ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрев два изданных сборника сочинений С. И. Бугасова, следует отметить, что некоторые из сочинений были написаны (в 1 редакции) для однородного женского хора, а затем сделаны авторские переложения для смешанного хора.

Баллада – лирико-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифологического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. [4]

  1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА

    1. Содержание литературного текста

Содержание текста обусловлено комплектацией текстов купальских народных песен. Идея автора – славление праздника через его символику – солнце, урожай, вода, венки и др. Общее настроение произведения возвышенно-лирическое, с элементами стилизации протяжных народных песен, женских хороводных и славительных песен. «Авторский монтаж куплетов белорусских народных песен» [3. с 36]

Купалье – языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Отмечают Купалье в ночь с 23 по 24 июня католики, а с 6 по 7 июля – православные христиане. Однако в языческие времена разграничений в праздновании не было. Вышеуказанные даты в христианстве имеют совершенно другой смысл. В эти дни отмечают день рождения пророка Иоанна (Яна Предтечи или Иоанна Крестителя), который крестил в реке Иордан Иисуса Христа. Благодаря активной деятельности христианской церкви наряду с исконным названием Купалье, начали существовать и другие – Иван Купала (синтез языческого и христианского), Ян, Иванов день.

Этому празднику посвящено огромное количество песен, обрядов, преданий самого разного толка. От Коляд до Купалья солнце все время находится в стадии возрождения – увеличивается день, земля согревается. К этому времени выросли и отцвели на полях пшеница, гречка, просо, закончился приплод у животных. Наши предки в этот день старались отблагодарить Огонь, Воду и Землю за благодатные деньки, хороший урожай, охоту и удой у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Купалья показывали единение с природой.

Купалье начиналось со второй половины дня. Девушки собирали цветы и плели венки. Венок, или его символ, – один из главных элементов Купалья. С венками были связаны многие поверья. Место для проведения праздника должно было находиться либо на перекрестке дорог, либо около воды. Как только солнце садилось, зажигали «май» – сухие ветки, принесенные с каждого двора, которые вешали на Троицу в домах. Вокруг огня молодежь водила хороводы и пела купальские песни. Девушки пускали венки по воде. Существует легенда о том, что в купальскую ночь расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, будет самым счастливым человеком.


Праздник Купалье считается исконно белорусским, так как он особенно ярко празднуется именно на территории Беларуси. В соседних славянских странах Купалье так же считается языческим праздником, однако народные традиции именно Беларуси стали источником появления огромного числа обрядов, поверий, народно-музыкальных образов и тем. Главный смысл Купалья – очищение души и тела от всего темного и непонятного, от ненужных действий, от злости и несчастий.

    1. Строение литературного текста

А на Купалу сонца iграла, рана iграла сонца на Купалу. a

На добрыя годы, на цёплыя росы сонца iграла.

На авёс расiсты, ячмень каласiсты

На капусту белую, на грэчыху чорную, b

Жыта густое, зерне залатое.

На хлябы ураджаi, на вяселле у хаце,

Вянкi сплятала, у ваду пускала.

Папараць-кветку шукала.

Слыла Купала цяплом, дарыла дабром. c

Цябе Купала славу пяём.

А на Купалу сонца iграла, рана iграла сонца на Купалу.

Текст в силлаботонической системе. a , c – трехсложный размер с ударением на первый слог – дактиль (_ _ _ ), b – двухсложный размер с ударением на первый слог – хорей ( _ _ ).

    1. Степень соответствия текста и музыки.

В тексте присутствуют аллегории2: «сонца iграла», «слыла купала цяплом, дарыла дабром»; эпитеты1 : «цёплыя росы», «авёс расiсты», «зерне залатое».

Текст в большей степени соответствует музыке. В начале благодаря динамическим нюансам ярко рисуется картина купальского утра: от ppp постепенное crescendo через pp, p. На словах «сонца iграла» (17-18 т.) crescendo к f, diminuendo , фермата. Dolce (ит.-нежно, мягко), указанное композитором в начале партитуры, придает особую тонкость, задушевность.

Анализ разночтений с женским хором (приложение II):

В партитуре для женского хора присутствует ряд отличий: первоначальный темп Andantino , = 69, dolcissimo, в 9 т. Ritenuto, в 11 т. p, в 13-14 т. Crescendo; II ч начинается с Con moto leggiero, p, crescendo, 21 т. mp , 25 т. mf, 31 т. f, 39 т. Amoroso, poco a poco ritenuto, p, mp. 42 т. Con moto, crescendo, 45 т. – уходящий акцент. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что партитура для женского хора более разнообразна в темповом, динамическом отношении. Более доскональные оттенки и штрихи. Возможно это обусловлено тем, что композитор написал произведение (в 1 редакции) для женского состава хора, а в последствии сделал переложение для смешанного хора и включил сочинение в цикл «Купалле».


Эпитет (греч. Epitheton- приложенное) – образное определение. Под эпитетом мы понимаем художественное, образное определение, метафорическую характеристику лица, предмета, явления [1.C. 392].

2Аллегория(греч.Allos- иной,agoreuo- говорю) – иносказание; отдельное высказывание или цельное словесное произведение, буквальный смысл которого указывает на иной, скрытый (не выраженный эксплицитно) смысл[2.C. 15].

  1. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    1. . Анализ формы (жанр)

Форму первого плана можно определить как, вокально-строфическую, где каждой строфе поэтического текста соответствует свое мелодическое, интонационное, фактурное, гармоническое мышление, подчиненное тексту и единой композиторской структуре. Присутствует явная реприза, построенная на материале I части.

.

Схема структуры произведения:

А В С D Е А1

(10 т.) (8 т.) (12 т.) (13 т.) (4 т.) (10 т.)

Форму второго плана можно определить как сложную трехчастную.

I часть 1 раздел Andantino: поочередное вступление голосов, общее crescendо, небольшой «уход».2 раздел: полифоническое развитие (переклички голосов), экспозиция общего настроения.

II часть Leggiero начинает женская группа хора, затем присоединяется поочередно партия теноров, басов, общее crescendo и подход к генеральной кульминации (31-36 т.). Затем постепенный «уход».

III часть Tempo I отделена от II части ферматой на паузе. Реприза сокращенная, не точная.

Схема структуры произведения:

I часть II часть III часть

А В С D E А1

(10 т.) (8 т.) (12 т.)(13 т.) (4 т.) (10 т.)

Хоровой жанр – стилизация купальской народной песни.


3.2. Анализ мелодии

Типы мелодического движения: поступенное восходящее (44 – 45 т. у S и А), (4 – 5,49 – 50 т. у I S), (25 т. у Т), поступенное нисходящее (7 т. у Б и А), (8, 32 – 33, 35 т. у S), (17, 46 т. у Т), (42 т. у А), эпизодически встречается скачкообразное (16 – 18 т. у Б), (45 т. у Т), (31 т. у А). Ладовые признаки мелодии (диатоничность в I и II частях, хроматичность во II части, присутствуют задержания на протяжении всего произведения). Мелодическая кульминация совпадает с общей кульминацией (30 – 34 т.): высокая тесситура в партии сопрано, гармонически неустойчивые аккордовые последовательности (эллипсис), яркая динамика.

Схема проведения темы в полифоническом эпизоде:

3.3. Анализ метра и ритма

Размер непериодический переменный 3/4, 4/4, 2/4, 7/8, 12/8. простые размеры: 3/4, 2/4, сложные однородные размеры 4/4, 12/8, сложный смешанный 7/8 (3+2+3).

Метр неравномерный. Встречается внутридолевое пульсирование по 2 восьмые в одну метрическую долю и по 3 восьмые в одну метрическую долю. Пульсация внутридолевая восьмыми. Ритмический рисунок: встречаются четверти ( ), восьмые ( ), половинные ( ), целые ( ), четверть с точкой ( ), триоль ( ).

    1. Анализ лада и тональности

Основной лад мажор, с эпизодическими отклонениями в минор (44, 11 т.).

Произведение является примером тонального мышления композитора.

Тональный план:

1-9т. 10 т. 11-18 т. 19-30 т. 31-42 т. 43 т. 44-47 т. 48-57 т. D-dur - dmoll- a-moll - G-dur - с-moll - C-dur с-moll - D-dur

Используются тональности первой и второй степени родства.

Композитор зачастую использует сопоставление мажоро-минора(dmoll / D-dur), что характерно для народно-песенной традиции. I и III часть D-dur, II часть G-dur, с-moll.

3.5.Анализ фактуры

Фактура произведения смешанная: в основном гомофонно-гармоническая, но присутствует полифонический тип фактуры, выражающийся в присутствии элементов подголосочности (11-13,42-43т.). Встречается «выключение» отдельных партий хора (чаще мужской группы) и их поочередное вступление (11 – 13 т.), использование звучание только женского хора.


3.6. Анализ гармонии

Подробный анализ гармонии (аккорды в партитуре под нижней акколадой) представлен в приложении I .

В партитуре используются эллипсисы (31 – 35 т.) – цепочка диссонирующих, неразрешенных аккордов, аккорды с побочными тонами, с неаккордовыми звуками. Задержания образуют проходящие созвучия, которые не всегда поддаются строгому определению с точки зрения классической гармонии. Присутствуют такие аккорды, как Т2, Т7 VI65 , II2, VII65, VI43, S43, S65, S7, VII2, IV7, IV7г, VI7г, S65г, S2, D64нат, II64г, УмDDVII7, SS6, D43н, УмDDVII2. Это все приводит к тому, что средняя часть является неустойчивой в гармоническом отношении, нет ощущения единого ладового центра. В крайних разделах присутствует ясная каденция, которая делает эти части логически завершенными. 42 т. – связующий эпизод, приводящий, подготавливающий тональность С - dur.Еще одной гармонической особенностью является опора на тонический и субдоминантовый бас в I и III частях произведения, приводящий к опоре этих разделов на тонический и субдоминантовый органный пункт.