ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 0
2.28. Стакан - стеклянное изделие, используемое для питья. 2.29. Брюки - предмет мужского гардероба, то же самое, что и штаны. 2.30. Шотландцы - народ в Европе, представители которого, будь то мужчины или женщины, ходят без штанов.
Упражнение 3. Корректно определить понятие и проиллюстрировать определение соответствующий объемной диаграммой.
О б р а з е ц : Хуан Карлос Бурбон - нынешний король Испании. Объемная диаграмма:
|
|
1 |
2 |
3 |
(17) |
|
4 |
|
1 - люди,
2 - короли Испании,
3 - ныне здравствующие,
4 - Хуан Карлос Бурбон.
3.1. Профессор. 3.2. Милиционер. 3.3. Роза. 3.4. Картофель. 3.5. Тюльпан. 3.6. Самокат. 3.7. Самосвал. 3.8. Самолет. 3.9. Снегоход. 3.10. Луноход. 3.11. Фашист. 3.12. Американец. 3.13. Православный. 3.14. Реликвия. 3.15. Справочник. 3.16. Лимон. 3.17. Кукуруза. 3.18. Подсолнух. 3.19. Масло растительное. 3.20. Шофер. 3.21. Карандаш. 3.22. Тёща. 3.23. Кузен. 3.24. Комбикорм. 3.25. Коммивояжер. 3.26. Полустанок. 3.27. Рубанок. 3.28. Санитар. 3.29. Паровоз. 3.30. Миллионер.
1.5. Деление понятий
Деление понятия - это логическая операция, посредством которой раскрывается объем понятия. Деление предполагает расчленение объема родового понятия на непересекающиеся подмножества. Понятие, объем которого делится, называется делимым; понятия, получа-
23
ющиеся в результате деления, называются членами деления; тот существенный признак, по которому производится деление, называется
основанием деления.
В логике различают следующие виды деления:
дихотомическое (от греч. “дихотомия” - сечение на две части), когда объем делимого понятия разбивается на два противоречивых понятия; например, студенты группы(А) - сдавшие экзамен по логике(В) и не сдавшие экзамен по логике(не-В).
таксономическое или деление по видообразующему признаку, когда объем делимого понятия разбивается на два или более соподчиненных понятия; например, студента группы(А) - отличники(В), хорошисты(С), троечники(D).
Деление подчиняется следующим правилам:
1. Деление должно быть соразмерным, т.е. объем делимого понятия должен быть в точности равен сумме объемов членов деления (WWгде B,C,D... , а - знак суммы). Нарушение этого прави-
ла ведет к логическим ошибкам: а). н е п о л н о г о |
д е л е н и я (не |
указаны некоторые члены деления) и б). д е л е н и я |
с л и ш н и м и |
ч л е н а м и (указываются не входящие в объем понятия члены деления).
2. Деление должно производиться только по одному основанию. Например, при делении понятия студент на понятия отличник, спортсмен, проживающий в общежитии, использованы сразу три различных основания, что противоречит правилу 2.
3. Члены деления должны исключать друг друга. Если мы разделим понятие целое число на понятия числа, кратные 2, и числа, кратные 3, мы нарушим, тем самым, правило 3, поскольку имеются числа, кратные одновременно и 2, и 3, например, 6.
4. Деление должно быть непрерывным, иначе говоря, в ро- до-видовом отношении члены деления должны быть понятиями одного уровня; в противном случае возникает ошибка, именуемая “скачком в делении”. Например, студентов группы нужно сначала разделить на успевающих и неуспевающих, и только потом отнести к первой категории отличников, хорошистов и троечников, а ко второй - двоечников; аналогичным образом планеты Солнечной системы нельзя делить на Землю и на необитаемые планеты; предварительно следует разделить планеты Солнечной системы на обитаемые и необитаемые.
Примечание. Операция деления может быть изображена схематически следующим образом:
24
- дихотомическое деление:
люди
|
|
больные |
|
|
|
|
|
|
не больные |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
излечимые неизлечимые
- таксономическое деление:
маршрутный
городской
общественный
транспорт
Самары
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
автобус |
|
троллейбус |
|
трамвай |
|
метро |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольная работа №5.
Упражнение 1. Укажите основание деления названных понятий и осуществите новое их деление по Вами избранному признаку.
