Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12457

Скачиваний: 84

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ствующим обоснованием, и об этом было сообщено сотрудникам, например, так: Ваше предложение нам не подходит, так как затраты на его осуществление составят более 5000 австр. шиллингов, или по­тому что оно несколько устарело для настоящего положения дел. Ос­тавшаяся треть предложений проходила проверку. Каждые три дня мы публиковали, на каком этапе находится обработка предложений по усовершенствованию работы. Для нашего предприятия это был пово­ротный пункт. Все сотрудники заметили и осознали, что в культуре предприятия нашей фирмы, действительно, произошли серьезные из­менения.

Наверняка изменения произошли не только в культуре предприятия, но и в его структуре ?

Проект по изменении технологии бизнеса, который мы запусти­ли, базируется на идее, что необходимо параллельно преобразовы­вать, менять жесткие и мягкие факторы. К мягким факторам относят­ся: культура предприятия, методы руководства, мотивация сотрудников и т. д.

Упомянутые Вами темы — рабочие процессы, структурная органи­зация — относятся к жестким факторам. Эти вопросы разрабатывались в проектных группах нашими собственными сотрудниками. Как уже говорилось ранее, задача внештатного консультанта по менеджменту состояла в общем обучении, а не в формулировке новых задач и пре­доставлении путей их решения. При обсуждении жестких факторов сначала были обговорены главные направления деятельности. Потом мы определили основные процессы деятельности. Наконец, был уста­новлен статус-кво подразумеваемых процессов: «насколько «болен» процесс, как сильно он отдален от желаемого идеального состояния», то есть это было классическое «определение эффективности системы». Вслед за этим было определено «руководство к действию», то есть что конкретно нужно изменить. Мы провели также исследование по осу­ществимости запланированных преобразований — степень их прием­лемости. Ведь нет смысла неопытному спортсмену по прыжкам в вы­соту сразу ставить планку на 2,5 м. В заключение была разработана совершенно новая организационная структура предприятия, точно ори­ентированная на по-новому сформулированные сферы и процессы деятельности.

Приступили ли Вы и к ликвидации иерархической структуры ?

Да, конечно, сейчас у нас очень «плоская» иерархическая лестни­ца. Сферы деятельности мы подчинили так называемым бизнес-бло­кам, находящимся, соответственно, под подчинением руководителей блоков. Вся сфера производства была сосредоточена в зависимости от ассортимента производимого товара по отдельным бизнес-блокам. Все

207


предприятие мы организовали по принципу клиент-поставщик. Об­ласть производства является поставщиком для области сбыта и сер­вис-блоков, как, например, область производства инструментов яв­ляется под-поставщиком для производственных блоков. Внутри этих производственных блоков, в которые, соответственно, входит при­мерно по пятьдесят сотрудников, больше нет промежуточных уров­ней. Руководитель бизнес-блока несет непосредственную персональ­ную ответственность за всех своих сотрудников. У нас нет старшего рабочего в его классическом понимании. Теперь наша иерархия выг­лядит так: правление — бизнес-блок — руководитель — сотрудники.

Сколько сотрудников входят в одну рабочую бригаду? Есть ли в под­чинении руководителей бизнес-блоков так называемые самоуправляемые рабочие бригады ?

Да, но самоуправление должно быть несколько ограниченным. Орга­низация нашего предприятия такова, что эти бизнес-блоки, именно в области производства, должны быть как можно более экономически независимыми. Они выполняют все функции, начиная от составления рабочего плана, логистики и заканчивая планированием качества и управлением производства. То есть, на первом этапе мы упразднили бывшую прежде централизованной подготовку производства, и под­чинили сотрудников этим бизнес-блокам. Внутри бизнес-блоков мы создали так называемые команды поддержки, состоящие из четырех-шести сотрудников. Эти команды поддержки выполняют все функции готовящихся проектно-конструкторских работ, необходимых для бес­перебойного производственного процесса. В производстве существу­ют, конечно, команды, находящиеся под руководством инструктора («первый среди равных»), но не в дисциплинарном, а в профессио­нальном отношении. Мы работаем в трех сменах. В зависимости от ве­личины бизнес-блока, в каждой смене, как правило, работают три инструкторские бригады, то есть девять команд с шестью сотрудника­ми в каждой плюс эта команда поддержки.

Существует ли между отдельными бизнес-блоками договора, связан­ные с TQM (с контролем за качеством), тогда когда один бизнес-блок передает свою продукцию другому бизнес-блоку. Если да, то как заключа­ются подобные соглашения, договора между бизнес-блоками?

Такие соглашения и твердые (расчетные) цены существуют между производством и сбытом. В этом отношении даже производственный блок не несет ответственности за результат — он несет ответствен­ность только за затраты. Производственный блок считается успешным, если он смог затратить на производство меньше этих стандартных зат­рат, этой твердой цены. Вопрос качества или брака у нас решается так: если из производственного заказа в запланированное количество

208


500 штук только 300 штук изготовлено безупречно в отношении каче­ства, то только эти 300 штук будут отвезены на склад или доставлены клиенту. Производственный блок получит, соответственно, кредито­вое авизо только на 300 штук, но он должен нести расходы за все проведенные работы, в том числе и за первые рабочие операции по 500 бракованным штукам. Таким образом, по этому документу дан­ный бизнес-блок понесет убытки.

Сотрудники, таким образом, обучаются предпринимательскому мыш­лению ?

Да. В этом отношении у нас завязалась очень интересная дискуссия между блоком сбыта и производственным блоком. По сути дела, сей­час эта дискуссия разгорелась еще интенсивнее, чем раньше. Сотруд­ничество между бизнес-блоками теперь не осуществляется по прин­ципу улицы с односторонним движением, когда происходит посто­янная перебранка, когда блок сбыта говорит, что производство работает слишком медленно или обходится слишком дорого, или производ­ственный блок заявляет: «То, что они от нас хотят, невозможно». Тем временем производственный блок говорит блоку сбыта: «У нас есть свободные мощности, мы можем выполнить для вас больше работы, найдите нам еще заказов по тому или другому ассортименту изделий». Кроме того, теперь у нас идет общение напрямую между руководите­лями блоков, например, между главой блока продажи комплектую­щих деталей для автомобилей и главой производственным блоком (Buchsen). Руководитель блока, ответственного за сбыт, указывает на то, что есть проблемы с затратами, и просит заново произвести пред­варительную калькуляцию. Предварительная калькуляция в производ­ственном блоке осуществляется. В конце концов руководитель блока сбыта может снова заявить, что, несмотря на учтенные потенциалы возможной экономии, затраты все еще слишком высоки. Потом раз­горится спор о том, какие технические возможности у нас есть, что­бы упростить или переконструировать данный продукт, чтобы пред­ложить его клиенту по приемлемой цене.

Предпринимательское мышление предполагает, что сотрудники при­нимают участие в денежном выражении результатов работы бизнес-блока. Как это происходит на Вашем предприятии?

Эта тема еще у нас окончательно не решена. На настоящий момент ситуация следующая: уровень зарплаты руководителей блоков зависит от результатов работы вверенных им блоков. 25% их годового жалова­ния зависит от результатов работы блока, из которых половина зави­сит от прибыли с продаж, то есть напрямую зависит от общей прибы­ли, полученной фирмой «Миба Глайтлагер АГ». Сейчас мы как раз находимся в процессе разработки новой схемы оплаты труда служа-

209


щих, чтобы стимулировать их работу внутри блоков: мы хотим сделать так, чтобы 10% жалованья служащих зависело от прибыли с продаж, то есть от общей прибыли фирмы «Миба Глайтлагер АГ». Такие же планы у нас есть и для разработки новой системы оплаты труда рабо­чих. Однако оба эти вопроса еще не закрыты.

Вы организовали в производственной сфере KVP бригады (бригады, выдвигающие рационализаторские предложения предложения по усо­вершенствованию работы предприятия и экономии затрат). Что Вы можете сказать об этих бригадах?

Все только самое хорошее. Одновременно с осуществлением про­екта по изменению технологии бизнеса мы начали также в рамках KVP-бригад обучать сотрудников и в соответствующем отношении направлять их мотивацию. Наша система очень проста, она не требует больших затрат в плане управления. Мы не выплачиваем никаких пре­мий, рассчитанных в зависимости от сэкономленных затрат, которые в результате дали проекты KVP-бригад, — мы просто платим по 500 австр. шиллингов наличными в знак благодарности. Для нас важ­нее предложение как таковое, чем та экономия, которую оно может в результате дать. Уже на начальном этапе запуска KVP-проекта (проек­та по внесению сотрудниками предложений по усовершенствованию работы предприятия и экономии затрат) мы хотели побудить как можно больше сотрудников вносить свои предложения.

Значит, Вы платите по 500 австр. шиллингов на бригаду?

Да, на бригаду. Фактически за первый год мы получили примерно по 1,5 предложения с обученного сотрудника. Среди них было много очень стоящих проектов, сулящих значительную экономию затрат. Мы сэкономили около 4,5 млн австр. шиллингов — при этом затраты на осуществление этого проекта составили 1,5 млн австр. шиллингов. Сред­нее предложение по усовершенствованию работы и экономии затрат окупается за четыре месяца.

Вы сформулировали для фирмы «Миба Глайтлагер АГ» главные цели будущего. Как Вы действовали при этом? Как отразились эти цели на культуре предприятия?

Разработка этих целей на будущее осуществлялась по нескольким принципам составления учебных программ или по постоянно увеличи­вающимся бригадам. Мы начали с относительно небольшой группы, состоящей из сотрудников, занимающихся сбытом и маркетингом, специалистов по производству и менеджменту, которая определила наши главные задачи. В этом плане мы опять же руководствовались принци­пом из американской литературы по менеджменту, который гласил, что предприятие должно специализироваться на чем-то одном. В сущ­ности, есть три различных направления специализации. Первое — это

210


главенство экономии затрат, это значит, что мы предлагаем клиентам товары по очень приемлемым (хорошим) ценам. Второе — это одно­значная концентрация на сервисном обслуживании клиентов. Третье — это главенство технологии.

Эти три направления обусловливают совершенно разную ориента­цию (склад ума) и организацию работы предприятия. Если руковод­ствоваться главенством технологии, то нужно вкладывать деньги в хорошо оснащенные проекты, в сотрудников с соответствующей ква­лификацией и т. д. Одновременно ориентироваться и на главенство экономии затрат и на главенство технологии нереально. Мы одно­значно выбрали главенство технологии.

Дискуссии в отношении разработки целей на будущее внесли яс­ность в то, что мы хотим. Результаты были положительными. Мы жи­вем и работаем в стране с высоким уровнем зарплат, в центре Европы. Наши клиенты знают, что товары нашей фирмы всегда высококаче­ственны. Мы будем конкурентоспособными и далее, если мы не будем выпускать технологически копируемые товары. В этом отношении мы однозначно ориентированы на главенство технологии. Это и является ядром нашей цели будущего.

Благодарю за интервью.