ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
2) Гармонический строй
Достаточно много интонационно сложных аккордов, благодаря чему вертикали насыщены диссонирующими интервалами. В целом партитура изобилирует секундовыми задержаниями, что довольно трудно для удержания гармонического строя. Не привычным для восприятия может быть сопоставление мажоро-минора (D-dur/d –moll) (9-10, 55-56 т.), также эпизодическое сопоставление мажоро-минора в средней части. Также следует отметить VII натуральную ступень (31, 35, 37, 39 т.) и II низкую ступень (33, 43, 45, 55 т.). Для чистого интонирования все гармонически сложные аккордовые созвучия необходимо прослушать, проконтролировать отдельно каждую партию, затем пары голосов, например: S, Т и А, B или S, B и А, Т.
При выстраивании вертикали аккорда можно применять следующий принцип:
1. выстроить примарные тоны (в данном случае партия Б) и если есть октавные удвоения;
2. подключить квинту (партия Т);
3. подключить терцию (партия А);
4. подключить неаккордовые звуки (партия S).
5.Исполнительский анализ
5.1. Исполнительский план произведения
Жанр стилизации1 купальской народной песни влияет на интерпретацию данного сочинения. Динамические и агогические нюансы должны быть выразительными и тонко прочувствованы, что должно подчеркнуть народную основу исполняемого сочинения.
Основная идея произведения – славление праздника И. Купалы, содержится в конце II части (44 – 47 т.), однако не совпадает с генеральной динамической кульминацией.
В произведении присутствуют следующие виды дыхания: цепное (в основном), дыхание по фразам, общехоровое дыхание (38 – 39, 43 – 44 т.), дыхание по отдельным партиям (полифонический эпизод), дыхание у женского хора (18 – 19, 46 – 47 т.).
В зависимости от количественного состава хора и акустических условий темп произведения может в незначительной степени изменяться.
Уровень певческого вибрато должен быть минимальным на протяжении всего произведения, звук ровный, полетный.
Произведение относится к лирическим музыкальным жанрам, в подтверждении чему можно привести несколько характерных черт:
1) непрерывность и волновая характеристика развития
2) яркая вокальная трактовка мелодических партий
3 камерность формы.
Данное произведение еще не имеет сформировавшейся в исполнительской практике целостной и единой исполнительской трактовки. Опираясь на замечания автора музыки при разучивании и исполнении данного сочинения Заслуженным Академическим хором Белтелерадиокомпании, мы выявили некоторые неточности редактуры и добавили авторские пожелания, высказанные им во время репетиционного процесса:
- Первоначальный темп должен быть несколько живее;
- Эпизод с Leggiero должен быть «игриво», «staccato con legato»;
- В кульминационном эпизоде (31 т.) «взорваться» (авторское пожелание относительно динамики и характера).
Учитывая комбинированный характер текста, главная идея которого – славление национального праздника, мы предлагаем увеличить амплитуду crescendo (44 – 47 т.) до mf , чтобы выделить смысловую кульминацию.
Стилизация- намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо жанра, народности, эпохи. Связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.
5.2. Особенности дирижерского жеста
Дирижерский жест должен быть четким, плавным, отвечающим характеру звуковедения. Необходимо выразительно показывать фразировку и направление мелодии, темповые изменения (агогику), начало и окончание фраз.
Величина и обьем жеста увеличивается в зависимости от динамики. Жест должен быть глубокий, наполненный. Использовались следующие виды ауфтактов: приготовленные, неприготовленные, простые, комбинированные. Мимика – в полифоническом эпизоде некоторое волнение, но в основном должно быть ощущение спокойствия и уверенности.
Дирижеру следует тонко прочувствовать агогические изменения в произведении. Дирижер должен как бы опережать хор мысленно, тоесть «смотреть вперед» на несколько тактов.
Жест не должен быть размашистым ввиду жанровой особенности партитуры. Следует внимательно дослушивать окончания фраз, прослушивать задержания и неаккордовые звуки.
6.Заключение
С. И. Бугасов в своем сочинении обратился к купальской тематике, ярко представленной в хоровой музыке белорусскими композиторами. Его хоровой цикл «Купалле» является тому подтверждением. В данном произведении ярко прослеживаются стилевые черты композитора: произведение является примером камерного жанра, в рамках хорового цикла «Купалле», музыка тональная, широко используются задержания, прослеживаются черты песенности, мелодичности, яркий гармонический язык, колористическая направленность, тонкая нюансировка.
Тема Купалья в музыкальном творчестве белорусских композиторов так же представлена следующими произведениями:
Бережной С. обработка белорусской народной песни «Купалялё»
Данилович А. «Ой, рана на Ивана»
Зиневич У. обраб. бел. нар. песни «У нас сягоння Купалачка»
Ильин В. обраб. бел. нар. песни «Ой, рана на Ивана»
Нестерович Г. обраб. бел. нар. песни «Там на гары Купалле»
Мдивани А. «На Купалле»
Туренков А. опера «Кветка шчасця»
Темы купальских песен звучат также в оперном, кантатно-ораториальном и симфоническом творчестве белорусских композиторов XX века.
Представленная аннотация на произведение «Ранiца» С. И. Бугасова ставила перед собой цель глубокого хороведческого разбора произведения, освящения эпохи создания сочинения и культурных параллелей в области музыкального искусства.
Выявленные нами мелодические, фактурные, ритмические, темповые, вокально-хоровые, агогические, артикуляционные сложности, исполнительские тонкости, хормейстерские задачи могут помочь при конкретной работе над произведением и его исполнении в концертной практике.
7.Библиография
Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.: ил.
Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/ гл науч ред Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.
С. Бугасау «Сонца на Купалу» творы для аднароднага хору. Мн, 2009.
http://slovari.yandex.ru
http:// wikipedia.org/wiki. ru. //