к нашему трагическому миру, где' каждый причасген бытию наперекор-смерти не только в силу некоего Drang'a 19, инстинк
та |
самосохранения, но и - в более глубоком и интимном смыс |
ле |
- наперекор смерти того, кого он любит и кто для него значит |
бесконечно ~ольше, чем он сам, настолько, что он существует не по своеи природе, а по своему призванию 20 - децентри
рованным или полицентрированным существованием.
Я по-прежнему думаю то, что писал непосредственно после Освобождения в статье «Дерзание В метафизике» (впрочем, я
просто продолжал там заметки, фигурирующие во второй части
«Метафизического журнала»). По моей мысли, каждый из нас как бы призван - независимо от отношения к вере, о которой здесь
вопрос не СТОИТ,- прояснить очертания какого-то мира, не нало женного извне на наш мир и являющегося, наверное, этим же самым миром, но взятым в такой многомерности, которую обычно
мы даже отдаленно не улавливаем. Речь идет о мире не в узком смысле Umwelt'a или Umgebung'a [окружения.-Нем.], а о мире,
как он задевает те глубины нашего существа, куда самый лучший
психоаналитик лишь Приоткрывает доступ.
В этой перспективе может прояснигъся, что ИСтинная муд рость нашего века, века абсолютной необеспеченности, за
ключается в том, чтобы с необходимым благоразумием, но и не без трепетного восторга искателей пуститься по тропам, ве
дущим, не скажу - за пределы времени, но за пределы на шего времени, туда, где технократы и статистики, с одной сто роны, инквизиторы и палачи, с другой, не только теряют почву под ногами, но исчезают, как туман на заре прекрасного дня.
ПРИМЕЧАНИЯ
Эта заключительная статья в одноименном авторском сборнике французского като~ического философа и драматурга Габриэля Марселя (1889-1973) имеет
темои ряд мыслеи. составляющих,по его словам, фон всего написанногоим (вклю
чая драматургию,которую, говорит Марсель, «ни В коем случае нельзя отделять» от его философии- см. ниже прим. 12). Как мыслитель и художник, вдумываясь
в ситуацию современного человека, он находит, что самодовлеющий индивид кон ституировав.шиЙся в Новое время на почве картезианства и спинозизма, в ~поху планетарнои техники гибнет, раздавленный или тоской научно-технического про гресса с его дурной бесконечностью, или тревогой перед тем, как промышленная и социальная инженерия порабощает человечество и создает средства его быст рого ~ничтожения. Человек обречен теперь не только в извечном смысле неми нуемои смерти, но и в смысле своего неизбежного распыления на производ ственные и социальные функции. Он оказался унизительно слабым перед соб
ственным созданием; техника безвозвратно разъела индивидуальность, причем Марсель безжалостно осуждает попытки сохранить ее, отгородившись от мира. Мудрость человека, рискующего жить сознательным замыслом, проектом,
выступив из слитного биологического существования к своему «призванию», Марсель видит в том, чтобы принять трагизм эпохи и в ответ на смещение центра
от индивидуального Я к обществу вернуться к такому <децентрированию» и поли
центрированию этого Я, когда центральное место отдается не обществу за кото рым философ не признаетникакого личностного смысла, и не человеку буду-
шего, которого он считает рационалистической экстраполяцией ва-той же-техни- . ки, 'а Светуг нсточвику всякого понимания. и ближним (любимым). Вверив, шись этим двум, по Марселю, реальнейшик реалиям, современный искатель муд рости как бы яорывает связь с сегодняшним миром, но тут оказывается, что 'за истертыми фигурами.плоской действительности все явственней проступают очерта ния настоящего, многомерного мира. Восстанавливая· и спасая так человека, трагическая мудрость Марселя оказывается родственна творчеству - поэти ческому или связанному с ним философскому.
