ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 0
Национальная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.
Механизмом контроля за ходом реализации Национальной стратегии являются ежегодные аналитические доклады образуемого при Президенте Российской Федерации координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей1.
Ответственным исполнителем двух программ, рассмотренных ниже, является Министерство труда и социальной защиты населения РФ, а так же соответствующие органы субъектов РФ.
По материалам сводного четвертого и пятого периодического доклада О реализации РФ Конвенции ООН по правам ребенка, Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой предусмотрено усиление социальной поддержки семей, имеющих детей. В 2008 году распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден план мероприятий по реализации в 2008-2010 годах первого этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривающий конкретные мероприятия, направленные на повышение рождаемости, поддержку семей, имеющих детей, обеспечение законных прав и интересов детей. Первый этап реализации Концепции в основном был направлен на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития.
На втором этапе (2011-2015 годы) Концепцией было продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации.
На третьем этапе (2016-2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране2.
Настоящая Концепция, разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
Данная программа включает в себя 7 разделов:
общие положения;
мониторинг современной демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее развития;
цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
информационное обеспечение реализации настоящей Концепции;
механизмы реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
объемы и источники финансирования мероприятий настоящей Концепции1
Распоряжением Председателя Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2553-р была утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Основ.ными целями программы являются:
создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки;
повышение доступности социального обслуживания населения.
Согласно программе, реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.
В регионах действует многопрофильная сеть учреждений социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.
В целях повышения эффективности системы социальной поддержки граждан, осуществляется поэтапное реформирование организаций, осуществляющих социальное обслуживание населения; создан раздел развития рыночных отношений в области социального обслуживания населения; совершенствуются институционально-правовые условия привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, приняты нормативно-правовые акты, предусматривающие оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций-получателей поддержки.1
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки отдельных категорий населения (молодежь, семьи с детьми, дети в трудной жизненной ситуации, пожилые люди и т.д.). Комплексный подход, аналогичный используемому в Госпрограмме, региональными программами субъектов Российской Федерации не применяется. Однако по ряду направлений Госпрограммы региональными программами предусматриваются конкретные, сходные по целям, задачам и мероприятиям, практические меры1.
Программа включает в себя следующие основные разделы:
общая характеристика сферы реализации Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан», в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан», цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решений задач, описание основных ожидаемых результатов;
этапы и сроки реализации Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан»;
обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан»;
обобщенная характеристика мер государственного регулирования в рамках Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан»;
прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан»;
обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами РФ в рамках государственной - информация об участии общественных организаций, государственных внебюджетных фондов и иных организаций в реализации программы РФ «Социальная поддержка граждан»;
информация по ресурсному обеспечению Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан»;
и другие разделы.
Данные программ послужили ориентиром для органов государственной власти, субъектов РФ, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся оказания поддержки семье.
Так, в Еврейском АО действует областная целевая программа «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Еврейской автономной области» на 2011-2015 годы.
В Ханты-Мансийском АО действую программы:
«Дети Югры» на 2011 - 2013 годы;
«Социальная защита и социальное обслуживание населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2013 – 2015 годы и на период до 2020 года»;
В Республике Татарстан:
программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015;
ведомственная целевая программа «Обеспечение мер социальной поддержки населения, реализуемых Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан» на 2012-2014 годы»;
ведомственная целевая программа «Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям населения, осуществляемой Министерством труда, занятости и социальной защиты» на 2012-2014 годы».
В Башкортостане реализуются следующие программы:
долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка граждан в РБ» на 2012-2017 годы;
республиканская целевая программа «Өмөт (Надежда)» на 2011-2013 годы;
республиканская целевая программа «Народный университет третьего возраста» на 2011-2013 годы;
В Приморском крае государственная программа Приморского края «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013-2017 годы».
Хабаровский край:
государственная целевая программа Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края;
государственная целевая программа Хабаровского края «Демографическое развитие Хабаровского края».
Московская область:
долгосрочная целевая программа Московской области «Социальная защита населения Московской области на 2013 - 2015 годы»;
долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области в 2012-2015 годах».
Оренбургская область:
«Дети Оренбуржья» на 2011-2013 годы;
«Организация отдыха и оздоровления детей Оренбургской области» на 2011-2014 годы.
В Самарской области реализуется целевая программа «Развитие системы детского отдыха и оздоровления в Самарской области на 2012 – 2015 годы».
Как мы видим, семейная политика в РФ с использованием программно-целевого подхода реализуется довольно успешно. Чаще всего в российской практике при разработке программ в социальной сфере используют принцип комплексности. Программно-целевой подход к реализации семейной политики на федеральном и региональном уровнях позволяет в свою очередь:
- полно и точно представить ситуацию семей в стране;
- одновременно решать широкий круг накопившихся в социальной сфере проблем, неизбежно связанных с распылением ресурсов;
- выделить ряд основных направлений в деятельности органов власти, ответственных за реализацию семейной политики, обеспечить эту деятельность финансовыми, кадровыми и другими ресурсами и последовательно, в соответствии с логикой проекта, реализовать определенные им цели.
Региональные модели развития системы социальной защиты в целом и организации социальной защиты детей, в частности, призваны дополнить федеральную. Они являются весьма гибкими и могут существенным образом отличаться между собой. Результатом анализа региональных программ социальной защиты в различных субъектах РФ, позволил сформулировать ряд общих характеристик таких программ:
- региональный уровень социальной защиты детства дополняет федеральный, позволяет участь большой спектр проблем по сравнению с федеральным уровнем;
- региональные программы позволяют оперативно и более полно решать возникшие вопросы на местах;
- региональные программы способствуют более рациональному (оптимальному в конкретных условиях) перераспределению материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
- на региональном уровне возможен более полный учет исторических, социокультурных особенностей территории при проектировании программ защиты и поддержки детей и молодых семей.
Такой подход имеет свои преимущества, так как позволяет оперативно решать социально-демографические проблемы в каждом конкретном регионе с учетом его экономических и социокультурных особенностей.
Реализация семейной политики посредством программно-целевого подхода предполагает первоначальное определение критериев, позволяющих установить круг семей, нуждающихся в том или ином виде помощи. Это предполагает, прежде всего, реализацию принципа адресности социальной помощи и поддержки, которая ведет к оказанию реальной поддержки наиболее нуждающимся семьям.