Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12492
Скачиваний: 84
• Телефонный узел:
«Тут с Вами хочет поговорить господин... ну, этот, как там его зовут...»
• Предложение продукта:
«Мы предлагаем клиентам продукты, которые ему совершенно ненужны. Главное, у нас хороший оборот. Клиенты — это все равно факторы помех».
Негативная парадигма, которая несет с собой соответствующие ценности и нормы, естественно, приводит к негативному, критическому отношению к клиентам, что находит свое выражение в пренебрежительной манере обращения с ним. Тому, насколько это является принятым сегодня, можно, конечно, возразить. И, тем не менее, при изучении предприятий, создается впечатление, что на многих из них польза для клиентов находится далеко позади собственной пользы.
Рассматривая такой важный фактор, как ориентация на клиентов, мы установили, какое большое значение для достижения фактических и успешных преобразований имеет ментальный настрой всех сотрудников.
4.5. Качество культуры — инновация
Как мы уже установили, процессы изменений в экономике и обществе влекут за собой постоянные изменения на предприятиях. Здесь также различают предприятия по степени того, насколько активно или реактивно они обращаются с этим феноменом.
Вряд ли найдется предприятие, которое не говорило бы, как важно вовремя выйти на рынок с инновационными достижениями (продуктами, услугами, с соответствующими методами, приемами, техникой и т.д.). А вот так ли это на самом деле, это уже другая сторона медали.
«Кибернетика» провело исследование по вопросу, какие обстоятельства мешают инновациям.
Всего было опрошено 246 руководителей. Был предложен 21 критерий, соответствие которым можно было оценить по пятибалльной шкале (чем выше оценка, тем сильнее соответствующий критерий расценивался как проблема). Эти критерии (препятствия на пути оптимальных инноваций) были сгруппированы в четыре тематических блока:
-
организационные недостатки
-
недостатки руководства
-
личные проблемы
-
сопротивление изменениям.
62
На рис. 7 и 8 показаны главные проблемы. Самым весомым препятствующим фактором оказался пункт «личные проблемы руководящих работников» со средней оценкой 3,19 балла. Если сложить вместе градации «соответствует частично» и «соответствует в значительной степени», то 70% опрошенных отнесли этот пункт к «особенно критическим».
Конкретно здесь речь идет о таких темах, как:
-
недостаточно времени на созревание инновационных идей
-
очень мало практикуются методы развития творческой мысли
-
сотрудники не чувствуют достаточной ответственности за инновационные разработки в своих подразделениях
-
не функционирует коллегиальное, проходящее сквозь иерархии и отделы сотрудничество
-
страх перед кражей идей ведет к сдержанности созревания собственных идей и размышлений.
Со средней оценкой 3,16 на втором месте находится пункт «недостатки руководства», градации «соответствует частично» и «соответствует в значительной степени», сложенные вместе, составляют 64%.
Здесь речь идет, главным образом, о таких проблемах, как:
-
неясная постановка целей инновационных проектов
-
уделяется недостаточно внимания продвижению особенно квалифицированных сотрудников
-
руководители недостаточно активно принимают участие в работе проектных групп по инновационным продуктам
-
недостаточное материальное поощрение идей и инициатив сотрудников со стороны их руководства
-
инновационные предложения слишком медленно реализуются
-
путь от внесения идеи до ее претворения в жизнь сложный и дорогостоящий
-
сотрудников с их идеями и мыслями мало принимают всерьез.
На третьем месте со средней оценкой 3,10 находится «сопротивление изменениям», и на последнем месте «организационные недостатки» со средней оценкой 3,04.
Если брать отдельные критерии, то здесь особенно бросаются в глаза следующие:
-
недостаточно времени на созревание инновационных идей (средняя оценка 3,6)
-
для инновационных работ выделяется очень мало ресурсов (средняя оценка 3,5)
-
очень мало практикуются методы развития творчества сотрудников (средняя оценка 3,5)
-
инновационные идеи слишком медленно претворяются в жизнь (средняя оценка 3,5)
63
Рис.
7. Обстоятельства из будней предприятия,
препятствующие инновациям. Общая
картина. Часть 1
64
Рис.
8. Обстоятельства из будней предприятия,
препятствующие инновациям. Общая
картина. Часть 2
65
• сотрудники не
чувствуют достаточной ответственности
за инно
вационное
развитие в своих подразделениях (средняя
оценка 3,5).
А вот нижеприведенные проблемы, по мнению участников опроса, имеют меньшее влияние:
-
инновационные идеи — это исключительно дело только отвечающих за это специалистов (средняя оценка 2,5)
-
из-за страха перед кражей идей никто не выдвигает своих инициатив (средняя оценка 2,3).
Итоги исследования показывают, что эмоциональные, так называемые мягкие факторы находятся на переднем плане. Особенно большую роль здесь играют уже упомянутые недостатки руководства, а также личные проблемы, касающиеся непосредственно самих руководителей.
В середине таблицы оценок со средним баллом от 3 до 3,3 находится целый ряд проблем, которые касаются как руководства, так и организации как таковой, например:
-
слишком мало возможностей для обмена опытом между специалистами разных отделов (средняя оценка 3,3)
-
путь от внесения идеи до ее реализации сложный и дорогостоящий (средняя оценка 3,3)
-
неправильно организована рационализаторская работа (средняя оценка 3,2)
-
неясная постановка целей инновационных проектов (средняя оценка 3,1).
Чтобы успешно развивать инновационную деятельность, необходимо предпринять срочные меры для того, чтобы
-
предоставить достаточно ресурсов, по персоналу и материальных
-
сотрудникам постоянно разъясняли значение инноваций
-
освободить сотрудников от бессмысленных собраний и выполнения пустых заданий и предоставить им больше времени для инновационной мыслительной деятельности
-
интенсивнее внедрять обучение и отработку на практике известных методов творческого развития (например, мозговой атаки)
-
инновационные предложения быстрее проводились в жизнь. Нужно также задуматься над пунктом: «Сотрудники чувствуют недостаточно ответственности за инновационные разработки в своих подразделениях».
Тема «Инновация», которая, бесспорно, является одной из важнейших тем в странах, бедных полезными ископаемыми, но с высокой заработной платой, должна еще сильнее войти в сознание руководителей и сотрудников. Эти страны должны опережать иностранных конкурентов новыми идеями, если они хотят создать новые рабочие места и сохранить старые.
66