ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Развитие электронного правосудия
1.1 Краткая история развития электронного правосудия в России
1.3 Система правового регулирования в сфере электронного
1.3.1 Российские концепции и программы в сфере электронного
1.3.2 Развитие законодательства в сфере электронного
2 Современные технические решения в сфере электронного
2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем
2.2 Состав систем электронного правосудия в арбитражных судах России
2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном
2.4 Сравнительный анализ российской и зарубежных систем
3 Актуальные проблемы развития электронного правосудия и
2.4 Сравнительный анализ российской и зарубежных систем
подачи электронных документов
Для регистрации в американской системе PACER необходимо
заполнить форму на сайте, в которой указываются имя пользователя,
фактический адрес и адрес электронной почты, а также иная контактная информация. Регистрация для пользования системой PACER является бесплатной. Однако за доступ к PACER и за некоторые операции, такие как скачивание документов, взимается плата в размере $0,08 за страницу, полученную в результате поиска. Регистрационная форма PACER предоставляет возможность ввода данных кредитной карты, при помощи которой можно оплатить государственную пошлину и ежеквартально оплачивать использование системы. Для пользования системой подачи документов CM/ECF логин и пароль выдается соответствующим судом. Они действительны только для подачи документов в суд, который их дал, и не являются взаимозаменяемыми с логином и паролем PACER. Система электронной подачи CM/ECF принимает документы только в формате Adobe Portable Document Format (файлы PDF), черно-белого цвета с разрешением 300 dpi. Максимальный размер файлов устанавливается каждым судом самостоятельно. Федеральный суд Австралии, как уже отмечалось ранее, использует систему eLodgment. Сервис работает круглосуточно. Для регистрации необходимо указать имя, фамилию, пол, адрес, телефон, адрес электронной почты и другие данные. Пользование системой бесплатное, но подача некоторых типов документов является платной. Оплату можно произвести, например, кредитной картой.
С помощью системы возможна отправка документов в следующих
форматах: DOC (MS Word Documents), PDF (Portable Document Format),
XLS (MS Excel Spreadsheets), JPG (Image Files), RTF (Rich Text Format) и
GIF (Graphics Interchange Format). После того, как документы приняты судом, они должны быть переведены в формат PDF. Требования к документам: размер не может превышать 5 MB и документ не может содержать более 100 страниц. Наглядное сравнение российской («Мой арбитр»),
американской (CM/ECF) и австралийской (eLodgment) систем электронной подачи документов в суды приведено в таблице 1.
Таблица 1 — Сравнительные характеристики систем электронной подачи документов
Характеристики
«Мой арбитр»
(РФ)
CM/ECF
(США)
eLodgment
(Австралия)
Время работы круглосуточно круглосуточно круглосуточно
Стоимость использования
бесплатно $0,08 за страницу бесплатно
Форматы используемых документов
PDF PDF DOC, PDF, XLS,
JPG, RTF,
GIF (после принятия судом преобразуются в PDF)
Максимальный размер файлов
10 MB устанавливаетс
я каждым судом самостоятельно 5 MB
Данные, необходимые для регистрации имя, фамилия, отчество, электронная почта пароли выдаются судом имя, фамилия, пол, адрес, телефон, адрес электронной почты
На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что
российская система «Мой арбитр» еще требует некоторой доработки с
области защиты информации и расширении функционала. Но уже на
сегодняшний день наличие такого сервиса вызывает интерес у граждан
страны. Только за первые две недели работы сайта было подано
1 161 обращение. Развитие сервиса происходит очень быстро. На саму разработку ушло только четыре месяца. Сейчас разработчиками принимаются предложения по улучшению сервиса, которые будут учитываться в дальнейшей работе. Введение подобного сервиса в судах общей юрисдикции также представляется целесообразным. Но перед разработкой сервиса необходимо создание нормативной базы в данной области, так как на настоящий момент только АПК РФ содержит положения об электронной подаче документов. Хотя и АПК РФ полностью не регламентирует весь процесс работы сэлектронными обращениями и нуждается в некоторой доработке. На основании приведенной в главе информации можно сделать вывод о достаточно высоком уровне развития сервисов электронного правосудия в арбитражных судах России. Функциональные возможности этих сервисов постоянно совершенствуются: добавляются новые, изменяются
существующие. При разработке систем используется иностранный опыт, а также создаются собственные, уникальные разработки, не имеющие аналогов. Но на настоящий момент система ЭП в арбитражных судах не идеальна. Существуют проблемы, требующие решения. Они будут рассмотрены в следующей главе.
3 Актуальные проблемы развития электронного правосудия и
пути их решения
3.1 Организационно-технические проблемы
В настоящее время электронное правосудие только развивается.
Действующие сервисы не учитывают все аспекты судопроизводства.
Вследствие этого, существует ряд проблем (организационно-технических, правовых и социальных), которые будут рассмотрены в данной главе. К организационно-техническим проблемам относятся : проблема проверки подлинности и аутентичности электронных
документов,
проблема осуществления взаимодействия систем различных
судов,
проблема обеспечения безопасности хранящейся в системах
информации,
проблема оперативного внесения изменений в системы.
