ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.02.2019

Просмотров: 900

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производственный цикл начинается с момента поступления сырья и материалов на склад предприятия и заканчивается в момент отгрузки готовой продукции покупателю.

Финансовый цикл начинается с момента оплаты поставщиком купленных сырья и материалов (погашения кредиторской задолженности) и заканчивается в момент получения денег от покупателей за отгруженную продукцию (погашения дебиторской задолженности).

Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, т.е. финансовый цикл, меньше на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Продолжительность производственного цикла коммерческой организации определяется по следующей формуле: Ппц = Осм + Онзп + Огп,

где Ппц – продолжительность производственно-гопц цикла, дни;

Осм – продолжительность оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, дни;

Онзп – продолжительность оборота среднего объема незавершенного производства,дни;

Огп – продолжительность оборота среднего запаса готовой продукции, дни.

Продолжительность финансового цикла определяется следующим образом:

Пфц = Ппц – Окз = Отмз + Одз – Окз, где Окз = ;

Отмц = ; Одз = .

Расчет финансового цикла является основой для планирования и управления денежными средствами.

27. Управление запасами

Управление запасами – важная часть общей политики управления оборотными активами п/п, основная цель которой – обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов. Запасы как элемент оборотных средств делятся на следующие группы: производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция.

Теория ФМ рассматривает 3 подхода к формированию запасов на п/п:

1. Консервативный подход – предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах запасов, но и создание больших размеров их резервов на случаи перебоев с поставкой сырья и материалов, ухудшения условий производства продукции и т.д.

2. Умеренный подход – направлен на создание резервов на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности.

3. Агрессивный подход – заключается в минимизации всех форм страховых резервов вплоть до полного их отсутствия

Среди факторов, которые оказывают влияние на объем запасов п/п являются:

- условия приобретения запасов (объемы партий, поставки)

- условия реализации готовой продукции (измерение объемов продаж)

- условия производственного процесса (длительность подготовительного и основного процесса)


- издержки по хранению запасов (складские расходы, порча)







28. Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью предполагает контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Управление дебиторской задолженностью реализуется в ходе формирования кредитной политики предприятия. Основные этапы управления дебиторской задолженностью:

  1. Анализ состояния дебиторской задолженности п/п за предшествующие периоды.

  2. Разработка кредитной политики п/п на будущий период с учетом специфики существующего фин-эк. положения п/п.

  3. Оценка потенциальных покупателей в зависимости от объема закупок, истории кредит.отн-й.

  4. Разработка эффективной системы контроля расчетов с дебиторами и оценки реального состояния дебиторской задолженности.

  5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

  6. Анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

  7. Обеспечение использования на п/п современных форм рефинансирования ДЗ (факторинг, форфейтинг, учет векселей, выданных покупателями продукции).

Кредитная политика компании – набор правил, которые определяют условия предоставления кредита покупателям.

29. Управление денежными средствами и их эквивалентами

Управление денежными средствами включает в себя анализ и прогнозирование денежного потока, расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджета денежных средств. Основной целью управления денежными средствами является предотвращение появления их дефицита при одновременной минимизации их среднего остатка. Распространенные модели управления денежными средствами:

Модель Баумоля – данная модель проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания. а) min остаток ДС считается нулевым;

б) max остаток рассчитывается по формуле: ДСmax = , где Рк – средня сумма расходов по обслуживанию одной операции с краткосрочными фин.вложениями;

Ода – общий расход денежных активов в предстоящем периоде;

СПкфв – ставка % по краткосрочным фин.вложениям в анализируемом периоде.

в) средний остаток денежных активов в соответствии с этой моделью планируется как половина оптимального (максимального) остатка.

Q = , где V – прогнозируемая потребность в у.е. в период;

С – единовременные расходы по конвер-ии у.е.; r приемлемый доход по КФВ.

Модель Миллера и Орра представляет собой компромисс между простотой и реальностью.

а) min остаток денежных средств принимается в размере минимального их резерва в отчет.период


б) оптимальный остаток денежных активов (DCopt) = , В – вариация ежедневного поступления средств на расчетный счет;

в) max остаток денежных средств в соответствии с этой моделью принимается в 3-кратном размер

г) средний остаток (ДСср) денежных активов =

Оптимизация потока платежей с целью уменьшения максимальной и средней потребности в денежных активах, осуществляется путем его оперативного регулирования (переноса срока отдельных платежей по заблаговременному согласованию с контрагентами).

Денежный поток – совокупность распределенных во времени поступлений и выплат ДС в наличной и безналичной форме, генерируемых фин-хоз. деятельностью п/п.






30. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование – процесс определения будущих действий по формированию и использованию фин.ресурсов. Объекты финансового планирования: финансовые ресурсы, финансовые отношения; стоимостные пропорции – пропорции, которые формируются при распределении финансовых ресурсов; финансовый план предприятия – документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия. Основные задачи финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия; определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли; установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; соблюдение интересов инвесторов; контроль за финансовым состоянием предприятия.

Значение финансового планирования заключается в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможность определить эффективность проекта предприятия в условиях конкуренции; служит базой для оценки инвестиционной привлекательности для инвесторов.

Основными задачами финансового прогнозирования являются выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования; анализ потенциала фирмы; выявление альтернатив развития; определение проблем, требующих решения в прогнозный период.

В условиях изменяющейся внешней среды финансовое прогнозирование может быть сведено к расчету вариабельного значения прибыли в зависимости от меняющихся значений ряда параметров, таких как объем производства, состав и структура затрат по различным направлениям деятельности хозяйствующего субъекта и др.

31. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование

Финансовое планирование – процесс обеспечения сбалансированности между объемом фин. ресурсов и их распределением в рамках предприятия, его подразделения или отдельного проекта.


Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период 3–5 лет. В рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего, и на его основе стоится стратегия предприятия.

Долгосрочное финансовое планирование является планированием «осуществления». Охватывает период 1–2 года. Основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат и т.д.

Краткосрочное (оперативное) финансовое планирование дополняет долгосрочное, оно необходимо в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Краткосрочное финансовое планирование – это планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам.

Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение финансирования деятельности компании и эффективное использование временно свободных денежных средств. Распространенной формой краткосрочного (текущего) планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы. Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год. Сущность краткосрочного финансового планирования состоит в обеспечении оптимального размера оборотных средств и поддержании ликвидности.








32. Финансовая стратегия

Финансовая стратегия - определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Финансовая стратегия охватывает определение источников долгосрочного финансирования; формирование структуры и затрат капитала; выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Этапы разработки финансовой стратегии:

1. Определение периода реализации стратегии. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития фирмы.

2. Анализ факторов внешней финансовой среды фирмы.

3. Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главная задача этого этапа которого является максимизация рыночной стоимости фирмы.

4. Разработка финансовой политики фирмы.

5. Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии. В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на фирме формируются «центры ответственности», определяются права и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.


6. Оценка разработанной финансовой стратегии.

Наличие финансовой стратегии делает компанию более управляемой для менеджмента и прозрачной для собственников.

Основные компоненты финансовой стратегии предприятия: базовые ориентиры; структура накопления и потребления; стратегия задолженности; стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ. В результате реализации всех компонентов финансовой стратегии предприятия разрабатывается долгосрочный финансовый план.

В процессе разработки финансовой стратегии предприятия необходимо руководствоваться тремя основными принципами: простота финансовой стратегии предприятия; постоянство финансовой стратегии предприятия и зашищенность финансовой стратегии предприятия.

33. Методы прогнозирования основных финансовых показателей

1.Метод корреляционного моделирования – заключается в установлении корреляционной зависимости между двумя рассматриваемыми показателями в динамике и последующем прогнозировании одного из них в зависимости от изменения другого (базового).

2. Метод оптимизационного моделирования – используется при прогнозировании структуры капитала, чистой прибыли и некоторых других показателей.

3. Метод многофакторного экономико-математического моделирования. Позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими, т.е. построить экономико-математическую модель.

4. Расчетно-аналитический метод. – на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Применяется в случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы.

5. Экономико-статистический метод заключается в исследовании закономерностей динамики конкретного показателя и распространении темпов этой динамики на прогнозируемый период. Этот метод может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменности условий формирования того или иного финансового показателя.

6. Нормативный метод - на основе установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность п/п в финансовых ресурсах и их источниках.

7. Сущность балансового метода: путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовая увязка по финансовым ресурсам имеет вид:

ОН+ П = P + ОК, где ОН — остаток средств фонда на начало планируемого периода;

П — поступление средств в фонд; Р — расходование средств фонда;

ОК — остаток средств фонда на конец планируемого периода.







34. Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей

Метод пропорциональных зависимостей показателей - опирается на тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они "привязываются" к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции.