморегистирующей Вселенной энергетических вибраций более тонких миров, которые в свою очередь отражают колебания все более тонких миров или энергетических полей. Творение, существование – это продвижение, идущее вниз и наружу из первозданного Источника.

_______________

** Заметим, что удачный для жизни на Земле набор фундаментальных констант в нашей Вселенной можно объяснить с помощью концепции семантического потенциала квантового вакуума и не прибегая к сложной гипотезе об из последовательной эволюции в череде возникающих и гибнущих друг за другом вселенных, как это делает Э.Ласло (прим. переводчика).


В индийских Упанишадах таким Источником является насыщенное энергией пространство, которое начинает существовать вместе с космосом.

Это Акаша. Согласно толкованию, принадлежащему Свами Вивекананде (Swami Vivekananda), Акаша заполняет все пространство и вызывает появление всего, что в нем существует, она лежит в основе и пронизывает воздух, огонь, воду и землю. В самом начале была только Акаша и в конце останется только она. Акаша становится Солнцем, Землей, Луной, звездами и кометами; она становится также телом животных и людей, растений и всего, что существует. В конце каждой фазы все снова расплавится в Акаше, чтобы дать начало следующему циклу.

Прана, в свою очередь, есть бесконечная и вездесущая энергия, которая воздействует на Акашу. Прана – это движение, гравитация и магнетизм, она присутствует в действиях человека, в нервной системе тела и даже в силе мысли. В конце все силы вернутся назад в Прану,

На лидирующем участке физической космологии возрождается также древний образ Вишны – явленного мира, который, подобно цветку лотоса, развертывается вновь и вновь, начиная с хаотической жидкой созидающей субстанции, с моря энергий, которые творят и питают все вещи сквозь пространство и время. Во многом это то же самое, как и сказать, что Вселенная происходит от сверхпроводящего квантового вакуума и развивается в пространстве и времени, чтобы снова и снова возвращаться назад в исходное состояние, а затем вновь и вновь возрождаться в огненных циклах космического творения.

В своем последующем развитии у науки не будет нужды обращаться за помощью к теологическим идеям*, чтобы объяснить, почему космос предрасположен к жизни, не потребуется ей полагаться и на почти немыслимый элемент удачи. Гостеприимство, которое Вселенная оказывает жизни, обусловлено не особым актом творения и не слепой удачей, оно явилось следствием прогрессивной космической эволюции, включающей длинный ряд взаимосвязанных эволюционных циклов [1].

Иной взгляд на материю

С точки зрения европейского здравого смысла, в конечном счете, есть только два типа вещей, которые существуют в мире, - это материя и пространство. Материя занимает пространство и движется внутри него – она является первичной реальностью. Пространство служит фоном или контейнером. Хотя оно и заполнено материальными телами, оно и само по себе вполне реально.

Этот здравый смысл восходит к материализму греческой античности, и составил также опору физики Ньютона. Он был радикально пересмотрен в модели релятивистской Вселенной Эйнштейна (в которой пространство –

____________________________________

* Эта точка зрения является заманчивой для атеистов в науке, но в общем случае она не является очевидной. (прим. редактора).


время рассматривается как обобщенная четырехмерная категория), а также в квантовом мире Бора и Гейзенберга. А теперь этот подход может быть переосмыслен снова.

Квази - универсальный подход к новому научному знанию предполагает дальнейшую модификацию этого базового взгляда на природу реальности. Не следует более смотреть на материю как на первичную, а на пространство как на вторичную реальность. Это пространство, а точнее поле, занимающее его, является тем, что следует считать первичной реальностью.

Материю, как мы уже могли убедиться, лучше всего рассматривать как продукт пространства, а более точно как порождение универсального вакуумного нулевого поля, которое заполняет пространство. С виду твердые объекты, которые заселяют наш мир, наша плоть и наши кости не построены из непревратимых строительных блоков, которые мы собственно и называем «материей». Вещи, которые известны нам как материя, и которые ученые знают как массу с ее свойствами инерции и гравитации, есть результат тонких взаимодействий в глубинах этого пронизывающего пространство поля. Для этого нового подхода более нет «абсолютной материи», а только абсолютно энергетическое поле, генерирующее материю.

Физикам известно, что на сверхмалом пространственном масштабе материальная реальность «испаряется»: частицы в своем качестве изолированных сущностей более не существуют, остаются лишь кварки и квантовые поля, в которые они встроены. Кварки могут существовать только в коллективной форме внутри адронов – протонов, нейтронов и мезонов. Их нельзя отделить друг от друга, создать из кварков газ невозможно. И, следовательно, по последнему счету материя в форме атомов и молекул, которая и образует «материальную» часть нашей реальности, существует как различные конфигурации неотделимых друг от друга кварков – а отсюда как разукрашенные шаблоны, сверхсвязанные базовым энергетическим полем. Соответственно они не разлетаются сами по себе в пространстве, словно на корабле; они представляют собой конденсаты, или критические узлы, заполняющего пространство вакуумного энергетического поля.

Это новое видение еще не усвоено большинством ученых. Присоединившись к физикам, они могли бы смотреть на фотоны и электроны, а также и на другие квантовые частицы как на конденсированные кварковые течения в сверхпроводящем пространстве (а более точно, в нулевом поле квантового вакуума). Но даже физики, изучающие элементарные частицы, с трудом отходят от стандартных представлений, в соответствии с которыми фотоны пролетают сквозь пространство и по направлению к техническому оборудованию вроде экранов и зеркал как, например, в известном эксперименте с двойной щелью. Экспериментальный прибор однозначно рассматривается как изготовленный из четко определенных тел, внутри которых фотоны запутываются – часто загадочным образом – на различных путях. Первичной реальностью остаются пролетная частица и материальная основа экспериментальной аппаратуры. Пространство, которое расположено между ними, хотя, как известно, и


будучи заполненным квантовыми флуктуациями, воспринимается как вторичная реальность.

Ученые больше уже не настаивают на восприятии фотонов и электронов как дискретных сущностей, пролетающих сквозь пространство и падающих на экраны и зеркала. Со здравой точки зрения на физическую реальность и экраны, и прочее лабораторное оборудование воспринимаются как квантованные волны в базовом вакуумном энергетическом поле. Измеряя фотоны и электроны, ученые измеряют волновые пакеты в этом поле. Когда они проводят квантовые опыты, один тип стоячих волн – сами ученые – экспериментирует с другим типом бегущих волн, электронами и фотонами.

Хотя эту точку зрения можно принять за переворот вверх ногами наших обычных чувств, при более вдумчивом разборе она оказывается более близкой к современным представлениям о природе реальности, чем стандартные концепции современной физики. Например, квантовые поля не рассматриваются больше как чисто идеальные сущности, описываемые простыми потенциалами, - это сущности физически реальные, обеспечивающие связь между частицами и объектами реального мира. Теперь абстракция, которая наводит страх на студентов вводных курсов физики, уже не страшна: свет и гравитация более не рассматриваются как фантомные волны, распространяющиеся в пустом пространстве. Пространство - время это не только геометрия, «а ля Эйнштейн», но основная физическая реальность. Это полнота, заполненная среда, которая может испытывать возмущения, создающие следы и волны. Свет и звук – это бегущие волны в этом непрерывном энергетическом поле, а столы и деревья, скалы и ущелья и все прочие как будто твердые объекты – это стоячие волны в этой среде [2].

Выясняется, что новейшее видение возвращает жизнь большинству древних прозрений. Мистическое представление о том, что пространство – это созидающий источник материи, близко к истине. На Востоке эти взгляды имеют пяти-тысячелетнюю или даже более долгую историю. Согласно риши (пророкам) древней Индии, пространство – это не простая основа для событий в материальном мире, которые одни только и реальны. Оно само является примечательной реальностью, тонкая субстанция, которая столь же реальна и уловима, как четыре элемента – воздух, огонь, вода и земля. Этот взгляд нашел отражение в размышлениях некоторых современных индийских философов. Гопи Кришна (Gopi Krishna), например, основатель широко известного движения Кундалини, говорил, что энергии видимого мира происходят из первоначальной энергии и присущим ей созидательным потенциалам.

Космос подобен безграничному океану, покрытому кое-где айсбергами. Космический океан пронизывает пространство и время, он – основа всех вещей. Этот океан непроницаем для наших органов чувств, но гигантские ледовые образования, образованные выступами лежащей снизу воды, могут восприниматься. Когда мы наблюдаем мир с помощью наших органов чувств, мы видим только эти айсберги. Но если мы смотрим на реальности


внутренне, находясь в состоянии самадхи, айсберги исчезают и воды воспринимаются со всех сторон.

В новой - старой концепции материи можно, повторяя рассуждения Эддингтона, заменить непредвзятый образ нашего супруга (или нашей супруги) в форме усложненного ряда дифференциальных уравнений на менее абстрактное, но и более приукрашенное изображение. Развиваемое КУВ подсказывает нам, что наш супруг – как, разумеется, и мы сами, - а также и все люди, все живые и все косные объекты – это комплекс стоячих волн в космическом океане невидимой, но физически реальной энергии.

Иное видение жизни

Тонкие связи между материальными объектами, встречаемые на опыте,

иэнергетическое поле, которое поддерживает их в глубинах Вселенной, преобразуют все, что нам известно о жизни и о мире живого. Новое видение дает нам образ природы как взаимосвязанной сети, которая создает все предметы, наблюдаемые в непрерывном органическом процессе само - созидания.

Новое видение подсказывает нам, что живой организм – это не результат ряда случайностей. Банк генетической информации не отсоединен от окружающей среды и его вариации не есть всего лишь плод случайности. Здесь сказывается прямая, хотя и тонкая связь между геномом и организмом

идаже более широко – со средой, окружающей организм. Скорее, чем случайные рекомбинации генов, изменения делают новые виды более «адаптивными»: они являются гибкими откликами частиц генетической субструктуры организма на изменения, которые он испытывает вокруг себя.

То, что подобные адаптивные мутации могли бы происходить, время от времени вновь предполагается передовыми мыслителями и исследователями. И, хотя это означает заклинание призрака ламаркизма (доктрины, дискредитированной десятилетия назад, согласно которой свойства, приобретаемые организмом в течение его жизни, могут наследовать его потомки), передовые исследователи часто обращаются к возможности связи между мутациями генома и воздействием окружения. Теория адаптивных мутаций, которая последний раз вызвала бурные споры и дискуссии в 1980-х, все еще рассматривается в свете новейших результатов.

Новый взгляд не является простым возвращением назад, к устаревшим концепциям, гласящим, что жираф получил свою длинную шею потому, что поколения его предков вытягивали свои шеи, чтобы достать листья со все более и более высоких ветвей. Вместо этого новая концепция обращается к адаптивности генома, банка генетической информации, который кодирует длинные шеи также, как и другие телесные свойства организма. Геном, обнаружили теперь микробиологи, является «жидким».

Проведены контролируемые эксперименты с многочисленными примерами внешних воздействий на геном, вызывающих в нем адаптивные