1 «Метатехникой,.. Марсель называет область свободного решения, откуда (через открытия и изобретения) идет сама техника и откуда при нормальном положении вещей должно определяться ее применение. (Магсе/ О, Роцг ипе ва
gesse |
tragique et son ац-оега. |
Р., 1968. Р. 226.) |
2 |
«У-себя- (самого) -бытие» |
(нем.; термин немецкого классического идеа |
лизма). ««Я»...возвращается К единству с самим собой. Это у-себя-самого бытие «я»... есть его бесконечность, или идеальн,ость... Бесконечным.многообразием своихпредсгавлений дух... не только не вовлекается в пространственную внеполож ность... но... его простая самость с ничем не омрачаемой ясностью проходит через все это многообразие» (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Филосо фия духа. М., 1977. С. 20. Подч. наше.- Прим. пер.}.
" Teilhard de Chardin. Нутппе de l'Univers/ /Teilhardde Chardin. Oeuvres. Р.,
1963. Т. 5. Р. 117-118.
4 Ibld. Р. 100.
5 Ср. Платон, «Федон» 63 с СЛ.: вопрос о смерти ставится в терминах души, тела и их связи; Спиноза, «Этика», Ч. у, теоремы 38-39 (Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 1. С. 613-614): пробнему смерти M~дpeц снимает, поскольку способен жить высшими, бессмертными сторонами своеи души.
б В работе «Моя смерть и я» (Магсе/ G. ар. cit. Р. 175-191), где разбирается хайдеггеровская концепция «бытия-при-смерти» (zum Tode эеш) , Маусель на ходит у Хайдеггера солипсистскую поглошенностъ человека собственнои смертью и забвение того, что смерть любимого существа для человека бесконечно весо мее, чем собственная. Он предлагает как альтернативу понятие «бытия-про.тив (вопреки) -смерти». В действительности хайдеггеровское вот-бытие (Dаsеш), определяющееся как «бытие-при-смерти», не тождественно индивидуальному
существованию и иэначально включает в себя |
существование любимых и |
близких. |
|
|
|
|
|
|
7 |
«Морское кладбище» - |
лирико-метафизическая поэма Поля Валери (1922). |
Цитируется конец YII |
строфы |
(<< ... но воссияние света предполагает темную поло |
вину мрака») |
(Va/eri |
Р. Роезле. Р., 1966. Р. |
102). |
. |
• |
в Здесь Марсель, по-видимому, вольно излагает одну из любимых мыслеи |
Горького. Ср., например, поэму «Человек». |
|
|
|
9 |
Сонет «Золотые стихи» |
(последний в цикле из |
12 сонетов «Химеры») |
фран |
цузского романтического поэта Жерара де Нерваля |
(1808-1855) (Nerva/ |
G. de. |
Ргевегпайоп de М. Аlуп. Р., 1965. Р. 465-466). |
|
|
10 |
Истина, по Марселю, не сводится к умственному выяснению, а предполагает |
бытие |
и жизнь в истине (Магсе/ G. ар. сп. Р. 118 сл., 138). |
|
11 |
Simme/ |
G. Lebensanschauung. Yier |
metaphysische Kapitel. Munchen; |
Leipzig, 1922. Р. 94.
12 Связи между «Жизнью И Святым», затронутой во многих работах Мар селя, специально посвящена одноименная статья (Магсе/ G. ар. сп. Р. 154-174), кончающаяся словами: «Пожалуй, можно сказать, что смысл моего творчества, в
том числе и прежде всего драматическоготворчества,котороени в коем случае нель· зя отделять от моих философских сочинений, заключается именно и главным об
разом в попытке возвратить все и всех к этому живому центру, к этому сердцу
человека и мира где всё таинственнымобразом оказывается в порядке и где слово
«святое» само н~прашиваетсяна уста хвалой и благословением».
13 Heil (нем.)- «благо, исцелен-ие, спасение» (этимологич. родств. русскому
ецелый») .
14 «Зрелость есть все» (англ.). Негочиость Марселя: это слово не Просперо из «Бури», а Эдгара из «Короля Лира» (у 2, 11).
365