Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность монополий
1.1. Понятие монополий и методы достижения монопольного положения
Глава 2. Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира
2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах
2.2. Реализация антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства
Глава 3. Содержание и направления антимонопольной политики. Характеристика антимонпольных органов
3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России
Введение
Антимонопольная политика по значимости и актуальности вышла сегодня на одно из первых мест среди проблем, требующих скорейшего разрешения. Цель государственной антимонопольной политики – демонополизации экономики и развитие конкуренции, повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Глобализация мировых экономических процессов, активно влияющих на формирование национальных экономик, оказывает давление на разработку новых нормативно-регулятивных механизмов в сфере конкуренции. Цели государственного и антимонопольного регулирования в этих условиях – с одной стороны, не допустить злоупотреблений доминирующим положением с целью ограничения конкуренции, концентрации и согласованных антиконкурентных действий, направленных на вытеснение конкурентов, с другой, – с учетом национальных отраслевых интересов, создать условия для эффективного развития отечественных производителей, направленные на повышение конкурентоспособности компаний на региональных и мировых рынках.
Цель курсовой работы – исследовать эволюцию антимонопольного законодательства в разных странах.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды монополий и методы достижения монопольного положения;
- проанализировать эволюцию антимонопольного законодательства в зарубежных странах;
- исследовать реализацию антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства:
- проанализировать антимонопольную политику как составную часть концепции экономического развития России;
- проанализировать содержание принципов и методов реализации антимонопольной политики в России.
Объектом исследования являются монополии
Предметом – антимонопольное законодательство
В процессе работы использовались следующие методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа
Тема монополи и их регулирования в разные периоды времени изучалась в работах Ф.М.Шерера и Д.Росса, М.Портера, Р.Коха, Г.Минцберга и др. Также и в России значительный вклад в исследование вопросов развития монополий внесли: Князева И.В. а, Н.М.Розанова, А.С.Пелих, И.В.Сергеев, В.В.Кондратьев и др. Однако проблема антимонопольного регулирования и на сегодняшний день остается открытой, поэтому настоящее исследование является практически значимым как для руководства монополий, так и для органов антимонопольного регулирования.
Логика работы обусловила ее структуру. Работа состоит из введения, основной части состоящей из трех глав, заключения и списка литературы
Глава 1. Понятие и сущность монополий
1.1. Понятие монополий и методы достижения монопольного положения
Противоположностью конкуренции является монополия, которая существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, у которого нет близкого заменителя. В словаре Брокгауза и Эфрона она характеризуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях». Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также возможность получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. Адам Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления»[8].
Монополии по своему характеру, движущим силам, степени достижения и формам проявления можно классифицировать по различным признакам. Представим следующие классификационные признаки монополий: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному и по характеру возникновения (рис. 1.).
По характеру движущих сил можно выделить три типа монополии: естественная и временная.
Существование естественных монополий представляет рыночную ситуацию, при которой существование конкуренции экономически не целесообразно и технологически не возможно. Удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, соответственно какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы.
МОНОПОЛИЯ
По характеру
движущих сил
По территориальному
характеру
По характеру
возникновения
Естественная
Временная
По форме
собственности
Экстерриториальная
Национальная
Региональная
/Местная
Частная
Государстве
н
ная
Патентная
Технологическая
Экономическая
Рис. 1. Классификация различных видов монополий
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей[2].
Закон РФ “О естественных монополиях” позволил разработать направленную на регулирование деятельности естественных монополий систему мер по достижению баланса потребителей и субъектов естественных монополий по эффективному функционированию субъектов естественных монополий. В Российской Федерации имеются два крупнейших субъекта – естественных монополиста: ПАО «Газпром» (газопроводы) и ПАО «РЖД» (магистральные пути).
Все остальные виды монополий - это временные, сформированные, как следствие активного внедрения результатов научно-технического прогресса и благодаря выведению на рынок нового товара. Как правило, временные продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направленных на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.
Кроме разработки и создания принципиального нового товара или услуги, на формирование временной монополии оказывают влияние реализация эффективной хозяйственной стратегии компании, умелого использования технологических инноваций, стратегического учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективного, лояльного и благоприятного режима потребления. [7].
Государство также влияет на создание монополий, является основным инициатором их создания и обеспечивает функционирование в силу различных политических и экономических факторов.
При наличии потенциальных конкурентов и появления товара-заменителя такая временная монополия постоянно мотивирована на концентрацию своих усилий на поддержании мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции.
1.2. Виды монополий
По форме собственности можно выделить два типа монополий – частная и государственная.
Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных условий для деятельности в перспективе.
Особенность государственной монополии состоит в том, что ее деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта. [12]
В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму экстерриториальных/транснациональных монополий (компания Де-Бирс, функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, производства бриллиантов).
Национальные монополии осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «Алроса», Газпром и др.
Региональные монополии действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.
Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. В подавляющей большинстве к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как в своей основе эти рынки локальны. [7]
Структура рынка, в которой отдельно взятая фирма может исказить эффективное распределение ресурсов, может существовать не только в условиях наличия рыночной власти продавца, но и покупателя.
Монопсония – ситуация на рынке, когда существует один покупатель, полностью контролирующий спрос на определенный товар или услугу. Понятие монопсонии находятся в своеобразной симметрии к понятию монополия. Монопсоническая власть проявляется в способности фирмыпокупателя влиять на цену товара и условия его приобретения. Наиболее характерной формой монопсонии является закупка предприятиями пищевой промышленности сырья (молока, мяса, зерна и др.) у предприятийсельхозпроизводителей или деятельность торговых сетей. При массовости закупок крупное предприятие, имеющее монопсоническую власть, способно добиваться более низких закупочных цен или цен поставок, которые являются крайне невыгодными для разрозненных поставщиков или навязывать неконкурентные договоры и условия поставки. [8]
В условиях, когда предприятие имеет доминирующее рыночное положение оно может воздействовать на цену товара, изменяя его количество, в его действиях даже на конкурентном рынке возможны монопольная власть и монополистическое поведение.
В современных условиях экономическая жизнь общества реагирует на наличие двух противоположных тенденций: с одной стороны, развитие активного конкурентного соперничества, а с другой – рост влияния на рынке монополистического поведения отдельных компаний или групп для достижения определенных целей. Монополистическое поведение усиливается вследствие:
- ускорения концентрации и централизации капитала, слияний и поглощений
компаний;
- усиления дифференциации продуктов;
- уникальности производимого продукта или услуги;
- роста ограничений на использование ресурсов;
- ускорения научно-технического прогресса, повышения расходов на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы в наукоемких отраслях;
- преимуществ реализации конкурентных стратегий компаний, сочетающих знание рынка и грамотное управление компанией;
- усложнения отраслевой структуры производства, резкого повышения роли инфраструктуры;
- открытия рынков отдельных стран международному капиталу, расширения роли транснациональных корпораций;
- скорости роста рынка;
- активизации горизонтальной и вертикальной интеграции;
- активной государственной поддержки и помощи отдельным субъектам рынка;
- согласованного поведения (картеля) на рынке независимых субъектов.