ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Развитие электронного правосудия
1.1 Краткая история развития электронного правосудия в России
1.3 Система правового регулирования в сфере электронного
1.3.1 Российские концепции и программы в сфере электронного
1.3.2 Развитие законодательства в сфере электронного
2 Современные технические решения в сфере электронного
2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем
2.2 Состав систем электронного правосудия в арбитражных судах России
2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном
2.4 Сравнительный анализ российской и зарубежных систем
3 Актуальные проблемы развития электронного правосудия и
2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном
процессе
1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010
№ 228 – ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». В связи с этим, в АПК РФ вносился ряд поправок, предусматривающих, в том числе, и возможность подачи в арбитражные суды некоторых обращений с помощью заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда, а также представление прилагаемых к ним документов в электронном виде.
Согласно нововведенному абз.2 ч.1 ст.41 «Лица, участвующие в деле,
вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде,
заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации».
Вследствие этого в январе 2011 года Высшим Арбитражным Судом
РФ совместно с ЗАО «Право.ру» был разработан сервис для подачи
документов «Мой арбитр», доступный по адресу http://my.arbitr.ru/, и
утвержден «Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде»45 (далее временный порядок). Для работы с сервисом пользователи регистрируются на сайте. Также для получения информации о движении дел в суде можно
зарегистрироваться в сервисе «Электронный страж». В настоящий время для регистрации необходимо указать имя, фамилию, адрес электронной почты и пароль. Такой способ регистрации вызвал множество отрицательных отзывов, так как он не позволяет проверить соответствие введенных данных действительности и точно идентифицировать человека. Ранее в системе «Электронный страж», к примеру, была регистрация с помощью отправки SMS-сообщения. Пользователь при регистрации указывал номер своего телефона, на который системой отправлялся пароль для работы с сервисом. Данный способ более или менее позволял избегать анонимного использования системы. Во временном порядке определены основные требования, предъявляемые к подаваемым в электронном виде документам.
45 «Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде» утвержден приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 января 2011 г. № 1 Документы должны быть переведены в электронный вид с помощью
средств сканирования, при этом:
цвет документов — черно-белый,
формат документов — Adobe PDF,
качество изображений — не менее 200 точек на дюйм (dpi) для
сохранения всех аутентичных признаков подлинности (графической подписи лица, печати, углового штампа бланка (если приемлемо), а также исходящего номера и даты заявления),
размер файла не может превышать 10 Мб,
каждый отдельный документ загружается в виде отдельного
файла,
наименование файлов должно позволять определять документ и
количество страниц в нем (например, Договор аренды 356 от 01122007
5л.pdf) . В случае возврата судом искового заявления, поданного в
электронной форме, для возврата государственной пошлины необходимо
предъявить оригинал документа, подтверждающего ее уплату.
В качестве основных этапов подачи документов через сайт в
соответствии с Временным порядком можно выделить следующие:
1) регистрация пользователя в системе;
2) выбор соответствующего вида обращения в суд;
3) заполнение данных об истце и ответчике (заявителе и
заинтересованном лице);
4) выбор суда для направления обращения;
5) прикрепление соответствующих документов;
6) отправка документов в суд;
7) получение уведомления о поступлении документов в систему;
8) проверка сотрудником суда, ответственным за прием документов
в электронном виде, оформления документов на соответствие всем
требованиям;
9) получение пользователем уведомления о получении документов
арбитражным судом (в нем указывается дата получения документов, которая считается датой поступления документов в арбитражный суд);
10) распечатывание сотрудником суда заявления (жалобы) и описи
документов, поступивших в электронном виде;
11) передача сотрудником суда распечатанных документов в группу
регистрации (как правило, в день поступления, но не позднее первой
половины следующего рабочего дня);
12) регистрация документов;
13) изучение поступивших документов.
Кроме того, стоит отметить, что в пункте 2 постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля
2011 года № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального
закона № 228 – __________ФЗ» указано, какие меры может предпринимать суд для решения вопроса о принятии электронного обращения к производству. Кроме того, что суд должен проверить соответствие обращения формальным требованиям к его форме и содержанию, указанным в кодексе, также необходимо удостовериться в отправке заявления (жалобы) именно тем лицом, данные о котором указаны. Так, например, суд может обязать это лицо явиться в
предварительное судебное заседание, судебное заседание или предоставить суду оригинал поданного им документа в определенный судом срок. Доказательством подписания полученного судом электронного документа лицом, указанным в обращении, может быть предоставление дополнительных документов, представленных этим лицом46. Главная страница сайта приведена в Приложении А. Возможности пользователя разделены на 4 группы: «Мои данные», «Заявления и жалобы»,
46 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года
№ 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 228 – ФЗ» «Дополнительные документы» и «Судебная практика». Раздел «Мои
данные», в свою очередь, делится на «Электронный страж» (переход на сайт сервиса «Электронный страж»), «Черновики» (в них хранятся ранее
созданные обращения в суд) и «Справка» (содержит все требования к
документам, которые можно подать через сайт и подробное объяснение
работы с сервисом). В группе «Заявления и жалобы» пользователь может выбрать подачу иска (заявления), апелляционной жалобы, кассационной жалобы, заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора или заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве дополнительных документов можно направить в суд встречный иск, заявление о вступлении в дело, отзыв, заявления и заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Также на сайте представлен раздел «Судебная практика», содержащий ссылки на основные сервисы современного ЭП в арбитражном судопроизводстве: Картотеку арбитражных дел, Календарь судебных заседаний, Банк решений арбитражного суда и Перерывы в заседаниях. С помощью сайта можно подать в арбитражный суд в электронной форме любое обращение, для которого Арбитражным процессуальным кодексом разрешена подача с помощью заполнения размещенных на официальном сайте форм. Исключение составляют заявления по делу о несостоятельности (банкротстве): данный раздел находится в разработке. В приложении Б в качестве примера приведена страница для
добавления документов к исковому заявлению. Пользователю необходимо
выбрать тип документа и нажать кнопку «Добавить файл» для выбора
соответствующего файла. Основными плюсами введения данного сервиса являются:
возможность подачи заявления в арбитражный суд быс тро и в
любое время суток (это преимущество очевидно в ситуациях, когда остается
мало времени на обжалование судебного решения, которое было получено с запозданием);
отсутствие очередей;
возможность направления иска в суд другого региона через
Интернет (согласно ст.35 АПК РФ иск предъявляется по месту нахождения
или месту жительства ответчика, поэтому раньше иногда приходилось ехать в другой город для подачи заявлении в определенный суд);
уменьшение количества бумажных документов в суде и, как
следствие, сохранение денежных средств, например, на содержание архивов;
возможность направления иска по уже существующим делам.
В настоящий момент работает бета-версия системы. Разработчики
принимают предложения по улучшению работы сервиса, как от судов, так и от самих заявителей. В качестве планов на будущее называются:
согласование с Федеральной налоговой службой РФ возможности
автоматической загрузки выписок из реестров (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Такое
взаимодействие позволит заявителю не загружать отдельно выписку. Она будет автоматически добавлена к пакету документов при указании
пользователем ИНН участника процесса.
интегрирование с официальным сайтом государственных услуг47:
это позволит участникам судебного разбирательства получать
регистрационные данные с помощью этого портала, а затем использовать их для работы с системой «Мой арбитр»;
доработка системы в части дел о банкротстве.
26 апреля 2011 года приказом ВАС РФ был утвержден новый
временный порядок подачи документов, который вступит в силу 25 июня
того же года. Новый порядок внесет ряд изменений.
Во-первых, направляемые в суд документы можно будет
отсканировать не только в черно-белом цвете, как это было раньше, но и в 47 URL: http://www.gosuslugi.ru/ сером. А при отправке копии мирового соглашения пользователь может загрузить файл в текстовом формате Microsoft Word или OpenOffice.
Во-вторых, новая редакция предусмотрела некоторые подсказки на
сайте, помогающие пользователям, не являющимся профессионалами в
области судопроизводства, корректно заполнить информацию. Так,
например, при обращении в надзорную инстанцию пользователю
необходимо будет заполнить дополнительную форму. В ней потребуется
указать нормы права, которые, по мнению заявителя, были нарушены или
неправильно применены, что впоследствии повлекло нарушение его
законных прав и интересов. Также в форме необходимо будет выбрать одно или несколько оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора из трех предложенных.
И, в-третьих, была введена обязанность судов, в случае, если
пользователем были не соблюдены какие-либо указанные во временном
положении условия, не позволяющие принять документы к производству,
при отправке уведомлений указывать причину, по которой отправленные
документы не являются признанными поступившими в арбитражный суд. В принятии обращения может быть отказано, если:
оно является нечитаемым (отсутствуют некоторые страницы,
формат не соответствует указанному в положении),
один или несколько документов уже были отправлены или уже
зарегистрированы в системе,
нет подписи указанного в качестве заявителя лица,
нет разделения различных документов на отдельные файлы,
неправильно указанны наименования файлов,
подача данного вида документов не предусмотрена временным
порядком и др.