Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12451

Скачиваний: 84

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кой важной роли. Раньше у нас была бюрократическая организацион­ная структура, и мы не были ориентированы на запросы клиентов. Таким образом, возникла необходимость изменить организационную структуру предприятия. Также и в офисной работе мы стали ориенти­роваться на клиентские группы.

Не могли бы Вы привести конкретные примеры, как осуществляется эта ориентация на запросы клиентов?

Раньше наше предприятие было организовано в соответствии со следующими областями деятельности: страхование жизни, страхова­ние автомобилей, страхование на случай пожара, страхование изде­лий из стекла и т. д. Теперь же наша организационная структура соот­ветствует: потребительским группам, крупным клиентам, сделкам с частными клиентами, сделкам с фирмами и т. д. То есть — ориентация на потребительские группы вместо ориентации по областям деятель­ности.

Как проходил этот процесс преобразований? Привлекали ли Вы к ра­боте простых сотрудников ? Если да, то как это выглядело ?

Еще в 1985 году мы предприняли попытку начать этот процесс. Но тогда ввести новую организационную структуру не удалось, так как для этого еще не пришло время: «давление» рынка еще было не доста­точно сильным, то есть ситуация на рынке еще к этому не вынуждала. В следующий раз попытка была предпринята в 1994—1995 годах. Со­трудники быстро подключились к работе, несмотря на то что их не особенно радовала перспектива отказаться от привычной деятельнос­ти и начать учиться работать по-новому. Но в конце концов им при­шлось это сделать, так как к этому вынуждала ситуация на рынке и усилившаяся конкуренция. Наши сотрудники были вовлечены в про­цесс преобразований, разработка задач и целей осуществлялась в про­ектных группах. Но самое главное, что давление внешних условий сти­мулировало этот процесс.

То есть — появление чувства неуверенности и основанное на нем осоз­нание того, что действительно что-то нужно делать. Можно ли ска­зать, что это и были отправные точки для преобразований ?

Да, я думаю, вполне можно это обозначить так. Без наличия вне­шних влияний, конечно, ничего бы не было. Параллельно с этим мы внесли много других изменений. Во-первых, сотрудники стали прояв­лять на своем рабочем месте больше гибкости, чего мы и хотели от них добиться. Во-вторых, мы добились большей гибкости и в системе оплаты труда. Участие сотрудников распространялось на все сферы деятельности. Просто потому что сегодня граница между успехом и поражением очень размыта, и потому что сотрудники осознали, что преобразования необходимы.

222


Можете ли Вы подробнее объяснить, как выражалась гибкость в вы­полнении задач?

Сегодня мы не стремимся к тому, чтобы сотрудники выполняли одну и ту же работу с момента прихода на предприятие и до пенсии. Они должны выполнять на нашем предприятии различные функции — просто чтобы развиваться как сотрудники, а не стоять на месте. Также мы придаем большое значение оказанию временной подсобной по­мощи сотрудников одной области деятельности сотрудникам другой области деятельности. Раньше всегда очень мешало то, что, когда в каком-нибудь отделе образовывалось «узкое место» (то есть требова­лась помощь), другой отдел, у которого, возможно, имелись свобод­ные производственные мощности, не оказывал требуемой помощи. Теперь все обязаны оказывать друг другу практическую помощь, так как мы создали более крупные рабочие единицы, и оказание помощи внутри этих рабочих единиц, а также смена рабочих мест стало обыч­ным явлением.

Были ли до начала осуществления проекта по ориентации на запросы клиентов поставлены четкие цели, то есть было ли решено, что нужно достичь посредством этого проекта, были ли поставлены количествен­ные цели?

В первую очередь были поставлены количественные цели. Количе­ственные цели касались работы с клиентами за пределами предприя­тия. В офисной работе на предприятии у клиента должно было быть только одно контактное лицо.

Таким образом, потребность в преобразованиях была вызвана ситуа­цией на рынке ?

