ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.02.2019
Просмотров: 1195
Скачиваний: 1
-
Эффективная система контроля за выполнением законов. Если не будет такого контроля, законы, пусть даже и хорошие, повиснут в воздухе. К формам контроля и надзора относятся: суд, прокурорский надзор, арбитраж.
-
Равенство всех перед законом
Эти основополагающие принципы составляют фундамент правового государства. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, это власть, которая подчиняется воле суверенного народа.
-
Громадянське суспільство: сутність, історичний досвід розвитку.
Гражданское общество– это совокупность негосударственных отношений: экономических, духовно-нравственных, семейных, религиозных, этнических, культурных, которые развиваются без вмешательства государства.
Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединеними во всех общественных сферах. Наибольшая часть их приходится на экономическую, социально-политическую и духовную.
Экономическая сфера. Экономическую основу гражданского общества составляет частная собственность. А если точнее – многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования
Политическая сфера– это отношения, которые возникают в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путем участия в различного рода партиях, движениях т.д.
Социально-политическая сфера конкретно включает:
-
общественно-политические организации и движения;
-
различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания,
-
органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах;
-
негосударственные средства массовой информации.
Духовная сфера. Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечивать свободу мысли, слова, самостоятельность и независимость творческих объединений.
Основная роль, функция и значение гражданского общества – это наиболее полное выражение разнообразных потребностей людей. Именно гражданское общество позволяет наиболее полно реализовать людям свои потребности в экономической, национальной, религиозное сфере и т.д. Самореализация личности – это суть и главная цель гражданского общества.
Главное условие формирования гражданского общества – наличие частной собственности. Без определенных средств невозможна никакая организация; а главное – наличие часной собственности обеспечивает автономность личности, позволяет ощутить свою независимость.
Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для установления демократической формы государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарного режима.
28.Типологія політичних режимів.
Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
История человеческого общества с момента возникновения государства знает различные формы правления, т.е. политического режима: и демократические, и разной степени авторитарные, вплоть до деспотии.
Человечество проделало длительный и сложный путь, пройдя через различные формы правления (деспотии, монархии, республики), прежде чем пришло к демократической форме политического устройства общества. Дать универсальное определение политическим режимам достаточно сложно. Многие сходятся на том, что политический режим это система методов осуществления государственной власти.
Политический режим зависит от взаимоотношения государства и общества, от состояния демократических свобод, от наличия правовых основ государственной власти.
Некоторые ученые считают, что понятие «политический режим» включает следующие параметры:
- степень участия народа в механизме формирования политической власти,
- соотношение прав и свободы личности, их защищенность,
- положение средств массовой информации.
В числе важнейших совокупных элементов, которые определяют политический режим, ученые называют:
- принцип легитимности,
- структуру институтов,
- систему партий,
- форму и роль государства.
В зависимости от этих элементов в политологии выделяют авторитарные, тоталитарные и демократические режимы.
29.Авторитарні політичні режими: ознаки, історичні форми
Авторитаризм (от лат.autoritas- власть, влияние) – это такой политический режим, при котором все три ветви власти сосредоточены в одних руках или группы лиц (военная хунта, камарилья), процедура демократических решений или вовсе отсутствует или носит фиктивный характер.
Авторитаризм как политический режим представляет своего рода компромисс между тоталитаризмом и демократией. С одной стороны, он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой стороны, он, безусловно, жестче, антинароднее, чем режим демократический. Поэтому авторитарный режим отличается, с одной стороны, от тоталитарного, а с другой – от демократического.
В отличие от парламентской демократии авторитарный режим характеризуется:
-
резким усилением государственной власти,
-
парламент лишен прав контроля за политикой государства,
-
выборная система, по сути, лишена демократического содержания.
От тоталитаризма авторитарный режим отличается тем, что:
-
отсутствует единая идеология,
-
возможна многопартийность,
-
сохраняется оппозиция, хотя и в ослабленном виде,
-
допускается ограниченный плюрализм (без реальной борьбы за власть),
-
может быть как командная, так и рыночная экономика,
-
гражданское общество полностью не поглощено государством,
Что касается типологии авторитарных режимов, то, хотя единого подхода нет, тем не менее можно назвать некоторые разновидности:
-
теократические (у власти религиозные кланы, например, Иран, где исламские фундаменталисты установили такой режим после революции 1979 года);
-
абсолютные монархии (династический режим) - власть организована и осуществляется на основе строгих правил и процедур. Обычно власть разделена между членами семьи монарха, передается по наследству.
-
военно-бюрократические (в прошлом режим «черных полковников» в Греции).
30. Монархія як домінуюча форма авторитаризму
На протяжении человеческой истории авторитаризм выступал в различных формах. Классической формой является средневековая монархия, которая в свою очередь знала такие разновидности:
-
раннефеодальная монархия, монархия феодальной раздробленности (характеризовалась слабой центральной властью),
-
ограниченная сословно-представительная монархия (власть монарха была в определенной мере ограничена, широкими правами пользовались гильдии купцов, ремесленников и т.д.),
-
абсолютная монархия, суть которой наиболее полно выражает известная формула Людовика XIV«Государство – это я».
В современных условиях монархия существует в виде ограниченной конституционной монархии, сложившейся в результате компромисса буржуазии с дворянством.
Конституционная монархия также имеет разновидности:
Дуалистическая монархия, в которой законодательная власть пренадлежит парламенту, а исполнительная – королю. Примером может служить кайзеровская Германия в период 1871-1918 года.
Парламентская монархия, где законодательная власть перешла к парламенту, исполнительная – к правительству. И хотя король является главой судебной системы, реально он никакой властью не располагает (не случайно в Англии говорят «король царстует, но не управляет»). Король имеет только представительские функции. Конституционная монархия в такой форме существует ныне в Англии, Норвегии, Швеции, Дании, Нидерландах, Испании и других странах.
Но есть в наше время и монархии в абсолютном виде. Это ряд стран в районе Персидского залива: Бахрейн, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Иордания, а также Марокко.
31.Тоталітарні політичні режими: ознаки і падіння режиму
Тоталитарный режим– это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
Некоторые авторы выделяют три разновидности тоталитарного режима:
-
коммунистическую, которая установилась в России,
-
фашистскую (впервые установлена была в Италии в 1922г.) и
-
национал-социалистическую, установившуюся в Германии в 1933г. с приходом Гитлера к власти.
Характерные черты тоталитарного режима:
-
Официальная идеология (это может быть «третий рейх», построение нового мира даже насильственным путем и др.).
-
Единая массовая партия во главе с диктатором, которая охватывает до 10% населения и по сути сливается с государственной бюрократией.
-
Система террористического контроля (причем не только над обществом, но и над партией).
-
Почти полный контроль над средствами массовой информации.
-
Такой же контроль над вооруженными силами.
-
Централизованное руководство всей экономикой.
Крах тоталитаных режимов был вызван совокупностью экономических, политических и социальных факторов. Тоталитарные режимы ХХ века несли вирус смерти уже в своем зародыше. Концентрация в руках государства гигантских ресурсов давала возможность в короткие сроки достичь поражающих результатов. но со временем административная экономика утрачивает динамизм.. Хаотичность, неуправляемость экономики – одно из проявлений нежизнеспособной огосударствленной хозяйственной системы.
Другая причина заключается в том, что такая «неповоротливая» хозяйственная система не способна к динамичному развитию в условиях научно-технической революции. Система, где для выпуска новой кастрюли требовалось две сотни подписей, не способна функционировать в мире высоких технологий, она не готова к быстрой смене ориентиров. Административная экономика не смогла ответить на вызов НТР.
32.Демократичні політичні режими.
Демократический режим -это один из видов политического режима, при котором население участвует в осуществлении государственной власти.
За свою историю демократия знала такие формы:
-
прямая, непосредственная демократия
-
парламентская, представительная, которая установилась в конце XIXвека.
Нынешние демократические режимы характеризуются следующими чертами.
-
Наличие конституции прямого действия, что означает не только провозглашение политических прав и свобод граждан, но их гарантированность.
-
Государственная власть формируется выборным путем на основе всеобщих, тайных, свободных выборов.
-
Реализация принципа разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. С одной стороны, все три ветви власти отделены и достаточно независимы друг от друга, с другой – они постоянно взаимодействуют между собой.
-
Наличие политической конкуренции, т.е. оппозиции. Демократия это власть большинства при уважении мнения меньшинства, поэтому провозглашена свобода деятельности политических партий и других объединений оппозиционного характера.
-
Гарантия прав и свобод граждан, признание участия народа в делах государства, его влияния на решение основных вопросов жизни общества.
-
В демократическом обществе гарантируется неприкосновенность личности и жилья, запрещаются ограничения в выборе места проживания граждан и их перемещения в своем государстве.
-
Особливості становлення демократії в Україні.
Особенности становления демократии в постсоветских странах заключается в том, что: во-первых, это различие исторического опыта и путей к посткоммунизму. У стран Центральной и Восточной Европы период коммунистического правления был значительно короче, чем у стран СНГ. Оставаясь формально независимыми, эти страны имели больше возможностей вносить изменения в навязанную СССР модель социализма. В странах СНГ, напротив, к власти пришла бывшая партноменклатура, которая не пошла дальше установления формальных институтов демократии и сосредоточила усилия на строительстве властной вертикали.
Украина, как одна из постсоветских государств уже довольно долго претерпевает противоречивые и сложные трансформационные изменения. С точки зрения теории переходных процессов для того чтобы успешно завершить демократические преобразования после установления определенного типа демократии и конституционного закрепления ее основных институтов и принципов, демократический режим в Украине должен укрепиться настолько, чтобы не только обеспечить свое выживание, но и приобрести способность активного сопротивления возможным кризисным явлениям.
В современных условиях Украина значительно продвинулась в вопросах становления демократии. Таким образом за период независимого развития Украина прошла ряд важных структурных изменений в построении демократии: наличие необходимых для функционирования демократии политических институтов, принята демократическая Конституция, регулярно проводятся парламентские и президентские выборы, Украина стала членом международного демократического сообщества.
Современная модель демократии Украины - плюралистическая. Это система представительного правления, при которой парламентарии избираются народом и ответственны перед ним.
Современной политической наукой сформированы четкие принципы демократической политики:
-оптимальное сочетание классового и общечеловеческого, универсального и национального;
- гуманистическая направленность, преодоления технократизма, насилия, преступности;
- демократизм и нравственность в осуществлении политики;- гражданственность и патриотизм.
34.Політичний режим України
История показывает, что украинский народ больше жил в условиях диктатуры, чем демократии; не имел собственной государственности. 24 августа 1991 г. Верховный Совет Украины принял исторический документ – Акт провозглашения независимости Украины. Начался новый этап ее исторического развития, стратегической целью которого является построение демократического общества.
Политический режим современной Украины можно охарактеризовать как "смешанный", то есть такой, который интегрирует признаки всех основных политических режимов.
К признакам демократического режима, свойственным Украине, следует отнести: выборность важнейших органов политической власти, разделение властей на 3 ветви, политический плюрализм, юридическое равенство граждан, гарантии прав меньшинства и предотвращение своеволия большинства.
В то же время для значительной части населения много декларированных прав и свобод не подкреплены экономически и организационно. Некоторые из них грубо нарушаются существующими подзаконными актами и бюрократическими процедурами. Возникла уникальная ситуация, когда одновременно обкрадываются и народ, и государство, а за их счет богатеют отдельные граждане и криминальные группировки.