Файл: 1.3 Формы общественной организации производсива.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.02.2019

Просмотров: 884

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.4: Формы общественной организации производства


  1. Сущность и формы концентрации производства

  2. Государственное антимонопольное регулирование

  3. Комбинирование производства

  4. Сущность специализации производства

  5. Сущность кооперирования производства


    1. вопрос. Сущность и формы концентрации производства


Разделение и кооперация труда находят выражение в производственных процессах в виде дифференциации и концентрации операций по изготовлению продукции, что проявляется в ряде форм общественной организации производства: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования.

Концентрация – это форма организации производства, направленная на увеличение выпуска продукции или оказание услуг на одном предприятии.

Концентрация на предприятии может быть достигнута путем:

  1. увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

  2. применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

  3. одновременного увеличения количества машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного.

Формы концентрации производства:

  1. Концентрация специализированного производства наиболее эффективная форма, обеспечивающая сосредоточение однородно­го производства на крупных предприятиях, что позволя­ет применять высокопроизводительные специализированные ма­шины, автоматизированные и поточные линии, современные ме­тоды организации производства.

  2. Концентрация комбинированных производств обеспечивает последовательность выполнения технологических процессов, ком­плексную переработку сырья, использование побочных продуктов и отходов, сокращение выбросов вредных веществ в окружаю­щую среду.

  3. Концентрация кооперированного производства – расширение прямых производственных связей между предприятиями (объединениями), участвующими в совместном изготовлении определенной продукции.

  4. Увеличение размеров универсальных предприятий менее эффективная форма, при которой осуществляется концентрация производств, не связанных между собой ни однородностью и по­следовательностью технологических процессов, ни комплексной переработкой сырья. Универсальные предприятия объединяют разнородные автономные и мало связанные между собой произ­водства. В объединениях и на предприятиях третьей формы концен­трации сочетаются сравнительно крупные производства в одних це­хах (основные) и мелкие в других (вспомогательных). Недоста­точный уровень специализации, различные размеры сочетаемых производств и разнородность продукции, а также усложнение управления и организации ремонтных работ не позволяют достиг­нуть должной эффективности производства.

5. Одной из самых сложных и перспективных форм развития концентрации в рыночных условиях является диверсификация производства, которая означает одновременное развитие других видов производства, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одного предприятия. Диверсификация как метод хозяйствования направлена на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от продажи одного товара означает снижение риска от продажи другого. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с традиционной деятельностью предприятия.


Различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производ­ства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следую­щие показатели: объем выпуска продукции (основной показа­тель); среднегодовая стоимость основных производственных средств; среднесписочная численность работающих.

Относительная концентрация характеризуется распределе­нием общего объема производства или определенного ресурса в отрасли между предприятиями различных размеров. Относи­тельная концентрация определяется следующими показателя­ми:

доля выпуска продукции отдельного предприятия (или группы предприятий) (VПР) в объеме ее выпуска в отрасли (dV):

доля среднесписочной численности работающих на предпри­ятии (или группе предприятий) ЧППП в отрасли (dР):

доля ос­новных производственных фондов (ОПФ) (dФ) и их активной части (ОПФакт) отдельного предприятия (или группы предпри­ятий) в отрасли (dФакт):

доля предприятий (или группы пред­приятий) на рынке продаж (dПРОД):


Основными показателями уровня концентрации производ­ства являются размеры предприятий, определяемые: годовым выпуском продукции; среднегодовой численностью работаю­щих; среднегодовой стоимостью основных фондов; потребле­нием электроэнергии за год; удельным весом крупных пред­приятий в выпуске продукции всей отраслью в сопоставлении со средним размером предприятия в отрасли. Для характерис­тики уровня концентрации производства в отраслях, произ­водящих один вид продукции, используются натуральные по­казатели.



    1. Вопрос. Государственное антимонопольное регулирование


Концентрация производства тесно связана с монополизаци­ей.

На Западе сложилась следующая система показа­телей монопольной концентрации. В Германии принято, что монопольное положение предприятия или группы предпри­ятий на рынке возникает, если на предприятие приходится свы­ше 1/3 всего оборота на рынке, либо на три и менее предпри­ятий 1/2 общего оборота, либо на пять и менее предприятий свыше 2/3 оборота. Для оценки концентрации произ­водства в течение нескольких десятилетий применялся показа­тель: доля четырех крупнейших предприятий в общем объеме производства в отрасли. Так как эти показатели являются дис­кретными и не отражают в полной мере положение предпри­ятий на рынке, то в последние годы широкое распространение получает используется комплексный подход, который базируется на учете коэффициентов концентрации: (например, 1. CR3 доля на то­варном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и 2. индекса Герфиндаля Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов по формуле

где п число хозяйствующих субъектов, действующих на рын­ке (в отрасли);


доля i-го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли). Так, величина ННI при X=100 будет равна 10 000, что соответствует абсолютной монополии.

Сочетание показателей CR3 и HHI позволяет дать оценку концентрации производства и его монополизации на рынке.

Так, показатели:

  1. CR3 < 45%, HHI < 1000 характеризуют нормальную кон­центрацию производства (неконцентрированный рынок);

  2. 45% < CR3 < 70%, 1000 < HHI < 2000 характеризуют сред­нюю степень концентрации производства (умеренно концен­трированный рынок);

  3. CR3 > 70%, HHI > 2000 характеризуют высокую степень концентрации производства (слабую конкурентную среду).

Основные направления антимонопольного регулирования экономики определяются антимонопольной политикой государства.

Антимонопольная политика государства – это деятельность государства, выражающаяся в принятии соответствующего законодательства, системы налогообложения, денационализации, разгосударствлении и приватизации собственности, поощрительных мер по созданию малого и среднего бизнеса, направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Основу антимонопольного регулирования составляют меры, направлен­ные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресе­чение монополистической деятельности хозяйствующих субъек­тов, занимающих доминирующее положение на товарных рын­ках, и с другой — на создание благоприятных условий для разви­тия конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей.

К таким мерам относят: го­сударственное регулирование цен, объемов производства пред­приятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресече­ние злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присо­единением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, меры по демонополизации, по содействию развитию малого и средне­го бизнеса и др.

Особое место в системе антимонопольного регулирования занимает регулирование цен, прежде всего предприятий-монопо­листов, которые устанавливают монопольно высокие (или низкие) цены и заключают антиконкурентные ценовые соглаше­ния.

Под монопольной ценой понимается цена, устойчиво откло­няемая от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливаемая доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях удовлетворения своих экономических интересов за счет зло­употребления монопольной властью.

Различают несколько ви­дов монопольных цен:

  • монопольно высокая, устанавливаемая с целью получе­ния сверхприбыли и (или) компенсаций необоснованных за­трат за счет ущемления экономических интересов других пред­приятий или граждан;

  • монопольно низкая при устойчивом спросе за счет предна­меренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном пери­оде, затрудняющая доступ на рынок другим предприятиям.


Антимонопольное регулирование экономики в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятым в 1992 г. В соответствии с этим законом за­прещается и признается неправомерной деятельность хозяй­ствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствую­щих субъектов или потребителей.

Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, которое дает ему возможность самостоятельно или действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию.



    1. Вопрос. Комбинирование производства


Комбинирование производства это соединение на одном предприятии нескольких технологически связанных специали­зированных производств разных отраслей. Ведущее из произ­водств определяет профиль, отраслевые особенности, специа­лизацию по выпуску той или иной готовой продукции и в ос­новном внутрипроизводственную структуру предприятия.


Признаками комбинирования производства являются:

  • объ­единение разнородных производств и пропорциональность меж­ду ними;

  • технико-экономическое единство этих производств; Технико-экономиче­ское единство выражается в том, что все производства соответ­ствуют по качеству, номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, продукты одного производства служат сырьем, по­луфабрикатами или топливом для других производств. Данное единство обеспечивается сочетанием централизованного управ­ления, расширением самостоятельности и ответственности от­дельных производств и служб предприятия.

  • производственное единство, определяющее общими коммуни­кациями;

  • единое энергетическое хозяйство и общие вспомога­тельные и обслуживающие производства.


Как правило, входящие в состав комбинатов производства – это крупные специализированные подразделения.

Предпосылками развития комбинирования производства являются: специализация производства и его концентрация, высокий уровень развития науки и техники.

Важнейшими формами комбинирования являются:

  • комбинирование на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья (например, металлурги­ческие, текстильные и некоторые химические комбинаты);

  • комбинирование на основе комплексного использования сырья или нескольких видов исходных материалов (например, нефтехимические комбинаты);

  • комбинирование на основе утилизации отходов произ­водства (например, комбинаты по переработке древесины).



Комбинирование может осуществляться:

1) пу­тем нового строительства предприятия, если проектом преду­сматривается комбинация нескольких производств;

2) преоб­разования действующих предприятий в комбинированные на основе открытия в их составе новых цехов, технологически свя­занных с основным производством по линии утилизации обра­зующихся отходов;

3) органического слияния ранее самостоя­тельных, но технологически связанных предприятий в новый комплекс.


Комбинирование с экономических позиций представляет одну из самых прогрессивных форм обще­ственной организации производства, так как позволяет:

  • наиболее полно использовать все ресурсы предприятия;

  • расширить сырьевую базу отрасли;

  • снизить материалоемкость продукции за счет комплекс­ного использования сырья, отходов производства и осущест­вления непрерывности технологического процесса;

  • более эффективно использовать основные производ­ственные фонды и производственные мощности предприятия;

  • сократить длительность производственного цикла;

  • сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей промышленности;

  • уменьшить производственные отходы и тем самым ока­зывать благотворное влияние на природную среду;

  • развивать концентрацию производства и получать выго­ды от эффекта масштаба.


5 Вопрос. Сущность специализации производства


Специализация производства представляет собой такую форму его организации, при которой выпуск однородных ви­дов продукции сосредоточен в отдельных отраслях на от­дельных предприятиях и их подразделениях.


В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.

Формы специализации производства: предметная, подетальная, технологическая.

Предметная специализация предполагает сосредоточение предприятия на производстве определенных видов продукции конечного потребления. Предметная специализация характерна для предприятий, выпускающих какой-либо вид законченной однородной продукции (автомобили, тракторы, станки и т.д.).

Подетальная специализация основана на разделении техно­логического процесса на значительное число частных процес­сов, которые можно выполнять на различных специализированных предприятиях. Например, выпуск отдельных агрегатов; отдельных деталей изделия, которые используются в качестве полуфабрикатов или комплектующих изделий на других предприятиях (шарикоподшипники, рессо­ры, двигатели).

Технологическая специализация заключается в обособлении заготовительной, обрабатывающей и сборочной стадий технологического процесса или в выделении вспомогательных процессов в самостоятельное производство (производство литья, поковок и штамповок, сварных металлоконструкций).

Для характеристики уровня специализации на практике используется ряд показателей: