ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.02.2019

Просмотров: 898

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Финансовый менеджмент как система управления.

2. Базовые концепции финансового менеджмента.

3. Анализ формирования и использование прибыли.

4. Анализ ликвидности и платежеспособности.

5. Абсолютные показатели финансовой устойчивости.

6. Относительные показатели финансовой устойчивости.

7. Анализ кредитоспособности предприятия.

8. Понятие и признаки ценных бумаг.

9. Дивидендная политика и факторы ее определяющие.

10. Понятие и классификация активов.

11. Методы оценки активов в финансовом менеджменте.

12. Понятие и виды инвестиций.

13. Управление инвестициями.

14. Оценка доходности финансовых активов.

15. Менная стоимость денег.

16. Оценка эффективности инвестиционных проектов.

17. Управление источниками долгосрочного финансирования.

18. Сущность и классификация пассивов.

19. Стоимость капитала и этапы ее оценки.

20. Управление собственным капиталом.

21. Функции и источники получения прибыли.

22. Сущность и принципы кредитования.

23. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте.

24. Безубыточность работы предприятия.

25. Экономическая сущность оборотного капитала.


26. Расчет финансового цикла.

27. Управление запасами.

28. Управление дебиторской задолженностью.

29. Управление денежными средствами и их эквивалентами.

30. Финансовое планирование и прогнозирование.

31. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование.

32. Финансовая стратегия.

33. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.

34. Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей.

35. Методы оценки и принятие решений финансового характера в условиях инфляции.

36. Сущность налогового менеджмента.

37. Методы оценки налоговой нагрузки предприятия.

38. Сущность и концепции управления затратами.

39. Антикризисное управление.

40. Международные аспекты финансового менеджмента.

41. Оценка потенциального банкротства.

42. Сущность реструктуризации и основные этапы ее проведения.

43. Последовательность составления последовательной (консолидированной) финансовой отчетности АО.

44. Формы и методы государственного регулирования процессов реструктуризации.

45. Функции и виды бюджета.

46. Оценка денежных потоков разной продолжительности.

47. Влияние структуры капитала на финансовые результаты компании.

48. Оценка стоимости заемного капитала.

49. Средняя и предельная цена капитала.

50. Совокупный риск, связанный с деятельностью предприятия.
























1. Финансовый менеджмент как система управления


Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта, на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:
1)управляемая подсистема (объект управления);
2)управляющая подсистема (субъект управления).
В объект управления включаются следующие элементы: Денежный оборот, Финансовые ресурсы, Кругооборот капитала, Финансовые отношения.
Элементами субъекта управления являются: Кадры (подготовленный персонал); Финансовые инструменты и методы; Технические средства управления; Информационное обеспечение. Целью финансового менеджмента является повышение рыночной стоимости акций компании; увеличение прибыли; закрепление компании на конкретном рынке; избежание банкротства; повышение благосостояния работников; вклад в развитие науки и техники. Задачи: достижение высокой фин.устойчивости компании в процессе ее развития; оптимизация денежных потоков компании; обеспечение максимизации прибыли п/п; минимизация фин.рисков.


2. Базовые концепции финансового менеджмента

1) Концепция временной стоимости денег заключается в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента. Т.е. одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость.

2) Зависимость между доходностью финансовой операции и связанным с ней уровнем риска —доходность любой финансовой операции тем выше, чем она рискованнее. Количественная характеристика данной зависимости определяется объемом капитала. Чем меньше среди потенциальных инвесторов любителей риска, тем выше плата за риск.

3) Концепция альтернативного дохода — доход, неполученный в результате отказа от участия в операции, имеющей min риск и доходность, должен учитываться в качестве альтернативных затрат при принятии любых решений, связанных с использованием фин.ресурсов п/п.

4) Концепция стоимости капитала — величина, отражающая среднюю стоимость капитала компании, используется при оценке будущих денежных потоков и характеризует минимально приемлемый уровень доходности инвестированного капитала.

5) Концепция эффективности рынка — финансовый рынок обладает свойством эффективности, если он дает адекватную оценку обращающимся на нем активам.


6) Концепция агентских отношений — отношения между акционерами (владельцами) компании и менеджерами, а также между акционерами и кредиторами.

7) Концепция асимметричной информации — смысл данной концепции заключается в том, что менеджеры или владельцы предприятия могут в определенных случаях обладать информацией, недоступной остальным участникам рынка, и использовать ее для получения повышенного, по сравнению со среднерыночным, дохода. Вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).






3. Анализ формирования и использование прибыли

В рамках данного направления определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых из прибыли, их динамика и структура. Основная цель деятельности любого коммерческого предприятия – прибыль, получение которой выступает основным мотивом предпринимателя. Прибыль может быть стратегической целью предприятия. Ее размер используется при расчетах цены на продукцию и обосновании эффективности инвестиционных проектов. Прибыль предприятия в финансовой науке представляется финансовым результатом, который, помимо прибыли, может иметь форму убытка. Прибыль (убытки) формируется как сумма финансовых результатов основной (обычной) и операционной (финансовой) деятельности предприятия; от внереализационных операций; от действия чрезвычайных обстоятельств. По НК РФ налог на прибыль уплачивается в бюджет не со всей суммы прибыли отчетного года, а с так называемой «налоговой прибыли» (налогооблагаемой). Чтобы ее рассчитать, необходимо из прибыли отчетного года исключить некоторые доходы, которые носят характер льгот. Полученная таким образом расчетная величина прибыли служит основой для взноса налога на прибыль.

