Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12456
Скачиваний: 84
Интервью с доктором наук господином Клаусом Шютцделлером
Председатель правления
Название фирмы
Палфингер АГ
Адрес
А 5101 Бергхайм/Зальцбург
Вид деятельности
Гидравлические грузоподъемные и погрузочные системы
Экономические данные
В млн (авст. шиллинги) |
1998 |
1999 |
+/- в% |
Оборот |
194,6 |
243,2 |
+24,9 |
EBIT |
20,2 |
26,9 |
+33,2 |
Итоговый результат, не обложенный налогом |
16,3 |
24,0 |
+47,2 |
Результаты хозяйственной деятельности |
10,7 |
16,8 |
+57,0 |
Сотрудники
|
1997 |
1998 |
1999 |
Количество сотрудников |
1231 |
1268 |
1424 |
Как развивалось Ваше предприятие в последние годы ?
Во-первых, надо сказать о том, что предприятие «Палфингер» в историческом аспекте является предприятием, прирост которого, начиная с 1964 года, составляет 15% в год, и поэтому процессы преобразований на нем являются обычным делом — это уже стало частью культуры этого предприятия. Руководство вынуждено постоянно менять и преобразовывать организационную структуру, чтобы устоять в конкурентной борьбе. Прирост 15% в год сохраняется и в последние годы.
Колебания курсов, повлекшие за собой девальвацию валют в Италии и Швеции, стало причиной сложной ситуации у нас в стране, так как именно в этих странах действуют наши конкуренты. В тот момент они получили преимущества с точки зрения издержек про-
212
изводства в размере 25—33%, которые нам нужно было компенсировать. Это было для нас сложное время. В 1996 году мы начали проводить процесс реструктуризации, результатом которого было получение нами первых прибылей в 1997 году. В 1998 году все шло также хорошо. В 1999 году рост оборота и прибылей еще больше увеличился.
Вы упомянули, что у Вас на предприятии постоянно шел процесс реструктуризации. Не могли бы Вы привести некоторые примеры?
На нашем предприятии мы всегда исходили из того, что у самостоятельного предприятия есть очень важная доминантная функция. Так сказать — предприятие в предприятии. Из этого мы хотим извлечь как можно больше возможностей. Это проявляется и уже оправдало себя в сфере сбыта, особенно в экспорте. Мы экспортируем более 90% нашего оборота в 72 страны. Во всех этих у нас есть основные импортеры, почти все из которых являются самостоятельными предприятиями. Тем не менее они работают исключительно для «Палфингера» и поэтому связаны с нами почти семейными узами. Это означает, что нашу особую культуру мы создали и за пределами предприятия. 12 лет назад мы ввели так называемые рабочие единицы, которые действуют в виде самостоятельных обществ (компаний). Мы наделили эти сравнительно небольшие организационные единицы деловыми функциями. Мы придаем большое значение этой правовой самостоятельности и соответствующему предпринимательскому мышлению. Это основные пункты нашей работы, которые имеют для нас большое значение, когда мы пытаемся предоставить нашим подчиненным свободу действий в организации работы, что побуждает ответственных менеджеров ориентироваться в своей работе на результат.
Уже несколько лет назад Вы ввели в производство принцип «менеджмента без излишеств». Что Вы можете рассказать об этом?
Здесь речь идет о «штурманском» проекте, который мы реализовали на нашем предприятии «Продукцьонтехник ГмбХ» в Ленгау. В область производства и монтажа (установочных работ) были введены формы деятельности, ориентированные на работу в бригадах. Результаты были очень положительными.
Вы упоминали о реструктуризации, децентрализации и о том, что были учреждены собственные фирмы. Расскажите об этом подробнее.
Со времени ввода этого принципа организации работы предприятия, рынки и общие условия очень сильно изменились — так, что, хотя мы и сохранили этот основополагающий принцип, но должны были приспособиться к отдельным стратегическим рабочим единицам. С января 1999 года мы работаем с уже усовершенствованными новыми организационными формами. Мы наделили определенным кругом обязанностей четыре стратегические рабочие единицы:
213
-
Сектор «Грузовые подъемные краны» как первую и пока самую крупную рабочую сферу двумя собственными обществами (компаниями), а также двумя различными местами размещения производства и установочных работ (сборки)
-
Сектор «Гидравлические системы»
-
Сельское хозяйство и лесное хозяйство, сконцентрированные в одном месте
-
Сектор «Производство — Поставка — Сервис» (ППС), ответствен за подготовку к основному производству и обеспечение предприятия поставками с других предприятий.
Тем самым за поставку и производство стал ответствен один сектор. Упомянутые в первую очередь три рабочие сектора ответственны за разработку, сборку и сбыт продукции, таким образом, мы разграничили ответственность по специализированным сферам. В результате мы имеем ориентированную на рынок организацию рабочих секторов.
Сектор «Грузовые подъемные краны» обслуживает совершенно другой сегмент рынка, и поэтому в этой области иная структура сбыта. Это относится и структуре посредничества.
В секторе «Гидравлические системы», имеющем несколько источников прибыли — военно-морской флот, железные дороги, переработка отходов — разрабатываются, монтируются и реализуются складские погрузчики, автомобили-самосвалы. Здесь опять же необходимы совершенно другие каналы сбыта. То же самое касается сельского и лесного хозяйства. Поэтому мы очень четко разделили эти каналы сбыта. Самый небольшой «общий знаменатель» — сектор «Продукция — Поставка — Сервис» (ППС).
Могут ли рабочие сектора, например, принять такое решение, что производством будет заниматься не сектор ППС, а определенные составные части будут закупаться извне, а затем монтироваться в рабочем сеторе?
Закупки осуществляются централизованно в ППС, мы сознательно организовали централизованные закупки в бригаде. В конечном счете, правда, проводится совместное голосование о том, что мы будем производить и закупать. Несколько лет назад мы сократили глубину обработки. Это означает, что мы в этом стремимся найти некий баланс между имеющимися собственными производственными мощностями и необходимыми преобразованиями. В конечном счете, однако, мы решили, что будем увеличивать оборот, не делая крупных вложений в здания и производственное оборудование. То есть в будущем мы планируем больше производить: за последние два года мы увеличили наш оборот с 1,8 до примерно 3,3 млрд. Этого мы достигли, не делая крупных вложений в недвижимость. Таким образом — сокращение глубины обработки, сохранение постоянного состава сотрудников, но
214
в то же время более высокие объемы производства при примерно таких же ресурсах.
Каковы были результаты разделения рабочих секторов, а особенно объединения производства— поставки— сервиса в один рабочий сектор?
Прежде всего, надо сказать, что всегда хорошо, если четко определены зоны ответственности и исключены споры о компетенциях. Тогда всякого рода дискуссии очень быстро переключаются со споров о компетенциях на главные темы, то есть на разговоры по существу. А это как раз то, что значительно ускоряет работу внутри предприятия и поэтому имеет чрезвычайно позитивные результаты. Мы также убеждены в том, что объединение производства и закупок в один рабочий сектор является большим плюсом, так как мы тем самым исключаем эффект дегресии (=снижения) количества.
Подобная реструктуризация осуществляется на предприятии не за пару дней. Сколько по времени длился этот процесс, и как Вы при этом действовали ?
По сути, это была трехступенчатая реструктуризация, начатая в 1996 году. В 1996 году нам нужно было внести большие изменения, так как наши производственные мощности в соотношении с результатами работы были слишком велики. В том же году, на втором этапе, мы упразднили сложную холдинговую структуру, которая существовала у нас в руководящих обществах (компаниях), и создали очень «плоскую», простую структуру. В итоге было основано акционерное общество со стратегическими рабочими секторами. В 1998 году мы создали такую структуру, что сейчас (с начала 1999 года), после объединения четырех рабочих секторов и АО как такового, мы имеем эффективную в работе и четкую организационную систему. В итоге было осуществлено три крупных структурных преобразования за три года.
Полагаю, что для осуществления этих преобразований Вы подключили к работе проектные группы. Расскажите об этом подробнее.
Этот процесс не был запланирован до мельчайших деталей с самого начала. Мы точно не знали, что в конце концов из этого получится. Когда кто-нибудь, проводящий такую крупную реструктуризацию, утверждает, что с самого начала он знал, какой будет результат, — такой человек явно преувеличивает. Главное, что делали мы, — мы следовали четко определенному принципу, в котором я был абсолютно уверен. Я приверженец принципа осуществления преобразований «снизу вверх», а не «сверху вниз». Я не хотел проводить процесс реструктуризации с участием консультантов по организации производства, которые предлагают концепцию, будто бы подсказывают правильный путь следования, а потом просто удаляются. Иногда они еще и присутствуют на некоторых этапах преобразовательных процессов,
215
но уж точно на три года они с нами не останутся. Это не оправдывает затрат. Для меня важнее, чтобы люди, работающие в организации, как можно в большей степени принимали в преобразованиях участие. Поэтому мы постоянно работали с проектными группами. Вначале — в рамках отдельных стратегических рабочих групп (СРГ) и позднее — когда дошло до комплексной реструктуризации, в соответствующих бригадах. Мы дали бригадам достаточно времени, чтобы осознать проблему и определиться с решениями.
Кто был инициатором, то есть кто пришел к выводу, что предприятие должно быть реструктурировано в этом направлении ?
У нас на фирме есть несколько органов, таких же как на любом другом предприятии. На высшем руководящем уровне, состоящем из 20 человек, каждые три месяца проходят собрания, то есть четыре раза в год. На одном из таких собраний мы просто выработали для себя такие задачи. Мы поняли, что в структуре, которая у нас была в то время, — очень «плоской», но в то же время очень разветвленной, слишком много пересекающихся задач и также слишком много полномочий сосредоточено в правлении.
Поэтому мы запланировали перенести некоторые широкие полномочия из правления в рабочие сектора. Для этого было необходимо, чтобы сотрудники были готовы к принятию на себя новых задач и функций. Управляющие секторами как раз сказали, что хотели бы иметь больше свободы действий, например, в сфере вложения инвестиций. Таким образом, инициатива исходила от руководства предприятия. Мы планировали получить в результате четко разграниченные, транс-парентные единицы, в которых была бы внутренняя логика.
Вы говорили о том, что Вы считаете, что подобный процесс реструктуризации должен осуществляться «снизу вверх». Привлекали ли Вы к работе в этих проектных группах также сотрудников, не имеющих руководящих функций, как, например, совет предприятия ?
Совет предприятия был, конечно, привлечен к обсуждениям, когда речь шла о выборе общественно правовых структур. Правда, совет предприятия участвовал здесь, скорее, в качестве члена наблюдательного совета, а не в качестве совета предприятия как такового. Мы, конечно, привлекли к участию и сотрудников рабочих секторов. Их мнение тоже учитывалось, и они должны были освоиться в новых структурах. То же самое касается и участия последующих уровней предприятия. В итоге получился очень интенсивный коммуникационный процесс. Когда пришло время объявить о новой организационной структуре, уже ни для кого это не было большой новостью.
Вы сказали, что плановые задания исходили от правления. Были ли и цели названы в этих рамках?
216