Первой из наиболее важных организационно-технических проблем
является проблема проверки достоверности и аутентичности содержания электронных документов. Другими словами, необходимо найти ответы на вопросы: «Как проверить, полностью ли соответствует оригиналу документ, предоставленный в суд участником судебного процесса?», «Кто именно направил этот документ в суд?»
В настоящее время данная проблема в разных странах решается по -
разному. Суды в Австрии и Италии, например, используют электронно- цифровую подпись (ЭЦП). В США, также как в Японии и во Франции, судебный процесс жестко регламентирован, поэтому интересы его участников в большинстве случаев представляют профессионалы, т.е. квалифицированные юристы и адвокаты. В США у адвокатов есть логин и пароль, которые они используют для подачи документов через систему от лица клиентов. И именно адвокат в данном случае отвечает за правильное оформление подаваемых документов и за достоверность предоставляемой информации. В случае если гражданин Америки хочет подать документы сам, ему необходимо обратиться в интересующий его суд для получения логина и пароля для работы с электронной системой подачи документов. В Австралии для подачи документов через сайт необходимо зарегистрироваться и при этом указать имя, фамилию, пол, адрес, телефон, адрес электронной почты и другие данные.В России для регистрации в системе подачи документов в арбитражные суды из личных данных необходимо указать только имя, фамилию, отчество и адрес электронной почты. Решением проблемы может быть, например, обязательная отправка отсканированного изображения паспорта или регистрация с отправкой пароля по SMS-сообщению. Но и эти варианты не идеальны. Отсканированное изображение чужого паспорта достать не так трудно. А при втором варианте, можно указать номер украденного телефона. При этом в системе такой человек зарегистрируется, получит пароль, но вычислить его в дальнейшем будет сложно. Если только по IP-адресу компьютера, с которого
проходила регистрация, или по месту нахождения украденной сим-карты, на которую был выслан пароль. Достаточно надежным решением является система защиты, подобная американской. Т.е. для регистрации необходимо лично обратиться в суд для получения временных логина и пароля, например, на год, для работы с системой. Сотрудник суда сам зарегистрирует нового пользователя, указав при этом все необходимые личные данные. Конечно, полученные логин и пароль можно потерять, или их украдут, но ответственность за последствия будет нести уже сам пользователь. Следующей проблемой данной категории является сложность обеспечения взаимодействия систем различных судов. Как уже говорилось в параграфе 2.2, разработкой систем, используемых в арбитражных судах России, занимались две компании: ЗАО «Крок Инкорпорейтед» и ЗАО «Кодекс». Функционал систем похож, но не идентичен. Существуют делопроизводства разных разработчиков.
Обеспечить взаимодействие всех судов РФ (конституционного, общей юрисдикции и арбитражных) пока не представляется возможным.
Проблема не только в отличающихся разработках, используемых в судах, но и в сильно различающемся необходимом функционале систем, вследствие имеющегося огромного количества различий в действующем
законодательстве в различных областях судопроизводства. Поэтому на
настоящий момент объединение всех судебных систем не представляет
интереса. Кроме вышеперечисленных проблем, стоит еще отметить проблему защиты от несанкционированного доступа к информации. Сейчас этому вопросу уделяется достаточно большое количество средств и сил. Специально разрабатываются программные и технические комплексы для защиты информации как расположенной на серверах судов, так и передаваемой по линиям связи и с помощью средств связи между судами и между судами и участниками процесса. Нельзя не упомянуть проблему оперативного внесения изменений, связанных с изменением законодательства. Например, в законодательство внесена новая поправка относительно того, что необходимо указывать в предоставляемых в суд документах. Для того, чтобы внести это изменение в систему, необходимо: составить техническое задание, выделить необходимые средства, организовать и провести конкурс для определения компании, которая будет производить модификацию системы, провести модификацию системы и т.д. На это уйдут месяцы или даже годы. За это время многие документы будут заполнены неправильно. Кроме того, возникнет вопрос: что делать с уже имеющимися документами? Например, в 2010 году в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»48 были внесены изменения, которые вынудили суды сделать значительные правки в используемых ими системах. Например, согласно части 3 статьи 15 старой редакции при публикации в сети Интернет текстов судебных актов судами общей юрисдикции из персональных данных указывались только фамилии и инициалы судей (судьи), прокурора и адвоката. С вступлением в силу новой редакции суды стали должны также указывать фамилии и инициалы истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и секретаря судебного заседания. Для внесения соответствующих изменений в системы судам потребовалось много времени. Вследствие этого, многие документы, опубликованные в первое время после
начала действия поправок, не соответствовали действующему
законодательству. В качестве организационной проблемы в арбитражных судах России необходимо отметить также необходимость введения возможности оплаты государственной пошлины через сайт «Мой арбитр» при подаче документов, так как на настоящий момент необходимо предоставлять подлинник документа об оплате. А автоматизация этого процесса позволит упростить процесс подачи. Обеспечить данную функцию можно, например, оплатой пошлины с помощью банковской карты, как это делается в системе PACER.
48 Федеральный закон от 22.12.2008 № 262 – ФЗ (ред. от 28.06.2010) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.12.2008)