После уплаты налога на прибыль оставшаяся сумма считается чистой прибылью. В данном направлении анализируются пути распределения прибыли. В качестве таковых могут рассматриваться: выплата дивидендов по ценным бумагам; образование резервного фонда; образование фондов специального назначения; внесение в бюджет штрафных санкций и расходов по возмещению ущерба из-за нарушения требований охраны окружающей среды; другие отвлечения. Распределение прибыли в эти фонды осуществляется на основе заранее разработанных, согласованных и утвержденных смет расходов. Размер расходов в данных сметах планируется исходя из плановых значений чистой прибыли и нужд предприятия.


4. Анализ ликвидности и платежеспособности.

Один из основных составляющих финансовой устойчивости предприятия – ликвидность и платежеспособность. Результаты анализа ликвидности и платежеспособности всегда составляют значительную часть информационного обеспечения финансовых менеджеров. Важность их анализа объясняется тем, что в управлении финансами должна учитываться одна из основных взаимосвязей «ликвидность (платежеспособность) – доходность». Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита. Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств,  к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы. Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны, но на практике они тесно взаимосвязаны между собой. Ликвидность предприятия отражает платежеспособность по долговым обязательствам. Улучшение платежеспособности предприятия неразрывно связано с политикой управления оборотным капиталом, которая нацелена  на минимизацию финансовых обязательств. Активы для оценки ликвидности объединяются в следующие группы: абсолютно-ликвидные (готовые средства платежа – денежные средства); высоколиквидные, которые могут быть обращены в денежную форму в короткий срок без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости; среднеликвидные – в срок от 1 до 6 мес.(дебит.задолженность, запасы готовой продукции); слаболиквидные (запасы сырья, незавершенное производство); неликвидные (безнадежная ДЗ, расходы будущих периодов).








5. Абсолютные показатели финансовой устойчивости

Анализ финансовой устойчивости проводится с целью выявления платежеспособности организации для обеспечения процесса непрерывного производства и продажи продукции, т.е. способности расплачиваться за свои долги. К абсолютным показателям финансовой устойчивости относятся показатели обеспеченности запасов или оборотных активов собственными, заемными и привлеченными источниками формирования. Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие уровень обеспеченности оборотных активов источниками их формирования. Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя:

1. Наличие собственных оборотных средств (СОС) – определяется как разница между капиталом и долгосрочными активами по формуле: СОС = СК - ДА

2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД): СД = СОС + ДП, где ДП – долгосрочные финансовые обязательства пассива баланса.

3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОВИ) – рассчитывается как сумма собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов и краткосрочных заемных средств: ОВИ = СД + КЗС.

6. Относительные показатели финансовой устойчивости

Наряду с абсолютными показателями устойчивость финансового положения организации характеризуется системой относительных показателей - финансовых коэффициентов. Они рассчитываются в виде соотношений абсолютных показателей активов и пассивов баланса. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за несколько лет.

1. Коэффициент автономии — характеризует отношение собственного капитала к общей сумме капитала (активов) организации. Коэффициент показывает, насколько организация независима от кредиторов. Нормальное ограничение: Ка ≥ 0,5.

, где СК – собственный капитал, ВБ – валюта баланса.

2. Коэффициент финансового рычага — определяется как отношение общей суммы задолженности к величине собственного капитала. Нормальное ограничение: Кс/з ≤ 1.

где ДП – долгосрочные пассивы, КП – краткосрочные пассивы

3. Коэффициент маневренности собственных средств — показывает, способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников. Нормальное ограничение: Км ≈ 0,2÷0,5.

где ВА – внеоборотные активы, ДП – долгосрочные пассивы.

4. Коэф-т обеспеченности запасов и затрат собст. средствами— показывает, какая часть запасов и затрат финансируется за счет собственных источников. Нормальное ограничение:≈0,6÷0,8

где ДП – долгосроч-е пассивы, ВА – внеоборотные активы, ЗиЗ – запасы и затраты.


5. Коэффициент долгосрочно привлеченных заемных средств — отношение долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собст. средств и долгосроч-х кредитов и займов.

6. Коэффициент краткосрочной задолженности — показывает долю краткосрочных обязательств предприятия в общей сумме внешних обязательств.КЗиК – краткосрочные займы и кредиты

7. Коэффициент кредиторской задолженности — характеризует долю кредиторской задолженности и прочих пассивов в общей сумме обязательств организации.






7. Анализ кредитоспособности предприятия

Кредитоспособность – это такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, кᴏᴛᴏᴩое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с условиями договора. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов.

Методика оценки кредитоспособности на каждом предприятии может быть различной. Состав и содержание показателей оценки вытекают из самого понятия кредитоспособности. В первую очередь они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятия с точки зрения эффективности использования заемных средств, дать возможность оценить способность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в определенные сроки. Выбор показателей оценки зависит от приоритетов, которые ставит перед собой предприятие.

В связи с тем, что предприятия сильно различаются по характеру их производственной и финансовой деятельности, сформировать единые универсальные методические указания по изучению кредитоспособности невозможно, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно. В наибольшей степени распространенными показателями, учитываемыми при оценке кредитоспособности, будут коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент покрытия; оборачиваемость оборотных активов в днях; коэффициент автономии; рентабельность реализации; темпы роста оборачиваемости оборотных активов; наличие картотеки № 2 и др. При оценке кредитоспособности определяется класс каждого показателя путем сопоставления его фактического значения с нормативным. С помощью рейтинговой оценки кредитоспособности определяется класс кредитоспособности оцениваемого предприятия. Предприятия I класса считаются финансово устойчивыми и кредитуются с некᴏᴛᴏᴩыми льготами, такими как снижение процентной ставки, предоставление доверительного кредита. Предприятия II класса считаются финансово неустойчивыми и кредитуются на общих основаниях. Предприятия III класса считаются ненадежными и кредитуются на особых условиях.