ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Развитие электронного правосудия
1.1 Краткая история развития электронного правосудия в России
1.3 Система правового регулирования в сфере электронного
1.3.1 Российские концепции и программы в сфере электронного
1.3.2 Развитие законодательства в сфере электронного
2 Современные технические решения в сфере электронного
2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем
2.2 Состав систем электронного правосудия в арбитражных судах России
2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном
2.4 Сравнительный анализ российской и зарубежных систем
3 Актуальные проблемы развития электронного правосудия и
которого велось или ведется производство о применении принудительной
меры медицинского характера, вправе участвовать в судебном заседании
непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи
при условии заявления ими ходатайства об этом».
7) Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях35
8) Гражданский процессуальный кодекс Российской
Федерации (ГПК РФ)36. ГПК РФ разрешает указывать адреса электронной
почты некоторых участников судебного процесса (истца, его представителя, ответчика) в исковом заявлении (абз.10 ч.2 ст.131), ходатайстве о принудительном исполнении решения иностранного суда (абз.5 ч.1 ст.411), заявлении об отмене решения третейского суда (абз.8 ч.2 ст.419), заявлении о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (абз.8 ч.2 ст.424).
9) Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности судов в Российской Федерации»37. В данном законе
34 Федеральный закон от 27.12.2009 N 346-ФЗ "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 23.12.2009)
35 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. _____от 04.10.2010)
36 «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.07.2010)
37 Федеральный закон от 22.12.2008 № 262 – ФЗ (ред. от 28.06.2010) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.12.2008) наибольший интерес представляют положения, которые связаны с публикацией судами информации в сети Интернет:
суды для размещения информации о своей деятельности должны
использовать сеть Интернет, создать свои официальные сайты с указанием
адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос (ч.1
ст.10),
суды обязаны размещать в сети Интернет общую информацию о
суде, о рассмотрении дел, о кадровом обеспечении, о порядке и времени
приема граждан и др. (ст.14),
тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом
опубликованию, размещаются в сети Интернет в полном объеме (ч.2 ст.15),
ч.3 ст.15 — при размещении в сети Интернет текстов судебных
актов, вынесенных судами общей юрисдикции (за исключением подлежащих опубликованию актов), из персональных данных указываются фамилии и инициалы всех участников процесса (за исключением свидетелей). Данная редакция действует с 1 июля 2010 года — даты вступления в силу Федерального закона от 28.06.2010 № 123 – ФЗ38. До этого публиковались только фамилии и инициалы судьи, прокурора и адвоката. Считается, что данное нововведение поможет сделать судебную систему РФ открытой.
при публикации в Интернете из текстов судебных актов
исключаются сведения, составляющие государственную или иную
охраняемую законом тайну (ч.4 ст.15),
не размещаются в Интернете тексты актов, вынесенных по
некоторым категориям дел: затрагивающим безопасность государства,
возникающим из семейно-правовых отношений, о преступлениях против
половой неприкосновенности и половой свободы личности, об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, о 38 Федеральный закон от 28.06.2010 № 123-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона
"О персональных данных" и статью 15 Федерального закона "Об обеспечен и доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.06.2010)
внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния и некоторые другие (ч.5 ст.15).
10) Федеральный закон № 59 «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации»39. В связи с принятием Федерального
закона № 210 «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг»40 (вступившего в силу 30 июля 2010) был принят
Федеральный закон от 27.07.2010 № 227 – ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации»41, вступающим в силу с 1 января 2011 года. Согласно последнему в ФЗ № 59 вносятся
изменения, закрепляющие некоторые возможности электронного обмена
между гражданами и государственными органами, органами местного
самоуправления или должностными лицами:
п.1 ст.4 позволяет гражданам обращаться не только в письменной
или устной форме, но и в форме электронного документа;
п.1 ст.5 закрепляет право гражданина представлять
дополнительные документы и материалы в электронной форме;
обращение, поступившее в электронной форме, подлежит
рассмотрению в установленном законом порядке (ч.3 ст.7). Также гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме;
органы государственной власти вправе запрашивать, в том числе
в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения
документы (п.2 ч.1 ст.10);
ответ на обращение, поступившее в форме электронного
документа, может быть направлено в форме электронного документа по
39 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59 – ФЗ (ред. от 29.06.2010) «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.04.2006)
40 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг" (принят ГД ФС РФ 07.07.2010)
41 Федеральный закон от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг" (принят ГД ФС РФ 16.07.2010) адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной
форме по почтовому адресу, указанному в обращении (ч.4 ст.10).
11) Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»42. С
1 июля 2012 года будет признан утратившим силу в связи с принятием
Федерального закона «Об электронной подписи»43, который вступил в силу 8 апреля 2011 года. Одну из наиболее важных составляющих электронного правосудия составляет работа с электронными документами (документами в электронной форме): создание документов, корректировка, отправка, защита и т.д. Другими словами, ЭП непосредственно связано с электронным документооборотом (ЭДО). Основными законами в области ЭДО являются ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и ФЗ «Об электронной подписи». В этих законах приводятся основные термины в данной области. При этом приведенные в этих законах понятия и их определения не совпадают. Понятие электронного документа (ЭД) имеется только в законе 2002 года. Согласно этому закону под электронным документом понимается «документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой
форме».
Следующим важным определением является подпись, которой
подписывают ЭД. В законе 2002 года она называется электронная цифровая подпись, а в законе 2011 года — электронная подпись. В первом из приведенных документов приведено наиболее полное и подробное
определение.
«Электронная цифровая подпись — реквизит электронного
документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа
42 Федеральный закон от 10.01.2002 № 1 – ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи» (принят ГД ФС РФ 13.12.2001)
43 Федеральный закон от 06.04.2011 № 63 – ФЗ «Об электронной подписи» (принят ГД ФС РФ 25.03.2011)
подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе». «Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию». Закон 2011 года вводит новое понятие — участники электронного взаимодействия («осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане»).
В заключение данной главы можно сделать вывод о том, что
арбитражное законодательство на настоящий момент более развито, чем остальные. Оно позволяет подачу обращений и документов в электронном виде, разрешает проведение заседаний с помощью видеоконференцсвязи, закрепляет возможность судов уведомлять участников процесса по электронной почте и т.д. Благодаря достаточной законодательной базе в арбитражных судах используются разнообразные современные сервисы ЭП, которые постоянно обновляются, совершенствуются. Поэтому в следующих
главах особое внимание будет уделено именно арбитражным судам и
судопроизводству в них.
2 Современные технические решения в сфере электронного
правосудия
2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем
электронного правосудия
В различных странах используются системы электронного
правосудия, отличные друг от друга вследствие неодинакового уровня
развития законодательства и уровня научно-технического развития стран. Поэтому и назначение систем ЭП в различных странах разное. Основными целями использования систем и сервисов ЭП в России являются:
повышение открытости деятельности судов всех инстанций,
обеспечение высокого уровня информированности граждан о
правилах и возможностях судопроизводства,
сокращение сроков подготовки судебных документов,
увеличение скорости рассмотрения обращений благодаря
использованию ИКТ (например, видеоконференц-связи),
оперативное __________предоставление подробной информации одействующем законодательстве РФ и судебной практике сотрудникам судов (в том числе судьям),
обеспечение оперативного сбора и обработки статистической
информации и предоставление анализа судебной практики,
повышение эффективности использования трудовых и
материальных ресурсов с помощью внедрения в судебное делопроизводство систем поддержки принятия решений и информационно-аналитических систем,
обеспечение оперативного взаимодействия судов для обмена
информацией и решения повседневных проблем. Разрабатывая систему такого масштаба, не стоит забывать и о требованиях, предъявляемых к данным системам. Наиболее важными из них являются: адаптивность, расширяемость, безопасность и интероперабельность. Адаптивность — возможность системы подстраиваться к изменениям внешних условий, таких как организационно-функциональная структура, законодательство и другие. Расширяемость — возможность добавления в систему новых или изменение существующих модулей без изменения других частей системы. Безопасность — защита конфиденциальности, целостности и доступности хранящихся в системе данных. Интероперабельность — способность программно-технического продукта взаимодействовать с другими системами. К основным видам действующих сервисов ЭП относятся: