ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.02.2019
Просмотров: 3120
Скачиваний: 2
Главное достижение Николая Кузанского – объяснение ума (менс). Он разделил его на три части: sensus (чувственное восприятие, смысл, осмысление), ratio (рассуждение, рассудок, ) и intellectus (разум, интеллект). Сенсус – смысл, который ум ищет, но никогда не находит. Рацио – рассудок. Это способность умозаключения. Рацио разбирает противоположности, отрицает одно, подтверждает другое. А интеллектус как бы собирает в единое все противоположности. Проще говоря, противоположности соединяются в интуиции.
Николай Коперник (1473—1543) выдвинул принципиально иную картину бытия: • Земля не явл-ся центром Вселенной; • Земля вращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира.; • все космические тела движутся по собственной траектории; • космос бесконечен; • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.
Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и бесконечна, а Земля очень мала по сравнению с Вселенной.
Джордано Бруно – символ бескорыстной науки в его крайнем выражении (за свои идеи он после восьми лет в инквизиции был сожжен в 1600 г. так и не раскаявшись).
Идеи:
1. Идея пантеизма в четкой формулировке "Бог – мировой разум (душа), поэтому он во всем и познать его можно человеческим разумом, потому что подобное познается подобным."
2. Идея бесконечности миров: т.к. Бог – всемогущий разум, то он создал не один мир, как считается в католицизме, а множество разных миров.
3. Идея гелиоцентризма: Земля не центр мира, а одна из частей, входящих в состав Солнечной системы – мир, в центре которого Солнце.
4. Открытая критика католических догм о непорочном зачатии, о богоподобности Папы Римского (он лишь наместник Бога, ибо он непогрешим), догм об аде и рае, о бессмертии души и др.
5. Идея создания религии разума вместо религии веры: Религия веры – это религиозное знание, в котором излагаются сведения, не соответствующие реальности, но необразованными людьми они воспринимаются за истинные ("чудеса"). Религия разума – вера в способность разума человека познать высший разум бытия – Бога
16. Основные черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бекона, разработка им индуктивного метода
Новое время(XVII–XIX вв.) – период крупных перемен в истории человечества. В социально-экономическом отношении этот период характеризуется утверждением нового, капиталистического способа производства. Основными социально-политическими силами становятся классы капиталистов и наёмных рабочих. Смена общественного строя сопровождалась буржуазными революциями (в Нидерландах, Англии, Франции). В XVII в. наиболее развитой в промышленном отношении страной была Англия, процессы формирования буржуазных отношений здесь проходили наиболее быстрыми темпами.
Философия Нового времени развивалась в тесном взаимодействии с наукой. Важнейшим объектом философского анализа становится природа научного знания, его источники, методы научного познания. На первый план выходят проблемы гносеологии.
В то же время онтологические проблемы также не потеряли своей актуальности. Бурное развитие наук вызвало необходимость создания новой, целостной картины мира, основанной на научных представлениях. Перед философией встала задача систематизации и обобщения фактического материала, установления причинно-следственных связей между явлениями природы, обоснования единства человека и природы.
Антропологическая проблематика актуализируется в философии в связи с распространением нового взгляда на человека, в котором приоритет отдаётся его познавательным и творчески-преобразовательным способностям.
Коренные социально-политические преобразования в эпоху Нового времени, изменения в социально-классовой структуре общества, буржуазные революции обусловили интерес мыслителей к проблемам общественного развития. Значительное место в работах многих философов занимают проблемы происхождения и сущности государства, проблема общества и личности.
Характерные особенности новоевропейской философии.
1) Идеалом философии Нового времени становится точное знание, особая роль в его получении отводится механике как науке о движении материальных тел в пространстве. Как результат ключевым принципом в философии становится механицизм, рассматривающий человека и окружающий его мир как сложный механизм, функционирующий и развивающийся по законам механики.
2) В философии Нового времени складывается новое представление о целях научного познания. Формируется принципиально новый тип философствования – рационально-прагматический, согласно которому научное знание должно иметь практическую направленность, служить для решения экономических и социальных проблем. Характерной чертой новоевропейского мышления становится практицизм.
3) В решении вопроса об источниках и способах познания мира в теории познания Нового времени складываются следующие направления: рационализм, эмпиризм, сенсуализм. Рационализм (ла тrationalis– разумный) (Р.Декарт, Б.Спиноза) – гносеологический принцип, считающий главным средством познания деятельность человеческого разума. Эмпиризм (греч.e mpeiria– опыт) (Ф.Бэкон, Т.Гоббс) важнейшим источником знаний о мире признает опытные, экспериментальные данные. Сенсуализм (лат.sensus– ощущение) (Дж. Локк), подчеркивает особую роль органов чувств в процессе познания.
4) В связи с тем что религия утрачивает свое влияние на научное и философское мировоззрение, формируются новые принципы, определяющие отношение к христианскому учению:
- деизм– идейное течение, которое признает Бога источником, первопричиной бытия, однако предполагает, что после сотворения мир развивается по собственным законам, Бог не вмешивается в происходящие процессы (Ф. Бэкон, французские просветители Вольтер, Руссо)
- атеизм (формируется вXVIII–XIXвв.) – течение, с научных позиций отрицающее существование Бога (Ламетри, Гольбах, Дидро).
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а её предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.
Френсис Бэкон (16-17в) в своих работах развивает материалистические взгляды на природу. Он утверждает, что первопричиной мира является Бог, но в дальнейшем мир подчиняется действию естественных законов (деизм).
Бэкон вводит в познание эксперимент- правильно организованный и специально приспособленный для того или иного исследования опыт. В ходе экспериментов накапливается материал для анализа объектов, выделения их свойств и характеристик; учёный делает выводы, то есть происходит движение мысли от частного к общему, т. е. восхождение от единичных фактов к обширным познавательным обобщениям (индукция). Индукция (что в переводе значит “наведение”) была описана Аристотелем, но последний не придавал ей универсального значения.
Отправными установками бэконовской методологии служат безусловное убеждение в том, что человек может познать мир и открыть действительные истины, и что познание есть адекватное отражение мира в сознании человека. Препятствия, которые стоят на пути истинного познания природы, Бэкон аллегорически именовал идолами (призраками), осаждающими людские умы. Идолы рода коренятся в природе человека, которая отлична от природы вещей, но человек склонен их смешивать, вследствие чего мир представляется ему в искаженном антропоморфном виде. Идолы пещеры суть субъективные пристрастия отдельного человека, препятствующие объективному познанию. Идолы рынка проникают в сознание человека из социального окружения, из навязываемого этим последним ходячего словоупотребления. Наконец, под идолами театра Бэкон понимает вымышленные миры ложных и устаревших философских систем, которые завлекают человека, подобно пышным театральным действам.
Основным средством преодоления «идолов» Бэкон считает выбор правильного метода («пути») познания. Проблему выбора научного метода Бэкон раскрывает аллегорически и описывает 3 пути познания:
«путь паука» представляет собой попытку вывести истину чисто рациональными средствами, путем теоретических размышлений;
«путь муравья» предполагает только использование эмпирических, опытных данных без их теоретического обобщения;
«путь пчелы» основан на единстве чувственного и рационального познания, на движении от получения опытных данных к их теоретическому осмыслению.
Высшей целью науки он считал господство человека над природой, но возможно это только подчиняясь её законам. Ему принадлежит девиз: "Знание - сила"
-
Рационализм Рене Декарта
Рационализм признает разум основой познания, признает самостоятельность и независимость разумного знания от опыта. Разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем. Только разум способен постигать всеобщее и необходимое, чувственный же опыт застревает на частном и случайном.
Рене Декарт (17в) считается основоположником рационализма. Декарт создал современную алгебру, аналитическую геометрию, развил учение о преломлении света.
Декарт стремился упорядочить мышление. Декарт ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания, в сфере его внутренних характеристик. Для него критерием истинности выступает очевидность чего-либо для разума. Следуя своему методу, он приходит к идее постоянного сомнения. Чувственная очевидность все же неопределенна и вызывает вопросы.
В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?); Абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться.
Сомнение реально существует, Сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит. Мыслить может реально существующий человек. Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
«Я мыслю, следовательно, я существую» («Cogito ergo sum»). Декарт приходит к заключению, что он – думающий субъект, делает акцент на мышлении как на несомненной отправной точке. В самом субъекте основанием достоверности знания является ум, ясный, отчетливый и внимательный, умеющий проходить все ступени дедукции.
Декарт настаивал на исключительной роли дедукции (Способ размышления об общего к частному) в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Нужно допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание
Исходный пункт познания – интеллектуальная интуиция, это – твердое и отчетливое, не вызывающее никаких сомнений положение. Дедуктивный метод применяется только в естественных науках и в математике.
Центральным понятием философии Декарта является субстанция. Изучая проблему бытия, Декарт выводит, которое характеризует сущность бытия – понятие субстанции. Субстанция – это все, что существует, не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция, и ею может быть только Бог, который вечен, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя.
Сотворенный мир делится на две субстанции – духовную, главный признак которой неделимость, и материальную, делимую до бесконечности. Поэтому философия Декарта является дуалистической.
Выделяются атрибуты каждого рода субстанций:
1) Протяжение – для материальных;
2) Мышление – для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь). Все же духовные субстанции обладают свойством мышления. Остальные свойства как материальных, так и духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек – единственное существо в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
Целью познания, по Декарту, является расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
-
Особенности и основные проблемы философии французского Просвещения (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д.Дидро, Ж. Ламетри)
Просвещением обычно называют философское и идеологическое течение, сформировавшееся прежде всего во Франции в 18-м веке. На становление философии просвещения оказали влияние эмпиризм и сенсуализм.
В 40-е годы XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. В этот период формируется мировоззрение второго поколения просветителей - Ж. - Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Несмотря на различие мировоззренческих и социально-политических позиций, французские просветители были наследниками духовных ценностей эпохи Возрождения, продолжателями социально - философских исканий мыслителей Нового времени. Развивались деизм, атеизм.
Особенности: *четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;
*неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания;
*гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропосоциальной проблематики;
*направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и "улучшения гражданского общества".
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – один из идейных вождей французского Просвещения – резко критиковал феодализм и различного рода злоупотребления церкви, требовал свободы мысли, устного и печатного слова. Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Вольтер был сторонником мирных преобразований