Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в мире.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью является включение непосредственно в его фабулу порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений. Появились два новых раздела, включающих антимонопольные требования к торгам и организации государственных и муниципальных преференций, правила рассмотрения дел также установлены непосредственно в законе.

Одной из основных задач при формировании данного закона стало закрепление в нем комплекса норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях, стремящихся к справедливой конкуренции.

Стремление к гармонизации российского и европейского законодательства предопределило введение в закон понятия экстерриториальности действий в отношении соглашений российских или иностранных лиц или организаций. Закон регулирует заключенные за пределами России соглашения, достигнутые в отношении активов, акций (долей) российских хозяйствующих субъектов, прав в отношении российских коммерческих организаций.

ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II

. МОНОПОЛИСТИ

ЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ

КОНКУРЕНЦИЯ

III

.

ЗАПРЕТ НА

ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ

КОНКУРЕНЦИЮ АКТЫ И

ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛА

СТИ,

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА Р

Ф

IY

. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ

И

ОТБОРУ ФИНАНСОВЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

YI

. ФУНКЦИИ И

ПОЛНОМОЧИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ОРГАНА

YII

. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

КОНТРОЛЬ ЗА

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

КОНЦЕНТРАЦИЕЙ

I

Х.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИ

Я

ДЕЛ О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Y

.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕНН

ЫХ ИЛИ

МУНИЦИПАЛЬН

ЫХ

ПРЕФЕРЕНЦИЙ

YII

I

.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА


НАРУШЕНИЕ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Рис.4 Основные положения Закона «О защите конкуренции»

Закон «О защите конкуренции» предусматривает изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства. Уточняется понятие товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенной группе. Включаются определения таких категорий, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, а также понятие согласованных действий.

Действующий в настоящее время подход к определению размера ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не обеспечивает соблюдение законности в данной сфере. Следовательно, неотъемлемой частью реформирования антимонопольного законодательства должно стать принципиальное изменение подхода к определению размера штрафа за нарушение в данной сфере и порядка его исчисления. Новый порядок должен исходить из концепции определения размера ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в зависимости от состава правонарушения, нанесенного ущерба и размера оборота компании, нарушившей антимонопольные требования или не исполнившей решения, предписания антимонопольных органов.

В связи с этим внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В период 2006-2017 гг. российское конкурентное законодательство подверглось существенной модернизации. Был реализован целый ряд законодательных инициатив, направленных на повышение эффективности регулирования конкурентных отношений.

В соответствии с положениями данного Закона достигнуто существенное снижение административного бремени при осуществлении антимонопольного контроля за сделками концентрации для бизнессообщества, при одновременном ужесточении санкций за совершение антиконкурентных действий в виде картелей. В рамках первого антимонопольного пакета в 2007 г. был принят Федеральный закон № 45-ФЗ от 9 апреля 2007 г «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», ужесточающий наказание за нарушение антимонопольного законодательства.

Следует отметить, что работа по совершенствованию российского конкурентного законодательства продолжается и в течение 2014 г. 4 сентября 2014 года Правительство Российской Федерации одобрило Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», т.н. «четвертый антимонопольный пакет». Законопроект предусматривает существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике. Основные положения закона:


  1. Расширение института предупреждения и распространение его на действия органов государственной власти и местного самоуправления, недобросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением (пп. 6 и 8 ч. 1 ст. 10);
  2. Предоставление Правительству РФ права определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства;
  3. Введение предварительного согласования антимонопольным органом создания государственных и муниципальных предприятий;
  4. Расширение перечня лиц, которым может быть направлено предостережение (включение должностных лиц органов власти);
  5. Исключение из статьи 5 Закона о защите конкуренции положения о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов;
  6. Исключение возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  7. Уточнение части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами-покупателями;
  8. Наделение ФАС России полномочием по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов;
  9. Заключение соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа по правилам контроля экономической концентрации.
  10. Исключение уведомительного контроля сделок субъектов естественных монополий.
  11. Исключение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше тридцати пяти процентов [8].

Предлагаемые ФАС России меры должны способствовать формированию конкурентной среды и недопустимости осуществления действий, носящих характер ограничительной деловой практики.

Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономикой. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировках государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.


Заключение

Политика в сфере конкуренции играет центральную роль в реформировании всей системы государственного регулирования институциональных изменений общества, так как базисные принципы и методы конкурентной политики устанавливают эталонные параметры оценки качества экономических и социальных норм и обусловливают применение законов, защищающих конкуренцию.

Глобализация мировых экономических процессов, активно влияющих на формирование национальных экономик, оказывает давление на разработку новых нормативно-регулятивных механизмов в сфере конкуренции. Политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов важнейшая сфера деятельности для мировой и российской экономики, механизмы регулирования конкурентных отношений входят в число приоритетных направлений экономических реформ в России.

Проведение антимонопольной и конкурентной политики, предполагает не только стимулирование структурных изменений состояния рынка, но и позволяет предотвращать негативное влияние на рынок со стороны крупного бизнеса. Результаты, полученные на основе анализа конкурентной среды и процессов концентрации экономической власти на рынке, служат основой принятия управленческих решений в отношении сделок и действий хозяйствующих субъектов, выработки стратегических направлений антимонопольной и конкурентной политики государства.

Во имя сохранения рыночной власти на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, что существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности всех участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Задача государства и антимонопольных органов заключается в том, чтобы пресечь опасные для общества проявления монополизма и создать условия для эффективной конкуренции.

В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 130 странах мира, лежат законодательство о конкуренции (competition law) и антимонопольное законодательство (antitrust law), ставящие перед собой цель – содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов.

Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных странах мира позволили выделить пять концептуальных этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования.


Законы о конкуренции вмешиваются в три определенные сферы функционирования рынка: структуру экономического рынка, экономическое поведение и экономический результат.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики в России можно обозначить следующие положения: содействие формированию рыночных отношений, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соотнесение положений положительного и отрицательного эффекта, предполагающих правила разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

Основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

По состоянию на 1 января 2018 г. ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

ФАС России имеет территориальные органы во всех субъектах Федерации, что позволяет наиболее объективно и оперативно рассматривать ситуации, связанные с нарушением антимонопольного законодательства и осуществлять комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики на территории всей страны.

Закон 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» разработан в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках, учитывает потребности российской экономики и общих тенденций конкурентного законодательства, нормы европейского конкурентного права.

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции"
  2. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях"
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  4. План мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р.
  5. "Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг." (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013)
  6. "План деятельности Федеральной антимонопольной службы на период 2016 - 2021 годы" (утв. ФАС России 25.05.2016)
  7. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов/ И.В. Князева – 5-е изд. Перераб. - М.: Омега-Л, 2016.– С. 15-32.
  8. Князева И.В. Трансформация антимонопольной политики в политику защиты конкуренции в современных экономических условиях: монография / И.В. Князева, О.А. Лукашенко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. -. 148-150 с.
  9. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. – М.: Междунар. отношения, 2012. – 896 с.
  10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.; Пер. с англ. 11-го изд. — М.:Республика, 2011. – Т. 2. – 400 с.
  11. Бицунова С.А. Антимонопольная политика в России // CETERIS PARIBUS. – 2016. – №7/8. – С. 16-18..
  12. Гарасим Ю.И. Государственная политика борьбы с недобросовестной конкуренцией: антидемпинговая и антимонопольная политика // Новый ун-т. Сер.: Экономика и право. – 2012. – № 12 (22). – С. 55-58.
  13. Комаров А.В. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения / А.В. Комаров, К.А. Пилюк // Эконом. и соврем. менеджмент: теория и практика. – 2016. – № 60. – С. 46-53.
  14. Мамедов Т.Ш. Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №65. – С. 212-218.
  15. Родченкова О.А. К вопросу о формировании в России эффективной антимонопольной политики // Бизнес в законе. – 2015. – №4. – С. 138-140. ;
  16. Скворцова В.А. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России / В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская // Изв. ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2016. – №24. – С. 449-456. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-konkurentsii-v-sovremennoy-ekonomike-rossii-1
  17. Шакирова Р.К. О несовершенной конкуренции, антимонопольной политике государства и налогах в ее составе // Гос. упр. и экономика: соврем. состояние и перспективы развития. – 2016. – С. 454-467.
  18. Шаститко А. Конкуренция и антимонопольная политика в неоавстрийской теории // Экон. политика. – 2008. – № 2. – С. 106-126. ;
  19. Шишкин М.В. Проблемы совершенствования антимонопольной политики в современной России (институциональный аспект) / М.В. Шишкин, А.В. Смирнов // Проблемы соврем. экономики. – 2014. – №1 (49). – С. 61-65.