О б р а з е ц: “Студент: дневного отделения, вечерник, заочник.” Это
таксономическое деление; основание деления - “форма обучения”. Другой вариант деления (дихотомическое) можно провести по основанию “успеваемость”: “Студент: успевающий, неуспевающий”.
1.1. Год: високосный, невисокосный. 1.2. Месяц: зимний, весенний, летний, осенний. 1.3. День: пасмурный, ясный. 1.4. Действия: разумные, неразумные. 1.5. Люди: умные, неумные. 1.6. Дети: старше 5-ти лет, не старше 5-ти лет. 1.7. Граждане: богатые, бедные, среднего до-
25
статка. 1.8. Преступления: уголовные, политические, административные. 1.9. Политики: левые, правые, центристы. 1.10. Люди: пьющие, непьющие. 1.11. Города: столичные, провинциальные. 1.12. Реки: чистые, загрязненные отходами. 1.13. Моря: холодные, теплые. 1.14. Государства: независимые, зависимые. 1.15. Форма правления: монархия, республика. 1.16. Исполнители: думающие, бездумные. 1.17. Народ: простой, непростой. 1.18. Животные: дикие, домашние. 1.19. Рыбы: пресноводные, морские. 1.20. Граждане России: мужчины, женщины. 1.21. Писатели: великие, не великие. 1.22. Вопрос: своевременный, несвоевременный. 1.23. Дискуссия: острая, не острая. 1.24. Рассказ: интересный, не интересный. 1.25. Оружие: холодное, огнестрельное. 1.26. Поезда: пригородные, дальнего следования. 1.27. Научные работники: имеющие ученую степень, не имеющие ученой степени. 1.28. Космонавты: советские, американские, других стран. 1.29. Работник: умственного труда, физического труда. 1.30. Буржуазия: крупная, средняя, мелкая.
Упражнение 2. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении укажите нарушенное правило.
О б р а з е ц: “Речь бывает устной, письменной, умной и заумной”. Деление неправильное; нарушено правило 2, т.к. в примере фигурируют сразу два основания - форма речи и качество речи.
2.1. Живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные. 2.2. Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. 2.3. Научные знания делятся на естественнонаучные, гуманитарные и технические. 2.4. Периодические издания делятся на газеты, журналы, бюллетени, периодические сборники. 2.5. Частями человеческого тела являются голова, руки, ноги и туловище. 2.6. На человеческой руке имеется большой, средний, безымянный и указательный палец. 2.7. История делится на древнюю, новую и новейшую. 2.8. По государственному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. 2.9. Правители государств бывают умными или глупыми. 2.10. Люди бывают гениальными, талантливыми, способными, тупыми и сумасшедшими. 2.11. Травмы делятся на бытовые, производственные и смертельные. 2.12. Кретины бывают умными, глупыми и средними. 2.13. Америка, Африка, Европа, Азия, Антарктида и Австралия - это материки. 2.14. Химические вещества делятся на кристаллические, аморфные и растворы. 2.15. Треугольники делятся на равнобедренные и равносторонние. 2.16. Политические режимы бывают демократические и тиранические. 2.17. Население Европы делится на европейцев и русских. 2.18. Договоры бывают двусторонними и многосторонними.
26
2.19. Политика бывает народной и антинародной. 2.20. Великие русские поэты ХIХ века: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Бенедиктов. 2.21. Углы бывают тупые, острые и прямые. 2.22. Четырехугольники делятся на квадраты и ромбы. 2.23. Войны бывают ядерные и морские. 2.24. Климат бывает холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный. 2.25. Коммунисты, демократы и патриоты - это политический спектр современной России. 2.26. Белый, черный, желтый, синий и красный - цвета российского государственного флага. 2.27. Деревья делятся на хвойные, лиственные и смешанные. 2.28. Люди, занимающиеся спортом, делятся на спортсменов, любителей и болельщиков. 2.29. Чемоданы бывают матерчатыми и деревянными. 2.30. Лица женского пола подразделяются на девушек, женщин, жен, любовниц и старух.
Упражнение 3. Осуществить деление понятия по одной из следующих схем:
|
|
а). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в). |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
B |
|
|
|
|
|
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
D |
|
B |
|
|
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
|
|
|
E |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
|
|
|
|
F |
|
|
|
D |
|
|
E |
|
|
F |
|
G |
|
|
F |
|
|
G |
|
|
|
|
|
|
|
О б р а з е ц: “Семья”; для деления выбираем схему а).
27