Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12490
Скачиваний: 84
Необходимо оживить работу отделов по рационализации, которые на многих предприятиях спокойно ушли из жизни или влачат жалкое существование.
Важным элементов в данном случае является, бесспорно, концепция непрерывного улучшения процессов (НУП). Формуляр по этому элементу Вы найдете в Приложении 5 на с. 257.
При этом важно, чтобы на каждом формуляре были фотографии всех сотрудников, которые работают над проектом непрерывного улучшения процессов, а эти формуляры вывешивались на доске для всеобщего обозрения. Благодаря этому будет повышаться мотивация сотрудников и их идентификация с инновационными проектами НУП.
Раздельная оценка сотрудников и руководителей дала различные результаты при подведении итогов:
-
в то время как 77% сотрудников считают, что начальники недостаточно принимают всерьез их инновационные идеи — лишь 63% руководителей разделяют это мнение
-
«не функционирует коллегиальное сотрудничество между отделами в области инновационной деятельности» — считают 70% сотрудников, лишь 58% ответственных руководителей
-
«особенно богатые на инновационные идеи сотрудники слишком мало поощряются» — считают 56% руководителей, но намного больше сотрудников (69%) назвали это недостатком
-
«состав инновационных проектных групп» раскритиковали 48% менеджеров, но 65% их собственных сотрудников
-
47% сотрудников утверждают, что «из-за страха кражи идей, не вносятся рационализаторские предложения», но лишь 31% начальников согласились с этим.
4.6. Интерпретация
Обратимся к уже известным нам уровням, которые проводят различия между основными устоями (мировоззрением), нормами и ценностями и артефактами (рис. 4, с. 52). Опрос по ним дает важные данные.
Уровень 1. Основные устои — парадигмы С одной стороны:
-
Наши сотрудники — это наш самый важный капитал
-
Наши сотрудники — это важнейшая основа нашего успеха. Это капитал нашего будущего. Поэтому мы поддерживаем все планы целесообразного повышения квалификации.
67
С другой стороны:
-
Умные, инновационные идеи могут возникнуть только у меня, потому что я руководитель
-
У сотрудников — исполнителей все равно только одно на уме: по возможности, меньше работать, но больше получать
-
Думать — это дело руководителя, а сотрудники должны работать (Всяк сверчок знай свой шесток!).
Может быть, это звучит жестоко, но если посмотреть на пункт «сотрудников слишком мало принимают всерьез с их идеями и мыслями» и оценку этого пункта сотрудниками и руководителями (77% против 63%), то видно, что это подтверждается практикой.
Уровень 2. Ценности и нормы
С одной стороны:
• Потенциалы наших
сотрудников необходимо привлекать во
все
инновационные проекты.
С другой стороны:
-
Из военного дела: «Предоставьте думать лошадям и генералам, у них более крупные головы»
-
Предприятия:
§ 1 — начальник всегда прав.
§ 2 — если он и оказался не прав, все равно его распоряжение
автоматически вступает в силу
-
Послушание — это первейшая обязанность гражданина
-
Сотрудники должны работать, а не болтать — из этой болтовни все равно ничего путного не услышишь.
Над этими краткими высказываниями можно посмеяться и положить в ящик с записками из прошлого, однако эти ценности, директивы, заповеди и запреты до сих пор все еще роятся в головах многих руководителей всех возрастов.
Сколько можно назвать предприятий, в которых официально декларируется: «У нас в центре внимания стоит сотрудник»? И сколько таких предприятий, где, скорее, можно услышать: «На нашем предприятии сотрудник — это главное средство для достижения цели».
Восприятие своего собственного предприятия с механической и технократической точек зрения отчетливо выражается в нижестоящих изречениях Рудольфа Манна. В них противопоставляются «старая» и
68
«новая» картины или старая и новая парадигмы сущности предприятия, его сотрудников и клиентов1.
Таблица 8
ПЕРЕХОД К НОВОМУ СОЗНАНИЮ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
|
Старая модель |
Новая модель |
1. |
Предприятиями нужно управлять так же, как и машинами |
Предприятия — это живые организмы |
2. |
Экономика, этика и экология — это противоположности |
Экономика, этика и экология — это совместимые вещи |
3. |
Предприятия — это объекты, отделенные от нас самих |
Мы — часть предприятия, оно состоит из нас |
4. |
Люди — это факторы издержек, цель — экономия издержек |
Люди — это носители потенциалов предприятия, цель — развития потенциалов |
5. |
Прибыль — это результат правильного управления доходами и издержками |
Прибыль — это награда рыночной экономики за признанную неповторимость |
6. |
Клиенты относятся к целевым группам, которыми мы вынуждены заниматься |
Клиенты — это люди, которые — так же как и мы сами — хотят любить и быть любимыми |
7. |
Успех зависит от четких решений и последовательного проведения их в жизнь, если надо — под давлением |
Жизненная энергия предприятия бурлит благодаря подпитке из универсального источника, бьющего из сотрудников |
8. |
Управлять означает: ставить цели, принимать решения и контролировать |
Управлять означает: искать согласия путем вовлечения всех участников |
9. |
Предприятия — это результат рынка, окружающей среды и менеджмента |
Предприятия — это то, что создано нашим видением |
10. |
Модель успешного предприятия, ориентированного на будущее. — это крупное, централизованное и дисциплинированное |
Модель успешного предприятия будущего: небольшое, обозримое, децентрализованное, независимое, гарантирующее выживание при потрясениях |
Уровень артефактов
Как же конкретно по отношению к сотрудникам выражаются в буднях предприятия в связи с инновациями основные устои, а также ценности и нормы, на которые они оказывают влияние?
И на этот вопрос важную информацию предоставляет нам опрос:
• Предоставляется слишком мало ресурсов и времени
1 Mann R. Das visionare Untemehmen, S. 25.
69
-
За идеи и инициативы выплачиваются низкие гонорары
-
Квалифицированные сотрудники не достаточно продвигаются по службе, так как нет плана развития персонала
-
Сотрудникам предоставляется слишком мало свободы действий и компетенций для претворения инноваций в практику
-
Рационализаторская работа либо не ведется вообще, либо организована неправильно.
4.7. Выводы из трех примеров
Как же нам выбраться из этой ловушки, которая препятствует быстрому и успешному внедрению изменений? Какой образ мыслей способствует изменениям, а какой мешает или вовсе делает невозможным? Какое значение имеют «с одной стороны, осознанная, контролируемая разумом сфера, и, с другой стороны, сфера подсознательная, не доступная законам логики»1.
Философ и религиозный ученый Джозеф Мэрфи подчеркивает следующее: «Более 90% духовной жизни происходит на подсознательном уровне. Подсознание всегда стремится быть на службе жизни и действовать конструктивно. Оно конструирует тело и заботится о спокойном выполнении всех жизненно важных функций. Оно непрерывно работает день и ночь, стараясь помочь нам и оградить нас от травм»2. На подсознание оказывают влияние и управляют им наши мысли, рассуждения. Оно не высказывает никаких возражений, со всем соглашается и «дает собой руководить посредством содержания наших мыслей и представлений»3.
«Человека и его жизнь делают счастливыми или несчастными его мысли», — сказал однажды римский философ Марк Аурелий.
Речь может идти лишь о том, чтобы с доверием, смело и активно относиться к брошенному вызову и рассматривать все новое как чрезвычайно увлекательное явление. Такую инновационную культуру должны усвоить и жить с ней, по возможности, все сотрудники и руководители предприятия. При этом первостепенную роль играют позиция и поведение высшего руководства предприятия, от которых, в большой степени, зависит позиция и поведение сотрудников. Позиция руководства — это образец, на который равняются сотрудники. Улучшение известного и раскрытие неизвестного — это должно стать лозунгом для большинства сотрудников. Важнейшая задача руководства
1 Murphy J. Die Macht Ihres Unterbewusstseins. Немецкое издание 1976, с. 31.
2 Там же, с. 97.
3 Там же, с. 45.
70
на пути повышения готовности к изменениям заключается в том, чтобы ликвидировать страх перед ошибками и создать тягу к новому. Если при этом будут выбраны соответствующие методы, структуры, образы действий, то это создаст необходимые духовные предпосылки для быстрого и эффективного введения в практику всех необходимых изменений во всех областях. Десять правил «Изменение и характер» подводят итог всем темам данной главы. Они были созданы на основе книги Стивена П. Кови1.
10 правил: Изменение и характер
-
Если окружающие нас люди должны развиваться или изменяться, то и мы сами тоже должны изменяться.
-
Проблемой является, с какой позиции мы видим вещи. Таким образом, если мы хотим что-либо изменить, мы должны изменить свою позицию (местонахождение). Альберт Эйнштейн: «Важные проблемы, перед которыми мы стоим, нужно решать не в той плоскости, в которой мы их себе создали».
-
Всеобъемлющие изменения могут быть осуществлены лишь тогда, когда мы осознаем наши основные парадигмы, иными словами, через какие очки мы будем смотреть на мир.
-
Небольших изменений можно добиться, если мы осознаем наши отношения к вещам и наши модели поведения.
-
Процессы изменений — это процессы развития, которые нельзя укоротить. Это невозможно и в природе. Долгий путь начинается как раз с первого шага, затем шаг за шагом нужно идти дальше.
-
Наш характер состоит, в основном, из привычек (неменяющихся, часто неосознанных образов). Они имеют колоссальную силу тяжести подобно ракете перед отрывом от земли. Это значит, что требуется большие затраты энергии, чтобы изменить эти привычки.
-
Тренинг поведения является хорошим средством лучше познакомиться с самим собой. Почему мы действуем так, как мы действуем? В этой связи важно, чтобы мы осознали самих себя: кто мы, зачем мы и что мы ценим? Это является неподдающимся изменению ядром нашего внутреннего мира, который придает изменению вневременную силу. В противном случае, мы стали бы игровым мячом посторонних интересов.
-
Поэтому серьезно настроенные участники хотят во время тренинга сами пережить субстанцию и процесс изменения, а не слушать развлекательные истории и банальности.
1 Covey Steven R. Die sieben Wege zur Effektivitaet. Перевод на немецкий, Frankfurt 1992.
71
-
В принципе, мы постоянно тренируем социальную компетентность из обратной связи с нашим окружением.
-
Активное слушание является особо важным средством, чтобы воспринимать импульсы из нашего окружения. Благодаря этому может начаться процесс обновления изнутри наружу. Процесс обновления снаружи вовнутрь обречен на неудачу. (Пример: при партнерстве каждый их партнеров хочет, чтобы, соответственно, изменился другой.) Активное слушание должно стать постоянно практикуемой привычкой.
-
5 Десять шагов успешных изменений