Файл: Зачет, АП, 1-66 вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2019

Просмотров: 1484

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить одну из проблемных аспектов в административном праве – это соотношение административного и конституционного статусов граждан. Не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного статуса. Существует достаточное количество прав, которые находятся за пределами конституционного статуса, например, право на управление транспортным средством, право на донорство крови и замену ее компонентов, право на перемену фамилии, имени и отчества, право на приобретение оружия и др.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность, а также деликтоспособность. Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность своими личными действиями: приобретать права и обязанности административно-правового характера; осуществлять их. Момент ее возникновения это достижение гражданином 16 лет. Под деликтоспособностью понимается возможность гражданина нести ответственность за совершенные им правонарушения.

21. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Права граждан в сфере государственного управления – это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти. Права граждан в сфере административного права делятся на общие и специальные.

Общие права не затрагивают сферу государственного управления, к ним согласно Конституции РФ можно отнести право: 1) на свободу передвижения; 2) на неприкосновенность личности; 3) на неприкосновенность жилища; 4) право частной собственности; 5) на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и т.д. Их реализация может привести к деятельности органов государственной власти. Например, при выезде за границу, и при реализации права на передвижение, гражданину необходимо обратиться в специализированные органы для того, чтобы получить визу, загранпаспорт и т.д.

Специальные права относятся непосредственно к сфере государственного управления. К ним можно отнести: 1) право избирать и быть избранными и участвовать в референдуме; 2) равный доступ на государственную службу (реализуется на основании ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Данные законы устанавливают порядок реализации данного права, устанавливают виды: военная, гражданская, иная; закрепляют порядок поступления на государственную службу и требования к кандидатам, определяют механизм сдачи экзаменов, устанавливают должности (наличие определенных критериев, которым должен отвечать человек при поступлении на данную должность); устанавливает ограничения для государственных служащих (например, граждане не могут проходить службу, если их должность связана с подчинением их родственнику); 3) право на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетирований; 4) право на возмещение вреда, причиненного действиями, бездействиями должностных лиц (реализуется в судебном порядке, в рамках гражданского процесса); 5) право на обращение в орган государственной власти и органы МСУ (реализация осуществляется на основе ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Согласно данному закону выделяют: предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Данные обращения подаются как в письменной, так и устной форме. Анонимные обращения рассматриваются только в том случае, если есть угроза жизни и здоровью должностного лица, или содержат информацию о террористическом акте и т.д.); 6) право на обжалование решений должностного лица (осуществляется как в административном (вышестоящему должностному лицу), так и в судебном порядке)


Обязанности граждан в сфере государственного управления - это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления. Конституция РФ устанавливает следующие общие обязанности: 1) Защищать Отечество; 2) платить законно установленные налоги и сборы; 3) сохранять природу и окружающую среду; 4) бережно относиться к природным богатствам; 5) соблюдать законность и т.д.; К специальным обязанностям можно отнести обязанность: 1) соблюдать специальные запреты (например, не заниматься определенными видами деятельности, например, не оказывать медицинские услуги без соответствующего образования); 2) получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузовых или пассажирских перевозок).

22. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

Гарантии административно-правового статуса граждан – это комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан. Экономические гарантии характеризуются: 1) признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности; 2) обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг; 3) поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии предполагают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ и т.д. Характеризуются: 1) уровнем политической стабильности в обществе; 2) эффективностью деятельности органов государственной власти; 3) созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления; 4) наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений и т.д.

Идеологические гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются: 1) уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам; 2) состоянием социальных норм в обществе, их качеством; 2) уровнем общественного порядка и др.


Организационные гарантии представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, надзирающих и других государственных органов и общественных организаций в центре и на местах. Это суд, прокуратура, ОВД, адвокатура, нотариат и т.д.

Юридические гарантии можно разделить на судебные и внесудебные. Судебные гарантии заключаются в деятельности суда по рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений, осуществлению контроля за деятельностью органов исполнительной власти и т.д. Особое место среди судебных гарантий занимает деятельность КС РФ, обеспечивающего защиту прав и свобод граждан и организаций. Внесудебные гарантии заключаются в том, что органы государственного управления призваны создать материальные, организационные, правовые, и иные условия для реализации прав граждан, призваны рассматривать конкретные индивидуальные административные дела и т.д. Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты должностных лиц ущемляют права граждан, то они отменяются и т.д.

23. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Регулирование осуществляется на основе ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Устанавливаются 4 формы (положения) иностранных граждан:

  1. Временнопребывающие (находятся и могут находиться на территории РФ на основании визы (максимальный срок выдачи визы 90 суток) или приглашения работодателя (не более 1 года);

  2. Временнопроживающие (на основании документа временного проживания (не более 2 лет, каждый год устанавливается квота Правительством РФ. Может продлеваться);

  3. Постояннопроживающие (на основании вида на жительство, выдается сроком на 5 лет, продляется)

  4. Проезжающие по территории РФ транзитом (40 суток).

Одно состояние может сменяться другим.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства: 1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации; 2) не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной; 3) не могут участвовать в отправлении правосудия; 4) не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами; 5) не имеют права участвовать в референдуме; 6) на них не распространяется воинская обязанность; 7) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение); 8) могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда); 9) проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений; 10) не могут быть командирами военного, морского, воздушного судна и т.д.


24. Особенности административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Правовое регулирование осуществляется ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О вынужденных переселенцах». Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права: 1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию. 2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне пределов территории РФ. 3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. 4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания. 5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц. 6. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья. 7. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. 8. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ в соответствии с законом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ. 9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ. 10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ. 11. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства). 12. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. 13. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ. 14. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства). 15. Выезжать на место жительства в иностранное государство. 16. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.


Обязанности лиц, признанных беженцами: 1) соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом; 3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; 4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ; 5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ; 6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе; 7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем: 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; 3) на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории РФ.