Потребность в преобразованиях была вызвана ситуацией на рынке и запросами клиентов. Клиент не может понять, почему работа наше­го предприятия организована по областям деятельности и почему его (клиента) требования и желания выполняются не в полной мере.

Можете ли Вы еще привести пример какого-либо преобразования ?

Ориентация на высокую производительность в последние годы зна­чительно усилилась. С одной стороны из-за «давления» сложившейся ситуации на рынке, с другой стороны, из-за того, что теперь на на­шем предприятии оплата труда зависит от производительности. У нас работает много молодых сотрудников, и мы уделяем фактору «произ­водительность труда» гораздо большее внимание, чем раньше.

Как измеряется производительность, я полагаю, в соответствии с до­стигнутыми целями ?

Мы обговариваем для каждой области деятельности очень конк­ретные цели — не только качественные, а прежде всего, соизмери-

223


мые цели. При этом существует очень много возможностей. Начиная от доли покрытия издержек, количества заявлений, количества слу­чаев нанесения ущерба и заканчивая сэкономленными сбережениями. По этим критериям мы начисляем сотрудникам зарплату.

То есть существует фиксированная зарплата и к ней прибавляется надбавки за успехи в работе, измеряемые в зависимости от достигнутых сотрудником целей ?

Да, существует фиксированная зарплата. Оплата труда в зависимо­сти от производительности колеблется от 90 до 120% и начисляется один раз в год, потому что подобные расчеты мы ведем только раз в год. Правда, это подводится не под какие-то конкретные даты, типа Рождества или Пасхи; когда сотрудник закончил какой-либо проект или когда он достиг особых успехов, тогда он получает соответствую­щую премию из этой суммы, которая выделяется для выплаты в таких случаях.

Сколько процентов сотрудников получают надбавку за особые успехи, превышающую фиксированную зарплату?

Максимум 30% сотрудников получают более 100% своей фиксиро­ванной зарплаты.

То есть через год зарплата данного сотрудника может снова изме­ниться ?

Для нас важно то, что мы не предоставляем никаких обременитель­ных для будущего или необратимых платежей и вознаграждений. По­добные выплаты производятся тогда, когда, с одной стороны, мы мо­жем себе это позволить, а с другой стороны, когда сотрудник добился каких-то особых успехов в работе, — в таких случаях предоставляются вознаграждения. Все это согласовывается с советом предприятия. Таким образом, предоставление премий зависит от производительности пред­приятия, от результатов деятельности предприятия и от работы сотруд­ников. В крайних случаях, в неудачные годы для нашего предприятия, сотрудники выполняют работы в два раза больше, но не получают при­бавок к своей зарплате.

Можете ли Вы подтвердить то, что, благодаря ориентации в оплате труда за достигнутые успехи в работе, заметно повысились производи­тельность труда и выход продукции?

Да, конечно, производительность труда повысилась. К тому же из общей массы выделились «неэффективные» сотрудники. В прошлом составной частью нашей культуры было то, что мы проводили многие совместные процессы, имея неверное представление об отношениях внутри коллектива. Зачастую мы не знали, кто ориентирован на ус­пех, то есть кто работает хорошо, а кто плохо. Преобразование, кото-

224


рое мы осуществили по этой проблеме в сотрудничестве с интернаци­ональной фирмой, оказывающей консультационные услуги, помогло нам научиться лучше разбираться в своих сотрудниках.

Как отреагировали сотрудники на проводимые различия между пожи­лыми и молодыми работниками фирмы?

Конечно, такие различия существуют, прежде всего, потому что мы стали несколько по-другому распределять пожизненный доход (за­работок). Мы выдаем молодым сотрудникам, которые, естественно, работают с высокой производительностью, больше. Наш коллектив­ный договор был основан на этом отныне пересмотренном принципе предоставления преимущества старшим. Раньше, чем старше человек был, тем больше он получал. Теперь же мы руководствуемся противо­положным принципом и платим больше молодым. Таким образом, мы уравновесили (сгладили) «перепады» в заработной плате.

У нас существует градация (классификация) по баллам, каждой функции соответствует определенная сумма баллов. Таким образом и рассчитывается зарплата сотрудников.

Проводится ли у Вас сейчас на предприятии какое-либо преобразова­ние?

Да, в настоящий момент мы осуществляем один преобразователь­ный проект. Мы вступаем в сотрудничество с сельскохозяйственными кредитными товариществами. Мы уделяем этому делу очень много внимания, так как это очень сильно влияет на всю внешнюю, а также на всю внутреннюю структуру предприятия.

Каким образом осуществляются у Вас подобные преобразования?

При проведении каких бы то ни было преобразований мы работа­ем с проектными группами, что всегда приносит хорошие результаты. Единственной негативной стороной этого является то, что не все со­трудники в равной степени работают над подобными проектами. Пред­положим мы организовываем проектную группу во главе с руководи­телем этой группы. Он имеет возможность, с нашего согласия, отобрать себе сотрудников. Но, к сожалению, очень часто случается так, что руководитель проектной группы работает, а другие члены группы не работают так активно, как нам бы хотелось.

Как Вы добиваетесь того, чтобы в проведении процесса преобразова­ний принимали участие как можно больше сотрудников?

Как раз на примере ориентации в работе на области деятельности или на запросы клиентов мы увидели, как действовать не нужно. В 1985 году наш проект не удался, в первую очередь, потому, что правление и руководство активно в нем не участвовали. Теперь для нас очень важным аспектом при проведении преобразований являет-

225


ся то, чтобы привлечь к работе как можно больше сотрудников при том, что руководство является движущей силой проекта и показывает сотрудникам пример того, как надо работать. Также мы благодарим сотрудников за достигнутые результаты в работе над проектом.

Сколько, по Вашему опыту, требуется времени, для того, чтобы круп­ные преобразования «укоренились» на предприятии ?

В зависимости от масштаба проекта, на это может уйти как два-три месяца, так и два года. На это влияют трудности, возникающие, прежде всего, при изменении вида деятельности (образа поведения) сотруд­ников. Разное время требуется на «укоренение» преобразований, свя­занных с изменением видов деятельности (образа поведения) сотруд­ников и преобразований, заключающихся в нахождении новых путей решения какой-либо технической проблемы. Достаточно быстро мож­но изменить организационную структуру предприятия, если мы рас­полагаем такими вспомогательными техническими средствами, как ЭВМ. В этом случае самим сотрудникам сильно меняться не приходит­ся. Но для того чтобы изменить образ поведения сотрудников и их отношение, требуется время. Смена образов поведения имела место и при осуществлении проекта, связанного с изменением ориентации в работе на запросы клиентов, потому что отныне сотрудники должны были ориентироваться на клиентов и проявлять другое отношение к клиентам.

Пользовались ли Вы при введении ориентации на запросы клиентов посторонней помощью, то есть помощью внештатных консультантов или же Вы обходились собственными ресурсами ?

Да, при введении ориентации на запросы клиентов мы пользова­лись помощью внештатных консультантов по организации производ­ства. Без этой помощи вряд ли мы бы добились успехов.

Это было полное изменение и организационной структуры нашего предприятия, и образа поведения сотрудников в отношении клиен­тов. Работа почти всех наших сотрудников, кроме сотрудников бухгал­терии и сферы ЭОД, непосредственно связана с общением с клиен­тами.

Можно ли сказать, что успех предприятия, о котором Вы упомянули вначале, по большей части объясняется проведенными преобразованиями?

Мы разделили работу в филиалах на различные «части рынка». Мы всегда стараемся поддерживать контакты с клиентами. Мы считаем, что к клиенту из Штирии (фед. земля Австрии. Прим. переводчика) нужен один подход, а к клиенту из Мюльфиртеля или из Иннфиртеля (мест­ности в Австрии. — Прим. переводчика) — совершенно другой. Также к клиенту из города и к клиенту из сельской местности нужен разный подход. Мы ввели эту стратегию деления рынка на части вместе с кон-

226