Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12450
Скачиваний: 84
Соизмеримых целей не называлось. Мы перед собой и не ставили такой задачи. При организации проектов такого рода, я считаю, нужно уметь отличать «организационный проект создания» от «организационного проекта развития». Как только я объединю эти два процесса в рамках процесса реструктуризации, то я автоматически блокирую деятельность людей, так как у каждого человека сразу же возникнет «страх перед правом на существование», который блокирует все действия этого человека. Тем самым творческое начало будет ограничено, когда речь пойдет о том, чтобы разумно провести «организацию создания». Поэтому я убежден в том, что сначала надо попытаться осуществить «организацию создания» — без каких бы то ни было ограничений и количественных целей. Когда это будет сделано, нужно представить все процессы «чистыми», от клиента до поставщика. Потом нужно усовершенствовать процессы. Но пока «цепи процессов» пересекаются, и то и дело появляются пересекающиеся области — «нахлесты», — будут постоянно идти дискуссии, не затрагивающие основных целей. Поэтому мы считаем, что сначала нужно представить «организацию создания», в «чистом виде» ориентированную на процесс, а потом, в рамках отдельных «цепей процесса», — процессы оптимизации, которые подчинены четким целям.
Так, в настоящий момент мы анализируем «цепь процесса» для ППС, имея перед собой задачу значительно сократить сроки поставки. Значительно — это значит сократить от сегодняшних трех месяцев до трех недель. Параллельно существуют цели, касающиеся затрат, производительности труда, — и это понятно. Так, например, для сектора «Грузовые подъемные краны», в котором мы выпускаем новые виды кранов, у нас имеются четкие цели — как, например, на 30% меньше частей, чем в старой серии. Но это я могу сделать только тогда, когда я определю зоны ответственности. Пока я этого не сделаю, то нечего и говорить о четких целях.
То есть реструктуризация была связана с качественными целями, а «организация развития» и конкретная реализация— с количественными целями. Это так ?
Да, это так. Тот успех, которого мы в результате добились, однозначно свидетельствует о том, что мы правильно осуществили реструктуризацию. Реструктуризация 1996 года проводилась в соответствии с четкими целями, соизмеримыми целями, но без распределения ответственности. В то время у нас параллельно осуществлялось несколько проектов (до 70 проектов), и для каждого проекта были предусмотрены свои цели. Все это требовало больших расходов, на интенсивное управления тоже было потрачено много времени. В этой связи были проведены мероприятия по сокращению затрат, для каждого проекта — свои. Эта и было реструктуризацией, которую мы в то вре-
217
мя осуществили. Теперь пришло время фазы оптимизации — все это понимают. На базе того, чего мы уже достигли, мы можем вступить в фазу оптимизации и снова поставить конкретные цели, которых мы хотим при этом достичь.
То есть вначале были поставлены четкие цели: что нам нужно сделать в отношении занятых на предприятии сотрудников, производства, производительности труда и, прежде всего, в отношении качества продукции. Затем наступил этап разработки организационной структуры, ориентированной на рынок. В январе 2000 года начался тот этап, на котором нам надо реализовывать количественные цели, а именно этап оптимизации процесса.
Любой процесс преобразований наталкивается на сопротивление, на сопротивление тех сотрудников организации, которые настроены скептически. Как Вы решаете эту проблему?
Всегда важно при постановке подобных вопросов обратиться к истории предприятия: какая культура царит на предприятии? Каждый, кто занимается процессами преобразований, должен знать, что смена культуры на предприятии длится шесть-семь лет. Смена курса движения в эти пять-шесть лет означает возвращение на старт — к нулевым позициям, то есть надо начинать все сначала. Уже прошло четыре года с момента смены курса у нас на фирме, и за это время мы увидели разное отношение сотрудников: от радостного воодушевления до попыток помешать осуществлению преобразований. Для меня самым важным аспектом является культура искренности, откровенности, — культура, которая предполагает и рассмотрение личных проблем сотрудников. Подобную культуру надо развивать, если пока ее нет. Сократить риск возникновения атмосферы непонимания на предприятии, нежелания выслушать противоположную сторону можно только с помощью достижения культуры искренности, при которой открытый диалог с сотрудниками является реальностью, — диалог, в котором сотрудник может откровенно рассказать, что его волнует и мучает, не боясь каких бы то ни было «наказаний» со стороны руководства.
Я твердо убежден в том, что вследствие недостатка общения на предприятии возникает много нежелательных проблем. Культура открытого общения играет очень важную роль. На это требуется много времени — чтобы выслушать, чтобы выдвинуть нужные аргументы, чтобы самому высказаться и, конечно, чтобы «раскрыть» собеседника. В период проведения преобразований это становится особенно важно. Как раз те люди, которые кажутся нам сильными, на самом деле бывают слабее других, именно у таких людей много душевных проблем. Важно создать на предприятии базу доверия, на которой можно что-то создавать. Я уверен, что только после этого можно предприни-
218
мать какие-то важные шаги. Я абсолютно не принимаю для себя такой тактики, когда каждый квартал на предприятии сообщают плохую новость: «Мы снова вынуждены сократить несколько сотрудников». Это вносит на предприятие атмосферу постоянной тревоги, с которой уже ничего не поделаешь. Руководители, принимающие подобные меры, рассуждают так: «Сделаем это разок, пусть это не совсем красиво по отношению к уволенным, пусть некоторое время на предприятии будут раздоры, но вскоре ведь все наладится, и можно будет продолжить работу». В 1996 году нам пришлось сократить 1256 сотрудников, но через некоторое время мы снова приняли на работу 1424 человека. С помощью этих 1424 сотрудников мы достигли оборота в 3,3 млрд.
При осуществлении реструктуризации такого масштаба важно, чтобы сотрудники — даже если они сами не могут участвовать в проектных группах — были подключены к работе, особенно на том этапе, когда еще, при определенных обстоятельствах, преобразования возможны. Так ли все это проходило на Вашем предприятии, например в информационных рынках?
Да, конечно. Мы убеждены в том, что коммуникация (связь внутри предприятия) должна быть налажена, а если ее нет, то вся тщательно продуманная теория рухнет как карточный домик. Поэтому у нас существует так называемая информационная лестница, начинающаяся от высшего руководства предприятия (где в рамках «стратегической команды», в которую входят главные собственники и старожил предприятия — консультант по вопросам менеджмента, а одновременно и члены наблюдательного совета, собираются ежемесячно) и проходящая через руководящую бригаду (в которую входят 20 руководителей). В каждой рабочей области есть тоже своя руководящая бригада, которая заседает ежемесячно, а внутри руководящей команды также проходят еженедельные совещания, — таким образом, эта информационная лестница замыкается. Нам помогает также наш небольшой журнал «Newsletter», в котором содержится вся информация о работе предприятия, о новостях, об ушедших и пришедших сотрудниках и т.д. Кроме всего прочего, именно для этих преобразовательных процессов проводятся крупные мероприятия, в которых принимают участие от 70 до 100 человек.
Можете ли Вы сейчас что-нибудь рассказать о преобразованиях, которые Вы уже наметили на будущее, или же говорить об этом еще слишком рано ?
Я считаю, что, прежде всего, новая организационная структура, которую мы ввели в январе 1999 года, должна «пустить корни». Управляющим в рабочих секторах надо некоторое время отдохнуть, чтобы
219
консолидироваться для оптимизации процессов. В этом мы видим очень большой потенциал для будущего.
В заключение, нельзя забывать, что в августе 1999 года мы купили фирму во Франции с оборотом в 400 млн, которую нужно интегрировать. Это одна из самых больших коммуникационных задач, которую нам нужно решить. Новые организационные формы на данный момент для нас еще «не на месте» (не в том расположении, в котором они должны быть). Но все будет сделано постепенно. Мы сейчас достигли того, чего мы хотели достичь. Теперь наша задача — еще в большей степени ориентироваться на рынок и, соответственно, проявлять большую активность в отношении наших акционеров.
Это значит, что теперь настало время для проведения индивидуальных работ внутри каждой отдельной рабочей области в целях оптимиза-ции процессов?
Совершенно верно.
Благодарю за интервью.
Интервью с доктором наук господином Вольфгангом Вайдлем
Генеральный директор
Название фирмы
Оберцстеррайхише Ферзихерунг АГ
Адрес
Груберштрасе 32 А-4020 Линц
Вид деятельности
Страхование
Экономические данные
В млн (авст. шиллинги) |
1997 |
1998 |
1999 |
Оборот/Страховые взносы |
2289 |
2327 |
2520 |
Итоговая сумма |
6752 |
7260 |
8114 |
Годовая валовая прибыль |
143 |
160 |
134 |
Сотрудники
|
1997 |
1998 |
1999 |
Количество сотрудников |
548 |
570 |
564 |
Как развивалось Ваше предприятие в последние годы ?
За последние пять лет мы достигли большого прогресса, значительного роста товарооборота — примерно 10% в год, а также увеличения штатов.
Это позитивное развитие предприятия наверняка шло параллельно с преобразованиями. Можете ли Вы назвать некоторые из этих важных преобразований ?
Рынок очень изменился. Преобразования состоят, прежде всего, в том, что раньше мы работали на защищенном, надежном рынке. Сегодня у нас много конкурентов. Также новым для нас являются падающие темпы роста в области страхования несчастных случаев, растущие концентрационные движения (движения концентрации) и увеличивающееся бремя издержек. Все это требует значительной ориентации на запросы клиентов, что в прошлом не играло для нас та-
221