ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.07.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Научная работа на тему: «Развитие e-justice в России. Анализ статистики. Проблемы и их пути решения.»

1 Развитие электронного правосудия

1.1 Краткая история развития электронного правосудия в России

1.2 Мировой опыт

1.3 Система правового регулирования в сфере электронного

1.3.1 Российские концепции и программы в сфере электронного

1.3.2 Развитие законодательства в сфере электронного

2 Современные технические решения в сфере электронного

2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем

2.2 Состав систем электронного правосудия в арбитражных судах России

2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном

2.4 Сравнительный анализ российской и зарубежных систем

3 Актуальные проблемы развития электронного правосудия и

3.1 Организационно-технические проблемы

3.2 Социальные проблемы

3.3 Правовые проблемы

4 Экономическая оценка эффективности использования сервисов

3.2 Социальные проблемы

К социальным проблемам ЭП относятся:

проблема цифрового неравенства,

компьютерная неграмотность населения,

проблема неосведомленности граждан об имеющихся

возможностях сервисов ЭП,

недоверие населения и нежелание использовать информационные

технологии для взаимодействия с органами государственной власти.

Наиболее важной социальной проблемой является проблема

цифрового (информационного) неравенства. Суть проблемы заключается в ограничении возможностей социальной группы из-за отсутствия у неё

доступа к современным средствам коммуникации. Другими словами,

электронное правосудие на настоящий момент в основном ориентировано только на часть населения. Это граждане, имеющее в своем распоряжении необходимые компьютерные и аппаратные средства (такие как персональный компьютер, сканер, веб-камера (для организации видеоконференций), возможность выхода в Интернет) или хотя бы имеющее доступ к ним. По данным исследований, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения, в 2010 году 47 процентов населения страны не имеют дома персонального компьютера (ноутбука), а никогда не пользуются Интернетом 54 процента граждан49. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ) 43 % опрошенных пользуются Интернетом хотя бы раз в месяц50. Для сравнения, в Северной Америке процент населения, пользующегося Интернетом, составляет 78,3 %, в Австралии — 60,1 %, а в Европе — 58,3 %51.

49 Во всероссийском опросе ВЦИОМ было опрошено 1600 человек

50 Аналитический бюллетень Фонда общественного мнения «Интернет в России». Выпуск 32. Зима 2010 – 2011. В опросе участвовала 31 тыс. респондентов в возрасте 18 лет и старше.

51 Показатели для зарубежных стран приведены по данным Internet World Stats на 2011 год.

URL: http://internetworldstats.com/stats.htm

Кроме того, стоит иметь в виду и компьютерную неграмотность

большой части населения. Даже если у нее будет доступ к необходимой

технике, она просто не сможет ими воспользоваться. Для решения данной проблемы необходимо проведение государственных, региональных программ информатизации, внедрение и развитие определенных образовательных стандартов в данной области. Стоит отметить также проблему неосведомленности граждан об имеющихся сервисах. Так, например, по данным ФОМ в 2010 году только 40 % населения знали, что услугами государственных служб можно пользоваться через Интернет, а 32 % — что-то слышали об этом. Кроме того, существует проблема недоверия населения, выражающаяся в нежелании использовать ИКТ для работы с государственными органами. Так, например, в 2010 году ФОМ было выявлено, что 35 % населения не хотят обращаться в государственные службы посредством сети Интернет. Для решения последних двух проблем необходимо предпринять меры по улучшению качества информированности населения посредством, например, средств массовой информации. Также необходимо развивать сервисы, повышая их надежность и увеличивая функционал.


3.3 Правовые проблемы

Основная правовая проблема в России на настоящий момент —

отсутствие в действующем законодательстве некоторых положений,

регулирующих электронную подачу документов и электронный

документооборот в целом. Например, только АПК РФ позволяет подачу в суд некоторых обращений в электронном виде, и то не всех. Кроме того, АПК обязывает заявителя предоставить в суд оригинал документа об уплате государственной пошлины. Также, суд может потребовать явки лица, указанного в обращении, для проверки принадлежности ему полученных судом документов52. Таким образом, отправка документов через сайт на настоящий момент полностью не исключает необходимость личного обращения в суд. АПК разрешает подачу обращений в суд в электронном виде, но при этом законодательство не регламентирует ее порядок. Вследствие этого судам пришлось самостоятельно разрабатывать документы, регулирующие

данную сферу. Так, Высшим Арбитражным судом был утвержден Временный порядок подачи документов, упоминавшийся ранее.

Если говорить о судах общей юрисдикции, то стоит отметить, что в

законодательстве, регулирующем их деятельность, есть только несколько положений об использовании видеоконференц-связи. Хотя и для судов общей юрисдикции был бы полезен и интересен для сторон дел, например, сервис подачи документов. Но без наличия необходимой правовой базы говорить о развитии электронного правосудия невозможно. В последнее время часто возникает вопрос относительно того, надо ли делать электронную подачу документов обязательной или оставить за истцом право выбора способа отправки. Конечно, на основании приведенной выше проблемы информационного неравенства на настоящий момент введение обязательной отправки электронных обращений для судов общей юрисдикции является невозможным.

А если учитывать, что в арбитражные суды в основном приходят

юридические лица (компании, предприятия, организации), располагающие

достаточной технологической основой для использования сервисов

электронного правосудия, то для арбитражного судопроизводства переход на обязательную безбумажную подачу документов является целесообразным.

52 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 228 – ФЗ»


Для аутентификации лица, направившего обращение в суд в

электронном виде, можно использовать ЭЦП. В апреле 2011 года вступил в силу упоминавшийся в параграфе 1.3.2 федеральный закон «Об электронной подписи». По сравнению с законом «Об электронно-цифровой подписи» он несколько упрощает процедуру использования такой подписи, но для ее получения необходимо обратиться в удостоверяющий центр, что может вызвать проблемы, в связи с тем, что в России нет единого удостоверяющего центра. Начальник управления информатизации и связи ВАС РФ Игорь Сергеевич Соловьёв в интервью с «Право.ру» признался, что арбитражные суды выступают против создания собственных удостоверяющих центров, как это сделали Пенсионный фонд РФ, налоговые и таможенные органы (они

используют собственные электронно-цифровые подписи, которые могут

проверить только органы, выдавшие на них сертификаты). Следует развивать законодательную и организационную базу для работы с ЭЦП, так как ее использование во многом упростит подачу документов в суды. Но стоит отметить, что получение ЭЦП для юридических лиц намного проще, чем для физических. Поэтому для арбитражных судов

задача урегулирования использования электронной подписи более актуальна, чем для судов общей юрисдикции. В качестве практической рекомендации для арбитражных судов России стоит отметить внесение поправок в АПК РФ, закрепляющие обязанность судов публиковать аудиозаписи судебных заседаний в сети Интернет. Это позволит повысить прозрачность судопроизводства. Кроме того, необходимо предусмотреть Арбитражным процессуальным кодексом РФ безусловную возможность участников судебного процесса проводить аудио- и видеозаписи заседаний и отдельных процессуальных действий. Данное введение обеспечит отсутствие высказываний судей «не для протокола».

Можно видеть, что в настоящее время существует множество разнообразных проблем, связанных с использованием возможностей ЭП. В

одних странах этих проблем больше, в других меньше. Это обусловлено

научно-техническим развитием страны, уровнем образованности и

информированности граждан, степенью развития законодательства и

другими факторами. Наиболее важной проблемой для всех стран является проблема защиты информации, хранимой в системах ЭП или передаваемой с помощью них. Для повышения уровня безопасности выделяются большое количество финансовых и трудовых ресурсов, так как нарушение хотя бы одного из аспектов безопасности данных (целостности, конфиденциальности, доступности) может принести огромный ущерб как судам, так и участникам процесса. Для России одними из важных проблем являются проблема информированности граждан и необходимость повышение уровня доверия. Следует повышать уровень образованности в стране, стремиться к улучшению качества жизни населения. Кроме того в России стоит больше внимания уделять


совершенствованию процессуального законодательства, так как создание

многих возможностей невозможно без соответствующих изменений в

законах страны. Для судов общей юрисдикции РФ стоит отметить необходимость создания единых банков судебных дел и актов и разработки систем доступа к ним. Также представляется целесообразным создание сервиса для факультативной подачи электронных документов. Для этого в соответствующие процессуальные кодексы необходимо внести изменения, закрепляющие право истца на выбор вида отправки обращения (электронная или бумажная подача).


4 Экономическая оценка эффективности использования сервисов

электронного правосудия в арбитражном судопроизводстве России

Затраты на создание систем электронного правосудия в России

составляют миллионы рублей. Поэтому, говоря о необходимости их

использования в судопроизводстве, стоит обратить внимание на

экономическую целесообразность внедрения таких систем. В данной главе

для расчета экономического эффекта будет рассмотрен один из основных сервисов ЭП — сервис подачи обращений в суд. Направить обращение в арбитражный суд можно несколькими способами: представить непосредственно в суд (лично или через представителя), отправить по почте или заполнить форму в сети Интернет (на

сайте http://my.arbitr.ru/ — «Мой арбитр»). При этом объем затрат у каждого вида отправки отличается от других. Сравнение расходов для разных способов подачи обращений будет рассмотрено на следующем примере. Гражданин, проживая в Твери, хочет подать заявление на лицо,

зарегистрированное в Санкт-Петербурге. В соответствии со статьей 35 АПК РФ иск предъявляется по месту нахождения или месту жительства ответчика, в рассматриваемом примере — в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Стоит сразу отметить, что в расходы на подачу заявления входит уплата государственной пошлины, размер которой зависит от содержания и объема требований. Но так как для всех видов предоставления обращения в суд размер пошлины одинаковый, она не будет включаться в проводимые

далее расчеты. Объем искового заявления во многом определяет затраты на его отправку. В среднем, он составляет около 150 страниц, но для наглядности будут рассмотрены также варианты с 50 и 500 страницами. Необходимо определить издержки для следующих видов подачи обращения:

1) личная («бумажная») подача документов — то есть, личное

представление заявления с документами в соответствующий суд;

2) отправка заявления по почте ценным почтовым

отправлением (почтовым отправлением с объявленной ценностью) с описью вложения (приложенным списком с перечнем содержащихся документов) и уведомлением о вручении;

3) заполнение заявления с помощью специального Интернет-

сервиса — сайта «Мой арбитр». Кроме того, для сравнения будут проведены вычисления для определения затрат в случае отправки подобного заявления в Соединенных Штатах Америки с помощью системы CM/ECF. Проводить оценку стоимости использования перечисленных выше четырех способов подачи заявления необходимо по следующим параметрам: